Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Высоцкий — 27 лет спустя

2 июля, 2007 - 20:03
ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ

Земной путь Владимира Семеновича продолжался всего 42 года, но будь Высоцкий жив, ему было бы всего 69, в этом возрасте многие наши знаменитые актеры продолжают с блеском играть на сцене и сниматься в кино, сообщает echo.msk.ru. Но и за 42 года, отведенные ему Богом и судьбой, он сделал достаточно для того, чтобы стать легендой. Высоцкому посчастливилось быть частью несравненного Театра на Таганке образца 60—70-х и начала 80-х, где рядом с ним играли Николай Губенко, Вениамин Смехов, Валерий Золотухин, Алла Демидова, Семен Фарада, Зинаида Славина, Иван Дыховичный. Хотя на сцене Таганки Высоцкий сыграл не так уж много ролей — Галилей в брехтовской «Жизни Галилея», Лопахин в «Вишневом саде», Свидригайлов в «Преступлении и наказании» и, конечно же, Гамлет в трагедии Шекспира — его имя было таким же синонимом театра, как и имя его создателя и главного режиссера Юрия Любимова. Со смертью Высоцкого театр вступил в полосу затяжного кризиса, который удалось преодолеть только уже в наше время.

Владимир Семенович сыграл 28 больших и маленьких ролей в кино. Самая знаменитая, конечно же, сыщик Глеб Жеглов в сериале «Место встречи изменить нельзя» и поручик Брусенцов из фильма «Служили два товарища». Но больше всего он прославился своими песнями. Их сотни. Их знала и пела вся страна, хотя расходились они, в основном, в виде любительских магнитофонных записей, и лишь несколько были официально записаны на пластинках. Песни Высоцкого разобраны на цитаты, фразы из них превратились в пословицы и поговорки, их до сих пор помнят наизусть целые поколения, их до сих пор поют...

Высоцкий очень четко чувствовал свое время, но, по словам барда Сергея Никитина, «если бы Владимир Семенович дожил до сегодняшних дней, то это был бы уже не Высоцкий. Такова его миссия. Условно, он должен был погибнуть. Он жил на разрыв аорты»...

Среди многочисленных бардов Владимир Высоцкий до сих пор остается немеркнущей звездой. Интерес к авторской песне у Высоцкого пробудился после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого Владимир Семенович считал своим учителем. Позже он напишет «Песню о Правде и Лжи», посвященную Окуджаве.

Свои первые песни Высоцкий начал писать в начале 60-х годов. Это были песни в стиле «дворовой романтики» и не воспринимались всерьез ни Высоцким, ни теми, кто был их первым слушателем. Спустя несколько лет, в 1965 м, он напишет знаменитую «Подводную лодку», о которой Игорь Кохановский впоследствии скажет: «Подводная лодка» — это было уже всерьез. И я думаю, что именно эта песня заявила о том, что пора его творческой юности кончилась».

Примерно в это время Владимир Высоцкий приходит в Театр на Таганке, который, по выражению самого Высоцкого, стал для него «своим театром». «Ко мне в театр пришел наниматься молодой человек. Когда я спросил его, что он хочет прочитать, он ответил: «Я несколько своих песен написал, послушаете?». Я согласился послушать одну песню, то есть фактически, наша встреча должна была продлиться не более пяти минут. Но я слушал, не отрываясь, полтора часа», — вспоминает Юрий Любимов. Так начался творческий путь Высоцкого в Театре на Таганке. Гамлет, Галилей, Пугачев, Свидригайлов — целая палитра образов, созданных вместе с Юрием Любимовым. Любимов поставит и последний спектакль с Высоцким — прощание Владимира Семеновича со зрителями...

Однако в театре не всегда все шло гладко. Почти отеческое отношение Юрия Любимова к Высоцкому и всегда прощавшиеся ему проступки вызывали зависть коллег-актеров, за исключением нескольких друзей Высоцкого — Золотухина, Демидовой, Филатова, напоминает сайт peoples.ru. Параллельно с работой в театре были киноработы. Самая известная и самая любимая роль — Жеглов в телесериале «Место встречи изменить нельзя». Тем не менее, этой роли могло и не быть... Майским вечером 78 го года, на даче в Одессе, Высоцкий,Влади и Говорухин собрались, чтобы обсудить сценарий будущего фильма. И вдруг Марина Влади со слезами на глазах берет Говорухина за руку и уводит из комнаты. «Отпусти Володю, снимай другого артиста!». Ей вторил Высоцкий: «Пойми, мне так мало осталось! Я не могу год жизни тратить на эту роль». — «Как много потеряли бы зрители, если бы я сдался в тот вечер», — вспоминал Говорухин.

И действительно, персонаж получился очень реалистичным. Многие телезрители были убеждены, что Глеб Жеглов — невыдуманный персонаж. После показа фильма еще долго шли письма по адресу: «МВД, капитану Жеглову».

А потом пришла любовь. Марина Влади вошла в его жизнь в 1967 году. Высоцкий влюбился в нее после просмотра кинофильма «Колдунья»... Их роман воспринимался, как некая сказка про то, как удалому молодцу из бывшего СССР удалось украсть прекрасную заморскую царевну (знаменитую французскую актрису). Марина была рядом с Владимиром двенадцать лет. «Я жив, двенадцать лет тобой храним...» — успеет написать он на обратной стороне телеграфного бланка. И все эти годы Марина Влади пыталась замедлить бешеный ритм жизни Высоцкого.

«Работать надо!» — была его любимая поговорка. Если бы он мог, он работал бы круглые сутки. Сон — три- четыре часа, остальное — работа. Песни свои он писал в основном ночью. Приходил домой после спектакля и садился за работу. Марина ставила перед ним чашку с обжигающим чаем и тихо садилась в углу. Иногда она засыпала, и тогда, уже под утро, Высоцкий будил ее, чтобы прочесть строки, написанные за ночь.

Песни Высоцкого принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский... Надо было прожить несколько жизней, чтобы прочувствовать все персонажи, обрисованные в песнях. Фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил все то, о чем писал в песнях. Люди, слушавшие его песни «с криминальным уклоном», были уверены, что он сидел. Моряки, альпинисты, шоферы-дальнорейсовики — все считали его своим. В каждой песне была правда жизни.

Сам Высоцкий так говорил об авторской песне: «Я хочу сказать и заверить, что авторская песня требует очень большой работы. Эта песня все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем ни ночью».

...25 июля 1980 года. Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, хотя официального сообщения о смерти не было — в это время проходила Московская Олимпиада. Только над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: «Умер актер Владимир Высоцкий». Ни один человек не сдал обратно билет — каждый хранит его у себя как реликвию...

«Кому сказать спасибо, что — живой!» — написал Высоцкий в своем известном стихотворении. Высоцкий жив и сегодня благодаря людской памяти, питавшейся и питающейся по сей день его стихотворениями, драматургическими произведениями, киноролями, песнями...

Екатерина КАЛМЫКОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ