Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Взгляды»: декларация конфликта

20 мая, 2009 - 20:42

Выставка «Взгляды», открывшаяся в Центре современного искусства на Контрактовой площади, является первой большой экспозицией после перехода этой галереи в подчинение Киево-Могилянской академии.

Здесь собраны работы более чем двух десятков участников преимущественно из Украины, а также из Узбекистана и России; соорганизатором является базирующаяся в Киеве группа молодых художников «Худрада». Проект включает не только выставку, но и двухнедельный ряд лекций и круглых столов, а также акцию-сателлит «Видео на заборе».

При попытке анализа экспонируемых работ наталкиваешься на давнее противоречивое между содержанием и формой. Формально здесь ничего нового нет.

Так, Евгения Белорусец (Киев) в «Раздвоении» выставила несколько черно-белых социальных фотографий из жизни рабочих Херсонского машиностроительного завода, а также распечатанные записи впечатлений свидетелей одного из митингов на заводе.

Харьковская группа «Соска» ограничилась показом давнего, еще 2004 года, видео об акции «Побелка», когда посетителям галереи рекомендовалось собственноручно забелить стену с портретами всех 24 кандидатов на пост президента.

Никита Кадан (Киев) пристроил на стену зеркало в форме флага.

На обратной стороне той же стены — маленькие графические рисунки Николая Власова (Киев), выполненные на компьютере, тема — марксизм и капитализм.

Давид Чичкан (Киев) построил инсталляцию «Сон синдикалистки» — на стене нарисована спящая девушка, сновидение зафиксировано в нескольких картинах над ней, рисунок на стене сливается с реальной кроватью и одеялом, выполненными в цветах анархо-синдикалистского флага.

Черно-белый фильм Дмитрия Моисеева (Киев) «Пришелец» описывает несчастливое прибытие инопланетянина на Землю: очень скоро на комичное существо нападает вооруженная палками злая детвора.

Недалеко от экрана, на небольшом постаменте — черный пакет с золотой надписью: «Когда в холодную зимнюю ночь твой друг постучится к тебе — открой дверь, обними и согрей его, напои горячим чаем» (Владимир Кузнецов, Киев).

«Мобильный спиритический сеанс» Андрея Устинова (Санкт-Петербург — Кельн) — видео о приключениях «медиума» — закутанного в черное статиста, который ездит по улице на инвалидной коляске, с телевизором на коленях, и за умеренную плату (один евро) передает собственным голосом телепрограммы, которые слышит в наушниках.

Уличное видео акции Анатолия Белова (Киев) с единомышленниками «Почем(у) мораль?»: молодые художники клеят на стены черно-белые бумажные аппликации с изображением сюрреалистических персонажей, у которых вместо голов — тележки из супермаркетов, заполненные потребительским хламом.

Видео Александра Барковского (Ташкент) «ТВ «Религия» показывает шепчущие молитвы губы, считающие деньги руки и другие руки, держащие Библию.

Также религиозной темы касается общая работа Олега Перковского (Львов) и Василия Лозинского (Киев) «Декалог» — десять заповедей написаны большими золотыми буквами на одной стене, надпись «Deus Ex Machina» (Бог из машины) на второй, на третьей — видеопроекция номеров домов.

Так что остается повторить: это не ново, все приемы применялись раньше сотнями художников в Украине и за границей намного эффектнее и эффективнее. Большинство средств слишком прямолинейно. То есть если ограничиться лишь вопросом формы, то «Взгляды» не представляют собой ничего интересного.

Однако здесь как раз тот случай, когда важно также и то, что за всем этим стоит. Ведь, по сути, «Взгляды» — это едва ли не первая выставка откровенно политического искусства. Так как тот же Херсонский завод — место невиданного до сих пор столкновения рабочих с владельцами предприятия и властью — завод захвачен рабочими, которые не хотят его закрытия, и удерживается ими уже не первый месяц, и потому собранные Белорусец материалы прочитываются как острые свидетельства этого восстания. Полулюбительская история Моисеева о пришельце — это пусть наивное, однако искреннее обвинение общества в озверении, коснувшемся даже детей. Давид Чичкан — активист антифашистского движения, и его инсталляция является фиксацией тревожной яви, того возмущенного состояния, в котором пребывают многие молодые умы. Фильм Устинова, показывающий приключения «медиума» в Лионе и Москве, превращается в очень показательное сравнение демократии настоящей и «суверенной» — если на толерантном Западе мобильные «пророчества» воспринимают как игру, в которую охотно включаются даже взрослые люди, то в путинско-медведєвской России один из прохожих сразу хочет вызвать милицию, а заканчивается акция настойчивым милицейским «снимите масочку!». А «Почем(у) мораль?» очень точно выглядит рядом с предвыборными плакатами наших «кристально честных» политиков. И правду не скроешь — религия сегодня во многом превратилась в смесь прибыльного бизнеса и настойчивой, далекой от смирения идеологии. А многие видят в различных флагах лишь отражение собственного эго...

«Взгляды» не являются революционным словом в искусстве, но представляют собой довольно убедительную декларацию о намерениях — творить в действительно левом, идейно бескомпромиссном русле, дать наконец актуальной отечественной культуре то измерение, которого ей остро не хватает, или, как сказано в пресс-релизе, «вызывать в украинском художественном сообществе, прежде всего в ее молодой части, стремление к установлению связей с общественной жизнью, с ее болью и энергией. Утвердить в художественной среде приоритетность связей с образованием и критическим активизмом, а не с декором существующего положения вещей».

Станут ли намерения действиями — покажет время.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ