На спектаклях этого уникального театрального форума, который на заре Независимости начинал фестивальное движение в нашей стране, взрослеют юные ужгородцы, здесь они знакомятся с искусством театра, познают его художественную природу и становятся готовыми к зрелому восприятию театра.
Создателю и вдохновителю этой идеи — Александру Турянице с помощью единомышленников (местной власти) вначале удавалось проводить Фестиваль раз в несколько лет, и лишь последнее время «Интерлялька» стала ежегодной встречей представителей удивительного кукольного братства, веселых людей, которые никогда не расстаются с детством.
В этом году символы ужгородской «Интерляльки» — большие куклы Иванко и Маричка приветствовали гостей из десяти стран. Трижды в день на протяжении недели по набережной тянулись вереницы школьников, спешащих в кукольный театр. А здесь их ждали всевозможные чудеса, сказки и веселые истории, невероятные приключения и яркие переживания. Как удастся справиться с трудностями, выпавшими на долю деревянного мальчика Пиноккио из театра «Маска» (Жешув, Польша)? Кто проучит капризную принцессу, которую не может приструнить целое королевство, из спектакля «Непослушная принцесса» театра «Паз» (Белград, Сербия)? А кто захочет подружиться с симпатичным дракончиком Драмидошей из фантастической страны «Мыльнопузыряндия» (Горловка, Украина) или помочь сказочному принцу оживить спящую царевну в стихотворном спектакле «Сказка о мертвой царевне и семерых богатырях» (Гродно, Беларусь)? Зал живо реагировал на происходящее на сцене, и это был тот редкий случай, когда актеры не сетовали на громогласные и шумные реакции зрителей.
На Фестивале обсуждались насущные проблемы искусства играющей куклы, актеры, режиссеры, художники делились опытом, в спорах нащупывались пути дальнейшего движения кукольного искусства, их возможное развитие, творческий поиск современных тенденций.
Фестивальная программа явила целый спектр этих тенденций. Почти во всех спектаклях продолжает преобладать живой актерский план. Зачастую куклой пользуются как подручным инструментом, забывая, что именно она — главное действующее лицо кукольного спектакля. Наивысшим мастерством является умение так одухотворить этого рукотворного человечка, чтобы у зрителей не возникало сомнения, что он действует самостоятельно.
Удивительно чистым представлением в жанровом смысле явилась сказка-легенда «Малята-кармалята» Г. Усача Тернопольского театра актера и куклы. Сцена представляла собой черный кабинет, где куклы существуют в анимационной технике. Можно было проследить работу мельчайших деталей — движение глазок, ручек, ножек, головок куколок. Ими создавался выразительный характер каждого персонажа. История о том, как сообразительные ребята сумели победить спесивого барина, поведала о борьбе Кармалюка за права своего народа. Планы сценического действия были построены таким образом, что даже единственный актерский персонаж — слепой бандурист так взаимодействовал с куклами, что сам воспринимался как кукольный герой. Элементы фона изобретательно и с иронией обозначали каждое место действия.
Современные поиски существования куклы в нетрадиционном виде показал Румынский театр кукол из Бая-Маре в спектакле «Скупой». Здесь крупные кукольные персонажи были разделены на отдельные части, и ими руководили одновременно двое или трое артистов. Создавался интересный эффект живой вибрации стилизованного тела куклы, состоящей лишь из головы, кусков материи, элементов конструкции с угадывающимся силуэтом фигуры. Детали еще одного действующего лица — машины для печатания денег «составлялись» четырьмя артистами, которые в пластическом этюде выразительно демонстрировали этот процесс.
Масштабную постановку «Каштанки» А. Чехова привез Театр «Шут» им. В. Вольховского из Воронежа. Можно сказать, что это был полноценный драматический спектакль с элементами кукольных вкраплений. Довольно точно воссоздана эпоха, передан дух и атмосфера города, свет фонарей, дома, деревянные тротуары. Сценография (Елена Луценко) чрезвычайно образна и конструктивна. Она дает возможность свободно действовать актерам, которые, используя трости, ведут своих кукол. Словно во владениях Гулливера, большие актеры играли маленькими куколками. Сложнейший по партитуре взаимодействия всех деталей спектакль звучал, подобно слаженному музыкальному произведению.
Ассоциативным и многоплановым выглядел спектакль хозяев Фестиваля — ужгородского театра «Бавка» — «Коняги» Р. Московой. Казалось бы, история о жеребенке, который показал достойный урок старой коняге, проста по содержанию, но таит в себе глубокий философский подтекст. Никого нельзя обмануть, если он сам не захочет обмануться. Свобода — превыше всего. Режиссер Михаил Яремчук и художник Леся Лучко создают аллегорию жизни. Посреди сцены — вертящийся круг. Так иногда жизнь выглядит бессмысленным бегом по кругу. Против этой аллегории несвободы и восстает жеребенок. Три актера — Наталья Орешникова, Николай Карпенко, Елена Пышка, мгновенно перевоплощаясь в разных персонажей в удивительно поэтической манере, воссоздавая настроение тихой грусти, проходят этот круг в поисках сути человека, возвращаясь в детство. К истокам. К настоящему.
Взрослые люди играют в куклы. Кажется, они занимаются несерьезным делом. Плоды усилий тех, кто посвятил свою жизнь искусству кукольного театра, — это те основы добра, вкуса, мудрости, жизненного оптимизма, что закладываются в души маленьких зрителей. Процесс этот благодатный, ведь и кукольники сохраняют в своих душах детство.