С 5 по 11 сентября на Черноморском побережье Крыма проходил
VI Международный телевизионный фестиваль «Море друзей». А в его рамках
V — Международный конкурс молодых исполнителей популярной современной эстрадной
песни «Ялта- 2000».
КОНКУРСНЫЕ СТРАДАНИЯ
Нынче проводить фестивали крайне сложно. Казалось бы, зачем
композитору Николаю Мозговому лишняя головная боль: ходить по чиновничьим
кабинетам и респектабельным офисам «новых украинцев», влезать в долги и
наживать врагов? Сиди себе спокойно, почивай на лаврах известности, сочиняй
музыку, возись с очаровательными внучками. За острый язык и строптивый
характер Николай Петрович много себе шишек на лбу набил. И несмотря ни
на что, он все равно организовывает самые престижные вокальные конкурсы
в Украине. Даже недруги маэстро вынуждены констатировать, что ялтинский
и черновицкий конкурсы проводятся на высоком профессиональном уровне. Среди
победителей нет случайных лиц и все, кто засветился там, с эстрадной орбиты
уже не сходят. Другое дело как в дальнейшем молодые артисты пройдут «медные
трубы» популярности, какой репертуар захотят исполнять. Будут ли кропотливо
работать или предпочтут плыть по течению. Во всяком случае имена Таисии
Повалий, Александра Пономарева, Натальи Могилевской, Марины Одольской и
Юрия Юрченко, задающие тон сегодня на украинской эстраде, засияли после
побед на конкурсах им. В. Ивасюка и «Моря друзей».
По словам организатора и председателя жюри «Ялты- 2000»
Николая Мозгового, нынешний фестиваль рождался в страшных муках. Финансовые
трудности заставили перенести сроки его проведения с июля на сентябрь.
— Я столкнулся с безразличием со стороны руководства Министерства
культуры и искусств Украины, — с горечью признался Николай Петрович. —
Кругом волокита, красивые фразы о мифической методической помощи. Но ведь
это только болтовня! Не хотите помогать — скажите прямо. За шесть фестивальных
лет Минкульт только создавал видимость своей кипучей деятельности, а на
деле мне приходилось выкручиваться самому. Нынче экс-советские чиновники
переоделись в национальные одежды, а старый бюрократический механизм продолжает
работать на полную катушку. Трудно находить общий язык с руководителями
телекомпаний. Такое впечатление, что конкурс нужен лично мне. Хотя в положении
«Моря друзей» четко записано, что он является телевизионным. Начальство
на УТ-1 меняется, а нам легче не становится. Эфир дают со скрипом. Мы проводим
акцию на государственном уровне, а нам словно делают огромное личное одолжение,
деря за любой «чих» три шкуры. Благо нашел единомышленника в лице президента
Национальной радиокомпании Украины Виктора Набруско. Благодаря трансляциям
по радио о «Ялте-2000» узнают во всех уголках нашей страны.
С ноября прошлого года над Театром песни, который возглавляет
маэстро, висит дамоклов меч банкротства. Сто тысяч гривен требует погасить
Дворец «Украина» за аренду помещения и постановочные расходы после конкурса
им. Владимира Ивасюка. Уже состоялись два арбитражных суда. Ответчиком
на них выступает Н. Мозговой, а наш Минкульт как бы остается в стороне.
Через пару месяцев пора проводить следующий, ивасюковский конкурс, а тяжба
до сих пор не решена. Другой бы плюнул, а Николай Петрович с упрямством
надевает новый хомут на свою шею.
А ЛИДЕРА ВСЕ НЕТ
На «Ялту-2000» приехали 18 конкурсантов из Беларуси, Болгарии,
Литвы, Молдовы, Словакии, Узбекистана и Украины. Но соревновались лишь
17 вокалистов, так как словак Эрик Ареста сильно простудился. Парень очень
расстроился. Ведь он, как и все певцы, приехавшие на конкурс, ехал за победой,
а тут пришлось сойти с дистанции. Как знать, если бы фортуна была к нему
благосклоннее, то, возможно, места в финале распределились бы иначе. Но
случилось то, что случилось. Первый тур напоминал музыкальный марафон.
Каждый участник исполнял по две песни. Причем одна из них обязательно на
украинском языке. На зрителей и жюри обрушились волны звуков, порой напоминающие
какофонию. Судейская бригада отфильтровывала слабых артистов. Ко второму
туру допустила 11, а к решающему третьему дню осталось 7 певцов. Именно
между ними развернулась настоящая борьба. Перед заключительным вердиктом
жюри я поинтересовалась у его председателя Николая Мозгового, на что он
обращает внимание в первую очередь, оценивая конкурсантов? «На чистоту
фразы, — сказал, как отрубил, мастер. — Вокалист должен уметь грамотно
петь, распределять дыхание, обладать хорошей техникой. Затем важны артистические
данные и насколько верно выбрана песня. Конкурсанты должны показать палитру
своих вокальных возможностей».
Хотя голосование было тайным и до последней минуты не объявляли
победителей, но в этом году мнение судей, журналистов и зрителей практически
совпало. Безусловного лидера среди конкурсантов не было. Поэтому I место
(по 2 500 долларов) разделили Шерзод Остонов (Узбекистан) и одесситка Ольга
Кузина, продемонстрировавшие хорошие вокальные данные. Обоим певцам ректор
Университета культуры и искусств Михаил Поплавский предложил продолжить
учебу в своем вузе (нынче Шерзод живет в городе Навои, выступает в популярной
молодежной группе «Джем», а Ольга учится в Одесском экономическом университете).
Победители домой повезли подарки — музыкальный центры.
На II месте (по полторы тысячи долларов) — певица из Беларуси
Виктория Демьянчук и киевлянин Денис Барканов. Последний каждую песню исполнял
как мини-спектакль. Особенно много споров вызвала «Исповедь» Александра
Егорова. Длинное музыкальное вступление, из зала на сцену медленно выходит
Денис и половину песни-притчи исполняет стоя спиной к зрителям. «Он ломает
законы сцены. В конкурсе подобные режиссерские ходы не уместны», — считает
член жюри Александр Пономарев. Похоже, за артистические выкрутасы Барканову
снизили балл. Зато публика была в восторге. Денис обладает мощным и красивым
голосом. Двухметровый двадцатилетний красавец на подмостках то лиричный,
то экспрессивный, а вне ее — веселый и добродушный. Учится на IV курсе
Киевского колледжа эстрадного и циркового искусства. Он лауреат прошлогоднего
конкурса Владимира Ивасюка. Играет на гитаре, сам пишет музыку и стихи.
Денису Барканову за самобытность и артистизм газета «День» вручила свой
специальный приз — электронную библиотеку нашей газеты и фотоаппарат «Кодак».
III место (по 750 долларов) завоевали Весела Минчева (Болгария) и киевлянка
Виктория Васалатий. Дипломантом «Ялта-2000» стала Гинтаре Каралюнайте (Литва).
Итак, победители определены. Что же дальше? В ноябре лауреаты
«Моря друзей» приглашены на гастрольный тур по Узбекистану. Присутствующие
на конкурсе бизнесмены из Средней Азии выразили желание поддержать молодых
артистов. Нынче готовятся компакт-диски и кассеты победителей. Через пару
недель по «Интеру» покажут гала- концерт фестиваля, конкурсные выступления
зрители смогут увидеть на канале «Эра» на УТ 1,а репортажные сюжеты об
атмосфере «Ялты-2000» — на каналах ТРК «Киев», ICTV и «ТЕТ». А летом следующего
года возможен круиз победителей «Море друзей» разных лет вдоль побережья
Болгарии.
СЕМЬ «Я»
На украинской эстраде семейство Мозговых называют кланом.
Они, одни из первых в творческой среде, перешли на бригадный подряд. Николай
Петрович — мотор и генератор идей, его супруга Виолетта и дочь Алена —
режиссеры, зять Александр Пономарев — певец. Все вместе — единая и крепкая
команда. Нам бы побольше таких профессионалов и украинский шоу-бизнес быстро
станет на ноги. Мозговой уверен, что международные конкурсы позволяют не
замыкаться в себе, видеть музыкальные тенденции разных стран. И когда его
упрекают, что его акция совпадает в июле с «Таврийскими играми», а в сентябре
со «Славянским базаром» в Киеве, то он авторитетно заявляет: «Там веселятся,
а у нас соревнуются». Ведь конкурс — это экзамен и каждый раз маэстро волнуется,
словно сдает его вместе с артистами.