Летом этого года Esthetic Education, самая популярная среди неформатных и самая неформатная среди популярных групп страны, заявила о бессрочном перерыве в своей деятельности и реализации участниками коллектива своих сольных проектов. Два таких проекта — Pianoboy клавишника Дмитрия Шурова и piss&laugh (омофон практически хипповской формулы peace and love), образованный тремя музыкантами «Эстетиков»: бас-гитаристом Юрием Хусточкой, гитаристом Ильей Галушко и барабанщиком Андреем Надольским, мы имели возможность наблюдать на сентябрьском Moloko Music Fest’е (к слову, также организованном «ЕЕ»).
Бас-гитарист Юрий Хусточка участвовал в записи двух лучших, на мой взгляд, альбомов украинского мейнстрима 2000-х годов — «Суперсиметрії» в составе «Океану Ельзи» и Werewolf в составе Esthetic Education. С недавних пор он также активно включился в продюсерскую деятельность — оба Moloko Music Fest’а и около десяти дисков, выпущенных под эгидой Esthetic Music, — также его рук дело. Недавно мне удалось побеседовать с Юрием о мифическом распаде группы Esthetic Education, его сольном проекте piss&laugh и специфике фестивальной организации в Украине.
— В августе «Эстетики» объявили, что уходят в творческий отпуск. Хотелось бы узнать, на какой стадии сейчас находится этот отпуск?
— Да, помню, была такая формулировка. Это на самом деле отпуск, для кого-то более творческий, для кого-то — менее. Мы как-то не договариваясь договорились, что некоторое время поживем каждый своей жизнью, а когда возникнет желание собраться — соберемся. Сейчас мы как раз находимся на той стадии, когда желание собраться начинает проявляться. Но в любом случае это произойдет не раньше весны.
— Приходилось слышать, что на момент ухода участников группы в сольные проекты у Esthetic Education было готово достаточно песен для выпуска альбома. Какова судьба этого материала?
— Придуманных песен действительно было много, но мы ничего не записывали, хотя это, в принципе, на собственной студии не заняло бы у нас много времени. Другое дело, что, наверное, к большей части этого материала мы уже не вернемся; если бы мы были в нем уверены, несомненно, альбом бы выпустили. Вот, к примеру, Space Song, клип на которую мы недавно обнародовали, была одной из тех песен, в которых мы уверены. Она, вполне возможно, в наш новый альбом попадет.
— В группе piss&laugh вы впервые выступаете в качестве фронтмена, по крайней мере, формально. Каково вам пребывать в этой роли?
— Честно говоря, на данный момент я себя лидером группы не чувствую. Мне вообще более интересны связи между членами коллектива — пары, треугольники, квадраты. В тех группах, которые я слушаю, тоже нет ярко выраженного лидера, нет зависимости от одного исполнителя. И, кстати, в Esthetic Education у нас тоже паритетные отношения, чего, к примеру, не было в «Океанi Ельзи». А piss&laugh — это проект совсем уж для души. Вы же понимаете, насколько такого рода музыка востребована у нас... Да он пока что и не развился в полноценную группу; мы даже не знаем, как это на концертах играть.
— То есть развитие проекта в виде выпуска альбома, концертной деятельности не планируется?
— Планируется, конечно. Мало того — альбом уже пишется. На «МайСпейсе» выложены пять наших композиций (две из них, правда, я уже переделал), еще около десятка набросков у нас имеется. Но с нашей музыкой торопиться точно некуда. Мы, пожалуй, поиграем еще полгода, а потом посмотрим, кто к нам присоединится, и как мы видоизменимся. Есть идея приглашать много разных вокалистов, но пока до этого руки не доходят, дело ограничилось одной Кашей Сальцовой. Сам я в группе играю на чем придется, поскольку партии еще окончательно не поделили, — и на бас-гитаре, и на клавишных, и компьютерной обработкой занимаюсь.
— Ваша продюсерская деятельность не ограничилась работой над альбомом «Крихітки» «Рецепт»?
— Нет, я много уже напродюсировал. Сейчас в процессе записи новый альбом «Даха Брахи». Летом я выступил в качестве музыканта и сопродюсера французской группы Silvervince, их альбом скоро выйдет. Кроме того — российская группа InWhite. Я всего уже не помню.
— Летом мы имели неприятный инцидент наполовину сорванного фестиваля «Свірж». Скажите, с какими проблемами вам пришлось столкнуться при организации Moloko Music Fest’а?
— Нам было намного проще, чем «Свіржу»: во-первых, у нас совсем не тот размах, во-вторых, мы действовали вместе с Гоголь-Фестом. Ошибка «Свіржа» в том, что, замахиваясь на столь серьезные масштабы, они не учли необходимости иметь достаточный запас денег для покрытия возможных неудач. Надо ведь помнить, что мы живем в Украине, не развитой в плане шоу-бизнеса стране. Главной же проблемой фестивального движения в Украине (да и просто организации концертов) я считаю нежелание украинского зрителя покупать билеты. Для большинства потратить деньги на билет — не то чтобы плохо, но вот на ночной клуб или выпивку эти деньги потратятся куда охотнее. А на концерт можно сходить по знакомству. Существует ошибочное представление, что музыка должна быть бесплатной. Но пока люди у нас так думают, никакой музыки, никакого серьезного движения тут не будет. Эта проблема — не сугубо специфика музыкального рынка. Когда я занимался организацией первого фотобиеннале, мы также столкнулись с тем, что люди в большинстве своем фотографию искусством не считают; раз уж у каждого есть фотоаппарат, думают они, раз каждый может выйти на Крещатик голубей поснимать, то, мол, чем лучше меня те, кто выставляется за деньги?
— Программа Moloko Music Fest’а формируется исходя из личных предпочтений участников группы?
— Да, нам никто ничего не навязывает. Были когда-то предложения бартерного характера: пусть у вас сыграет такая-то группа, а мы вам за это... Но они даже не рассматривались. Следующий, третий Moloko Music Fest, думаю, будет еще до осени. Не буду пока говорить, кого мы пригласим, но, как я считаю, этот фестиваль окажется интереснее прошлых.
— В свое время Esthetic Education реализовала интересный проект «Артефакт», посвященный фэн-арту, жанру у нас маргинальному, жанру, с которым у нас никто не работает. Будет ли он иметь какое-то продолжение?
— Да, думаю, все это приобретет некую форму. После «Артефакта» мы думали выпустить книгу из собранных рисунков; может быть, это удастся сделать. Вообще же мы планируем сделать DVD, фиксирующий деятельность группы на разных этапах. И видеозапись того концерта, который мы дали в рамках «Артефакта», со всеми рисунками наших поклонников обязательно войдет туда.
— Имеет ли для вас какое-то значение мнение музыкальной критики? Читаете ли вы рецензии на свои альбомы?
— Рецензии читать приходилось. И раньше они для меня что-то значили; сейчас же никакого значения я им не придаю. Я понимаю, что всем нравится разная музыка, и если человек, скажем, слушает тяжелую музыку, ему Esthetic Education и не может нравиться. К тому же, никто не может претендовать на объективность. Конечно, для меня есть люди, чье авторитетное мнение я уважаю, и мне не хотелось бы, чтобы они плохо отозвались о какой-то нашей работе. Но в целом все мы сотканы из разных вещей, и это придает раскраску миру. Без плохой музыки не было бы и хорошей.
— А профессиональную зависть вам приходилось испытывать? Есть музыканты, которые делают то, что вам недоступно?
— Зависть (но не профессиональную) я испытываю к тем исполнителям, которые очень наивно смотрят на музыку. Сейчас я работаю с группой «Даха Браха», смотрю на них — они же играть толком не умеют, но тем не менее у них все (задумывается) просто. Профессионализм убивает музыку, я считаю.