Увы, многочисленным поклонникам таланта Юрия Евгеньевича застать именинника в Киеве не удастся, т. к. он улетел в Москву на презентацию своего нового мюзикла «Парфюмер», но уже 24 мая поэта можно будет увидеть во Дворце «Украина» на сольном концерте его любимой грузинской певицы Тамары Гвердцители.
— Юрий Евгеньевич, расскажите о новом мюзикле.
— В его основу положен известный роман Патрика Зюскинда (мое либретто и тексты песен), а музыку написал композитор Игорь Демарин. 22 мая в Московском доме музыки состоится презентация музыкальных номеров «Парфюмера» в исполнении Владимира Пьявко. Как сказал мой соавтор — это презент к моему дню рождения. Я надеюсь, что мюзикл услышат и увидят не только москвичи, но и украинская публика.
— А как поживает ваш многолетний соавтор композитор Игорь Поклад? Чем вы вместе порадуете слушателей?
— С Покладом нас связывает не только совместная работа, но и крепкая дружба. Кстати, свою первую профессиональную песню я написал с ним вместе — это «Глаза на песке», которую сделала суперпопулярной тогдашняя «звезда» эстрады Тамара Миансарова. С Покладом мы написали: «Дикi гуси», «Чарiвну скрипку», «Зелен клен», «Скрипка грає» и много других прекрасных песен. В настоящее время работаем над мюзиклом на цыганский сюжет.
— В четверг вы были во Дворце «Украина» на концерте «Этот танец» вашей ученицы Натальи Могилевской — какие впечатления от ее шоу?
— Мне очень понравилась программа, которая была сделана с большим вкусом (от оригинальной сценографии и костюмов — до подбора номеров и блестящего их исполнения). Наталья показала шоу европейского уровня. Почти два часа без перерыва она постоянно была на сцене. В таком стремительном темпе петь и танцевать на постсоветской эстраде мог только Валерий Леонтьев, а на украинской такое, кроме Могилевской, ныне не под силу никому. Я рад за Наташу. Она проявила не только прекрасные вокальные, танцевальные и актерские данные, но блеснула и как постановщик программы. Органично смотрелся ее дуэт с танцором Владом Ямой и номера балета «Freedom».
— Юрий Евгеньевич, скажите, вы помните, когда написали свое первое стихотворение?
— Это было в 8 классе, а текст для песни я впервые попробовал написать еще в студенческие годы и с тех пор не прерываю этого занятия...
— А как приходит вдохновение?
— Вдохновение — то, о чем настоящий мастер не должен даже думать. Не нужно ждать у моря погоды, а работать каждый день (даже если не занят творчеством, все равно ведь полностью отключиться от него нельзя). А уж после того, как что-то у тебя получилось, сам удивляешься этому... Формулы вдохновения, так же как формулы любви, не существует, но во время работы оно всегда приходит к тому, у кого есть талант и трудолюбие, — это стопроцентно.
— Может, вы объясните, почему ныне так мало звучит в эфире профессиональных композиций (в текстах, музыке)?
— Вся беда в том, что многие исполнители возомнили себя композиторами и поэтами. Иногда, правда, редко, их «творчество» действительно становилось хитом, но, как правило, так называемые авторы являют публике песни-однодневки. Именно они сегодня заполонили теле- и радиоэфиры. Ныне правят бал аранжировщики, а не композиторы. Поэзия заменяется текстами, написанными «рифмоплетами». Мне грустно слышать, насколько низкого качества «произведения» звучат со всех точек. А разговоры о формате и не формате только льют воду на мельницу этой халтуры, которую вынуждены слушать миллионы людей.
— С вашей легкой руки популярные певцы бывшего СССР запели по-украински...
— Что же в этом удивительного? У нас такой мелодичный язык, что люди с хорошим слухом, даже не зная в совершенстве язык, поют без акцента. Моя любимая певица Тамара Гвердцители уже лет 15—20 (со времени нашего знакомства) в каждый свой концерт включает украинские песни. Мне очень нравится в ее исполнении «Чарівна скрипка», «Два кольори», «Очі твої» и многие другие. Целую программу мы сделали с экс-киевлянкой Лолитой Милявской, а ныне готовим сольный концерт из украинских романсов и песен с Александром Малининым. Он сам родом из Урала, но за месяц (!) не просто выучил тексты, а стал говорить без акцента по-украински. Так что когда наши русскоязычные граждане, прожив много лет в Украине, говорят, что не знают «мову», могу посоветовать начать петь (слова великолепно запоминаются, если их напевать). Кстати, в далеких ныне 70 х, мы с белорусским композитором Эдуардом Ханком написали «Вербу» для Юрия Маликова — руководителя ансамбля «Самоцветы», и эта песня сначала получила популярность в России, а лишь потом вернулась в Украину. Я считаю, что сегодня FM станции в нашейстране занимаются интервенцией, фактически отдав на откуп 50% своих эфиров, транслируя российскую попсу и шансон не лучшего качества. При этом забывая об украинских авторах и исполнителях. Сегодня мы не знаем что слушают другие наши соседи — Польша, Болгария, Венгрия, Турция, страны Прибалтики и другие, а там есть чему поучиться...
«День» поздравляет Юрия Евгеньевича с днем рождения. Желаем, чтобы поэтическая муза продолжала его вдохновлять на создание прекрасных произведений. Здоровья, счастья мастеру, а всем нам побольше новых премьер от Рыбчинского.
СПРАВКА «Дня»
Юрий Евгеньевич Рыбчинский родился 22 мая 1945 г. Мама была военным врачом, отец — финансистом. Все члены семьи Рыбчинских по мужской линии имели склонность к рисованию, и потому поэтические пробы сына оказались для родителей неожиданностью. В юности участника литстудии, киевского школьника Юрия Рыбчинского поддержал тогдашний молодой режиссер Лесь Танюк. В 19 лет, когда Юрий был еще неизвестным поэтом, известный чтец Вячеслав Сомов взял в свои концертные программы произведения Рыбчинского и прославил автора. Юрий закончил филфак университета, отслужил в армии и затем началась его творческая работа. Рыбчинский сотрудничал с Владимиром Ивасюком, Игорем Покладом, Николаем Мозговым, Игорем Шамо, Геннадием Татарченко. Его песни исполняют: Нина Матвиенко, София Ротару, Тамара Гвердцители, Валерий Леонтьев, Александр Малинин, Таисия Повалий, Лолита Милявская, Наталья Могилевская, Руслана Лыжичко... Поэта по праву называют одним из основоположников украинской эстрадной песни. Юрий Рыбчинский пишет для «звезд», но он наделен редчайшим талантом открывать новые имена. На его песнях — от гениальных «Дикi гуси», «Тече вода», «Кленовий вогонь», «Зелен клен», «Минає день» до «Белой вороны», «Пилигримов» и «Виват, король!» — выросло не одно поколение слушателей.