Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Забава» и задор

8 ноября, 2001 - 00:00

Театр — это не только великолепие огромных трупп, прошлых заслуг и аэродромообразных подмостков, но и, согласно знаменитому определению, «коврик и два актера» (плюс пара десятков благодарных зрителей). Шанс вспомнить эту сценическую азбуку предоставил спектакль «Забава» польского театрального объединения «Баня».

Собственно, сам театр родился из того прекрасного неуемного энтузиазма, на котором поначалу держались многие, ныне признанно академические, коллективы. В 1996 году, в Кракове, молодой режиссер Бартош Шидловски, обнаружил почти случайно заброшенное помещение бывшей иудейской ритуальной бани. Сама история древнего подвала — во время фашистской оккупации здесь подпольно делали гранаты, после войны разместился ремонтно-строительный кооператив, потом и вовсе не было хозяев, — была достойна драматургического осмысления. Вдобавок район Казимеж, где разместился театр, имеет славу одного из самых своеобразных в городе — нечто вроде краковского Подола. Так или иначе, но новый сценический организм выжил и благодаря, и вопреки внешним обстоятельствам.

Пьеса «Забава», которую «Баня» показывала на малой сцене Театра на Липках, написана Славомиром Мрожеком в 1962 году. Свою постановку театр осуществил в качестве подарка к 70-летию драматурга. Сам юбиляр присутствовал на премьере и остался доволен.

То, что увидели киевские зрители, можно было бы переименовать на манер Пиранделло — трое персонажей в поисках забавы. Подвижные, одаренные актеры Вуйчик, Святлонь и Шимшайер играют, по сути, то золотое безделье молодости, когда все возможности кажутся находящимися на равном расстоянии. Здесь уже само бездействие оборачивается активнейшей, бурной деятельностью. Поиск ведется не столько по направлению пресловутой «забавы», сколько в осмыслении самого факта своего существования. Много обаяния, способность к импровизации, и, в то же время — довольно ограниченный актерский и режиссерский инструментарий, некоторое однообразие, пусть и эффектных, но часто повторяющихся приемов.

Все же к этому спектаклю не стоит быть суровым. Скорее, это довольно изящная форма оправдания студийного задора, в котором только и могут являться удивительные откровения. Хочется увидеть «Забаву» уже в стенах «Бани», среди Кракова, бок о бок с теми, на чьих глазах создавался этот очень симпатичный театрик.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ