Оторванные от телевизоров, компьютеров и других благ современной цивилизации, молодые казаки в детском обучающем лагере «Козацька фортеця» больше всего скучают по своим друзьям. До свидания с ними — долгих десять дней, полных настоящих сечевых учений. В рейтинге «самого болезненного отсутствия» также подаренная летними каникулами возможность не расставаться с кроватью до полудня. И, конечно же, сладости.
— Хочется уже поесть всякой, как говорится, гадости, «химии» — чипсов, конфет, шоколадок, — жалуется малышня в шароварах.
В «Козацькій фортеці» подъем в 7.00 утра, зарядка (говорят, «после нее нельзя ходить»), здоровое питание и сугубо казацкие развлечения — стрельба из лука и ружья, катание на лошадях, походы, заплывы на лодках-довбанках. Все это — в живописной черкасской местности, вблизи села Плескачивка, и в 15 километрах от исторического Холодного Яра.
СПАРТАНСКИЕ УСЛОВИЯ С СЕЧЕВЫМ ПРИВКУСОМ
С маленькими казаками в «Фортеці» никто не нянчится. «Вожатые» в казацкой одежде — строгие, но справедливые. Хорунжих, куренных атаманов и остальную лагерную старшину молодежь воспринимает всерьез. Их чубы и командный тон внушают необходимость подчинения. Ведь капризность будет стоить недешево — нескольких десятков отжиманий или приседаний.
Но, несмотря на спартанские условия с сечевым привкусом, казацкий образ жизни мальчикам по душе.
— В этом году значительно увеличилось количество детей — за шесть заездов их было около 600. Многие из них привозят в лагерь своих друзей, — рассказывает атаман «Козацької фортеці», президент школы украинского боевого искусства «Гопак» Владимир Шерстюк, и объясняет такой эффект: — Подобные лагери дают возможность почувствовать казацкий дух и испытать его на практике. Здесь дети получают интересные знания, навыки, побуждающие к изучению истории казачества и в дальнейшем, когда они уже разъезжаются по домам. Дети начинают интересоваться этой исторической эпохой по собственной инициативе, ищут интересную, малоизвестную информацию. Таким образом и происходит возрождение казачества.
В свои 10—12 лет плескачивские казаки уже рассуждают об исторической миссии казачества и делятся впечатлениями от рассказов, услышанных ими здесь, в лагере, — об их сильных, мужественных и мудрых предках.
— Когда я слушаю эти рассказы, то чувствую, какой Украина была могущественной. Казаки у меня ассоциируются со свободой, боевым мастерством, вышколом, умом, изобретательностью, — говорит один из ребят.
— Всех — и самых младших, и старшину — очень интересует малоисследованная тема казацкого «характерництва» — чародейства, — делится наблюдениями представитель лагерной старшины Андрей ПЛАХОТНЮК. — «Характерниками» называли тех людей, которые имели сверхчеловеческие способности, были посвящены в тайные знания. Все казацкие руководители были «характерниками». Где-то люди с такими способностями есть и сейчас. «Характерництво» передается из поколения в поколение, но каждый может развить это в себе сам. Прежде всего, необходимо выбросить из головы все негативные мысли, любить всех вселенской любовью, — описывает Андрей путь к «характерництву». — Вообще тема казачества очень обширная. Сегодня ее пытаются вульгаризировать. В частности, снимают фильмы, где казаки — тупые пьяницы. Но если бы это было так, Сечь не простояла бы и дня.
18-летний Андрей рассказывает о том, как он заинтересовался казачеством.
— Проснулся как-то утром и понял, что хочу как можно больше знать о казаках. Начал читать книги, искать информацию. В родной Умани нашел своих единомышленников с подобным мировоззрением, которых я чувствую на духовном уровне. У нас общая цель. Ее можно выразить с помощью афоризма: «У нас єдина — Україна — свята, нездоланна ніким і ніколи»! Считаю, что это является задачей всего нашего поколения. Именно нам предстоит вытянуть Украину из того состояния, в котором она сейчас находится.
КАЗАЦКИЕ КЛЕЙНОДЫ — БУЛАВА И... КОНФЕТЫ
Так же, как несколько веков назад на Сечи, сегодня в «Козацькій фортеці» каждый казак имеет то имя, которое заслужил своими поступками, привычками либо особенностями внешности или характера. Среди них случаются как сугубо украинские (например, Вареник), так и довольно экзотические — например, здесь, в Плескачивке, мы встретили казака по имени Гламур...
Вот перед нами сидят Монах, Белка и Бублик. Все они мечтают хотя бы на день попасть во времена казачества, на настоящую Сечь, попробовать настоящий казацкий кулеш. Хотя ребята признают, что быть казаком — не детское дело.
— К атаманству я еще не готов, — серьезно задумавшись, говорит Белка. — К тому же, у меня уже есть другие жизненные планы. Хочу быть компьютерным дизайнером.
Среди киевлян, ужгородцев, львовян, донетчан (за всю историю лагеря здесь побывало 14 украинских областей) в «Козацькій фортеці» оказался казак из Подмосковья. В Украину он приехал в гости к бабушке, которая, судя по всему, решила, что внуку не помешает полуторанедельная выучка. Кажется, в казацких условиях парень чувствует себя вполне органично. Также органично он воспринимает свое прозвище — Москаль.
— У нас здесь есть и Гоблин, и Кабан. Так зачем же Москалю обижаться?.. — удивляются казаки на наш вопрос, не обижается ли заграничный гость на присвоенное ему имя.
Мы попали в «Козацьку фортецю» в последний, очень насыщенный день лагеря, который увенчался поисками казацких клейнодов — в виде булавы и сверхценного в здешних условиях трофея — шоколадных конфет. Конечно, поиски этого сокровища сопровождались жесткой борьбой и испытаниями истинных казацких качеств — не только быстроты, выносливости, меткости и силы, но и ума и смекалки. А тем, кто получил наибольшее признание, выпала большая честь — выстрелить из настоящей пушки и ознаменовать закрытие «Козацької фортеці» торжественным опусканием знамен — украинского и лагерного.
Прощальный десятиметровый костер на фоне живописного плескачивского заката согревал огнем и казацкими песнями. И хотя и детскими, но уже удивительно закаленными сердцами.