Многие деятели искусства и ученые сделали неоценимый вклад в развитие науки и культуры Украины, но до сих пор их имена не известны широкой общественности. Одним из них является выдающийся исследователь украинского искусства, хранитель памятников и достопримечательностей Федор Людвигович Эрнст — благодаря его подвижническому труду удалось спасти и сохранить до нашего времени немало старинных достопримечательностей.
В Украинском доме проходит выставка «На страже украинского наследия». К 120-летию со дня рождения Федора Эрнста». Как рассказала «Дню» завотделом Музея истории города Киева Ольга ДРУГ, для создания этой экспозиции объединили усилия пять музеев — Музей истории города Киева, Национальный художественный музей Украины, Национальный музей истории Украины и Национальный комплекс народной культуры «Музей Ивана Гончара», а также три академических института — Институт археологии НАН Украины, Институт искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М. Рыльского и Институт рукописей Национальной библиотеки Украины имени В. Вернадского (а еще добавлены экспонаты из частных собраний Сергея Билоконя, Игоря Магуры и семьи Биляшивских).
Открывают выставку прижизненные издания трудов ученых, стоявших у истоков украинского искусствоведения: Олексы Новицкого, Николая Петрова, Николая Мурашко, Николая Самокиша, Михаила Грушевского, Ивана Труша, а также коллег и друзей Федора Эрнста — Стефана Таранушенко, Владимира Сичинского, Вадима Щербакивского, Федора Шмидта, Николая Макаренко, Даниила Щербакивского, брата Федора Эрнста — Николая. Большинство изданий являются раритетами и выставляются впервые.
Представлены главные этапы жизни и деятельности Федора Людвиговича. Привлекают посетителей фотографии Киева второй половины ХІХ — начала ХХ века. Уникальным является большое фото Золотых ворот 1867 г., обрамленное видами Киева, одного из пионеров киевской видовой фотографии Иосифа Кордыша. В свое время фотография находилась в отделе «Старый Киев» Киевского городского музея, где ее мог видеть Федор Эрнст. Сохранился проект фасада дома на улице Прорезной, 7, где прошли первые годы жизни Эрнста, фото первого аптекарского склада в Киеве, который открыл дед Федора Людвиговича по матери Николаус Неезе. Представлено фото с улицы Круглоуниверситетской, где жил Эрнст в студенческие годы, Киевского университета Святого Владимира, где он учился.
В фотографиях и документах отображена научная деятельность Федора Людвиговича — работа историко-этнографического кружка при университете, Украинского научного общества, где он был секретарем художественной секции, деятельность Киевского городского музея, Украинской академии искусств, при которой Эрнст создал музей и библиотеку, Художественного института. Федор Эрнст принимал участие во всех комиссиях по охране памятников 1917—1919 гг. под руководством Николая Биляшивского, впоследствии был инструктором Всеукраинского и Киевского губернского комитетов охраны достопримечательностей, а с 1926-го по 1930 г. возглавлял Киевскую краевую инспектуру охраны достопримечательностей материальной культуры. Благодаря работе Эрнста и его коллег удалось сохранить или хотя бы зафиксировать значительное количество достопримечательностей, прежде всего сакральных, не только Киевщины, но и Подолья, Волыни, Черниговщины.
Центр экспозиции составляют прижизненные издания научных трудов Федора Эрнста — «Київська архітектура XVII століття», «Георгій Нарбут», «Німецькі портретисти першої половини ХІХ століття», «Український портрет XVII—XX столітть», «Українське малярство XVII—XX століть», путеводитель «Київ», к которому он написал 249 статей. Рядом — сводный алфавитный список запрещенных книг, где значатся все его работы. Большинство из них до сих пор не переизданы.
Представлены также материалы о выставках, которые устраивал Федор Эрнст, когда был заведующим художественного отдела Всеукраинского исторического музея имени Шевченко. За время его работы коллекция музея увеличилась более чем в десять раз. Федор Людвигович сделал значительный вклад в создание Киевского музея русского искусства, Национального музея искусств им. Богдана и Варвары Ханенко, Киево-Печерского, Кирилловского и Черниговского историко-культурных заповедников. Мечтал о создании заповедника «Киевский акрополь», куда должны были войти Софийский собор, Десятинная, Георгиевская и Андреевская церкви, Михайловский монастырь.
Любовь Федора Людвиговича к Киеву и работа над сохранением его сокровищ привели к гибели ученого. В первый раз его, как немецкого подданного, выслали на три года в начале Первой мировой войны. В 1933 г. уже известный научный работник Эрнст был приговорен к трем годам исправительных работ на строительстве Беломорско-Балтийского канала, а по окончании срока ему не разрешили вернуться в родной Киев. В ссылке он продолжал музейную работу: создал Музей истории Беломорско-Балтийского канала в городе Повенце, в 1936 г. заведовал Музеем строительства канала Москва—Волга в городе Дмитрове, возглавлял работу по созданию Казахской национальной художественной галереи в Алма-Ате (1937), был заместителем директора по научной работе Башкирского художественного музея в Уфе (1938—1941). В июле 1941 г. Федора Эрнста арестовали по подозрению в шпионаже, а в 1942 г. расстреляли. В экспозиции представлены материалы, посвященные его коллегам и ученикам, большинство из которых также были репрессированы.