Члены ассоциации — Олег Янковский (руководитель), Владимир Рыжанков, Александр Шевченко, Юрий Павельчук, Василий Змиевец, Александр Лычко, Андрей Курило, Анатолий Винту, Игорь Тарнавский, Ирина Гах (искусствовед), объединенные общей профессиональной школой — Львовской академией искусств, пытаются возродить дух витражного ремесла, чудесным образом превращающегося в невероятно эмоциональное искусство.
Чтобы понять специфику современного витража, необходимо хоть ненадолго заглянуть в его великое прошлое, когда в ХIII веке, справедливо считающемся золотым веком витража, в огромные окна европейских соборов лился божественный цветной свет, создававший иллюзию чуда. Готический витраж как составная деталь образа собора воплощался в неизменном синтезе искусств — архитектуре, скульптуре, живописи — «сплетал корону Господу из всех живых существ». В эпоху готики витражные композиции из стекла интенсивных цветов и литого свинцового каркаса-обводки создавались «коллективным методом», то есть обязательным условием труда была цеховая корпоративность, что и предусматривало определенное стилевое единство.
Современный львовский витраж совершенно иной по сути, хотя практически точно повторяет технологию старого производства. Он, прежде всего, авторский и ориентирован преимущественно на станковые формы. Не без того, что львовяне, обращаясь в искусстве витража к местным традициям, пытаются возродить его монументальные формы.
«Римские» цветные шибки украшали окна украинских церквей еще в XVII—XVIII веках, о чем вспоминал сирийский путешественник Павел Алепский. «Достойны и гутники великой похвалы...», — восторженно писал монах Климент в 1710 году. Расцвет львовского сецесионного витража начала ХХ века во многом определил уровень художественной инспирации наших современников.
В камерных композициях львовского витража, часто заключенного в картинную раму, переплелись магия древнего ремесла, иллюзорность и ассоциативность образного ряда с концепцией современного интерьерного оформления. Дизайнерские решения средовых акцентов из прозрачного и полупрозрачного цветного материала, безусловно, созданы дарить радость эмоционального переживания.
Работы Игоря Тарнавского, представителя известной львовской династии гутников, притягивают к себе, как драгоценные самоцветы, сплетенные из кружева стекла и металла. Стилистически не привычные для витража новаторские решения предлагает Александр Шевченко, демонстрируя идеи постмодернизма, что реализуется на уровне композиции и колористического решения. В который раз нас убеждает современное искусство, что арт-объектом может стать обычный бытовой предмет. Так в исполнении Андрея Курило стул с витражными вставками превращается в «Тайные сферы».
Выставка львовских художников витража — прекрасная возможность получить эстетическое наслаждение. И этим мы обязаны удивительному материалу — стеклу, которое Киев как искусство, к сожалению, утратил с закрытием завода художественного стекла. И тем ценней становится творчество львовян, которые практически единственные в Украине сохраняют традицию художественного стеклоделия.