Почти в каждом историческом музее, энциклопедических изданиях и даже во многих семейных фотоальбомах можно увидеть фотоснимки и иллюстрации Якова Борисовича. Фамилия фотомастера известна не только среди профессиональных фотожурналистов, но и среди тысяч людей, которых он фотографировал; среди миллионов читателей, которые видели его снимки в газетах, журналах, книгах, на выставках.
ПОДАРОК СТАЛ СУДЬБОЙ
Родился Яков Борисович в Мурованых Куриловцах на Винниччине. Там прошло детство, а после школы поехал в Киев. Сначала устроился на мебельную фабрику имени Боженко. Хотя ростом не удался, был самым низким в цехе, даже пришлось сделать подставку к станку, но работал добросовестно. Как-то на день рождения жена подарила ему фотоаппарат «Фотокор» с раздвижной гармошкой и деревянным штативом, и это стало его увлечением. В свободное время он с гордостью носился по улицам со своим подарком. Фотографировал, проявлял, делал снимки контактным способом, на мгновение включая свет над негативом, прилагаемым к фотобумаге, пока сам не сконструировал деревянный фотоувеличитель.
В день первых выборов в Верховный Совет страны, 12 декабря 1937 года, сделал несколько снимков на избирательном участке завода «Ленинская кузница». Отдал их в редакцию вечерней газеты. Один из них напечатали. Так и дебютировал как фоторепортер. Начал работать в вечерке внештатным фотокорреспондентом, но вскоре пригласили его на постоянную работу в республиканскую газету «Колхозник Украины», нынешние «Сельские вести», потом — в фотохронику РАТАУ (Радио-телеграфного агентства Украины). Снимал большие объекты — «Азовсталь», «Дзержинку», ХТЗ. Было много планов, которые прервала война.
Зачислили Давидзона корреспондентом газеты «За Советскую Украину» Юго-Западного фронта, которую редактировал полковой комиссар Николай Бажан, а членами редколлегии были Александр Корнийчук и Ванда Василевская. Уже стали хрестоматийными его снимки, где в военной форме на поле, раскрыв планшет, что-то обсуждают Александр Довженко и Андрей Малышко, или фронтовые фотографии Александра Корнийчука, Ванды Василевской.
— Давидзон, это не работник был, а золото, — вспоминал главный редактор Украинской энциклопедии Николай Бажан. — Он умудрялся делать снимки даже тогда, когда все вокруг горело. В районе Лубен на Полтавщине собралось много людей и техники, вражеские самолеты кружили над головами. А нам нужно не только сберечь походную типографию, но и как можно быстрее выпустить свежий номер газеты. И тогда редакционный фоторепортер Яков Давидзон разведал другое место переправы через Сулу, и под покровом ночи осуществили эту операцию.
В архивах сбереглись его уникальные снимки боев под Харьковом, Воронежем, Сталинградом, большой фотоматериал об украинских партизанах, который уже после победы Яков Борисович издал в трех книгах. Фотоснимки Сидора Ковпака, сделанные Давидзоном, помогли при создании кинофильма «Дума о Ковпаке». По ним была сшита одежда и так похоже загримировали Константина Степанкова, который играл роль легендарного партизана, что когда актер вышел из землянки, то эксперты картины, хорошо знавшие командира, сказали: «Это действительно Ковпак».
«СОВЕТСКИЙ ЭКСПЛУАТАТОР»
Почти 50 лет Яков Борисович работал фотокорреспондентом газеты «Советская Украина» (нынче «Демократическая Украина»). Спешил зафиксировать все, что происходило вокруг, — воинов, которые вошли в только что освобожденный Киев, первый трамвай, который двинулся по городу; людей, расчищающих разрушенный Крещатик. Снял оскверненные фашистами могилу и Музей украинского поэта Тараса Шевченко в Каневе. Давидзону позировали прославленные маршалы И. Конев, В. Чуйков, хирурги Н. Коломийченко, Н. Амосов, ученые Б. Патон, В. Глушков, авиаконструктор К. Антонов, космонавты Ю. Гагарин, П. Попович, В. Терешкова, писатели П. Тычина, М. Рильский, М. Стельмах, О. Вишня, Ю. Яновский, В. Сосюра, О. Гончар, композиторы Л. Ревуцкий, П. Майборода, художник В. Касиян, спортсмены Л. Латынина, Б. Шахлин — всех и не перечислить.
Фотокорреспондент всегда появлялся на самых важнейших событиях. В дни праздников и ветеранских встреч надевал свой синий берет с красной лентой наискось, боевые ордена и медали и выходил на свою репортерскую работу. Таким его и увековечил на мемориальной доске скульптор А. Скобликов, которая установлена на доме № 19 по Владимирской улице, где жил фотожурналист.
Ему подчинялись все, кого он фотографировал, умел разговорить героя, быстро найти с ним контакт. Например, гостил однажды в Украине Хо Ши Мин. После посещения животноводческой фермы в Терезино под Белой Церковью по дороге в Киев Давидзон уговорил организаторов визита остановиться в зеленой роще, чтобы на природе, в неофициальной обстановке сфотографировать вьетнамского президента. Кто его знает, на каком языке говорил с ним Яков Борисович, но ведь сумел попросить, чтобы тот закурил сигарету, сел в траве, поднял голову и улыбнулся. Хотя и удостоился за это реплики вождя народа Вьетнама: «Вы есть советский эксплуататор», но все же был доволен. Снимок вышел очень удачный, публиковался не только в украинских, но и в зарубежных газетах, на международных фотовыставках отмечен премиями и дипломами.
Его любили не только герои снимков, но и коллеги, поэтому и доверяли ему длительное время возглавлять секцию фоторепортеров и художников Союза журналистов Украины. Он никогда не делал тайн из своего мастерства, щедро делился опытом с друзьями, много усилий прилагал в воспитании молодых фотокорреспондентов.
ЭМИГРАЦИЯ
Постоянное беспокойство, труд без выходных, частые командировки и высокое напряжение в работе постепенно давали о себе знать. Яков Борисович перенес два инфаркта, и каждый раз, когда становился на ноги, брал фотоаппарат и шел делать снимки. На склоне лет, когда уже умерла жена, тяжело приходилось ему одному. Летом 1994 года собрался в дальний путь в Штаты. Причиной было то, что значительно раньше в США выехал сын дочери Ларисы. Вскоре и она перебралась туда. Якову Борисовичу как ни как шел 85-й год, душа желала семейного уюта, но решение покинуть свою страну далось ему многими бессонными мучительными ночами. Перед отъездом пришел в свою редакционную фотолабораторию, прислонился к стене и долго стоял молча...
В письмах друзьям он сообщал, что к 50-летию Победы над фашизмом организовал в США фотовыставку. Потом писал о встрече со студентами и преподавателями фотокинофакультета Фичбургского колледжа в штате Массачусетс, где ему присвоили звание почетного доктора. С грустью написал, что в жизни имел немало наград и почестей, но наибольшим счастьем и наивысшим знаком отличия считает труд в родной газете...
26 января 1998 года остановилось сердце Я. Б. Давидзона. Там, в далеком американском городе Вустер, его и похоронили.