Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Знаковый бокал»

Во львовском музее рассказывают об этикете тостов
14 июня, 2018 - 10:41
ФОТО АНДРЕЯ КУБЯКА

Оказывается, в музеи можно ходить не только за знаниями по истории, но и для того, чтобы в рюмку заглянуть. Например, в уникальный бокал XVIII века, который есть в постоянном показе в Музее этнографии и художественного промысла Института народоведения НАН Украины.

Как рассказал «Дню» заведующий сектором экспозиции МЭХП Андрей Колотай, этот кубок знаковый — принадлежал королю польскому и великому князю литовскому  Августу ІІІ, с 1733 года — куврфюрсту саксонскому Фридриху Августу ІІ (7.10.1696 — 5.10.1763). Изготовлен в начале 1763 года.

Выполнен бокал из толстого стекла. Ножка коническая, массивная. Внутри — с металлической каймой. Зачем? Об этом — немного позже.

Декор кубка гравировка. С одной стороны в овальном матовом медальоне расположена стеклянная рельефная накладка с изображением портрета Августа ІІІ в картуше под монаршей короной на фоне военных клейнодов. Внизу чаши — матовая корзина с изображением пальмовых ветвей, под краями — фриз в виде кружева.

На стопе на оси портрета расположены перекрещенные веточки — пальмовая и лавровая. Бокал с нетипичной стопой в форме высокого конуса с металлической бляхой для укрепления стекла.

Конечно, расспрашиваю музейщика, где именно изготовлен кубок. И он называет мне мануфактуры в селах Налибоки и Уричье.  Это территория нынешней Беларуси — Столбцовский и Любанский районы Минской области.

Уже впоследствии, после посещений Музея этнографии, поискала и едва нашла информацию о том, что в этих селах с 1720-х годов на мануфактурах князей Радзивиллов работали крепостные стеклодувы и гравировщики, и эти предприятия — особая страница белорусского художественного стекольного дела XVIII—XIX веков. Налибочская мануфактура просуществовала 140 лет, Уричская — 120. А затем заводы исчезли. Как говорят немногочисленные исследователи, в частности — директор школы в Налибоках Вера Высоцкая, которая буквально по крохам собирала информацию, исчезли бесследно! Несмотря на это, директор все-таки нашла что-то интересное —  публиковала заметки, в которых было указано, что на мануфактурах работали иностранные мастера, в частности немцы Вольфганг Ландграф и Йоганн Георг Хайнц, также — француз Константин Франтишек Фремель, которые учили местных крестьян мастерству выпекать стекло.

Самая большая коллекция знаменитого налибочско-уричского стекла, отмечает Вера Высоцкая, хранится в Польше. Некоторые изделия — в Литве, России и Украине. А в самой Беларуси, говорит, ничего нет!

Но вернемся к кубку в Музее этнографии и этикета тостов. «В соответствии с версией исследователей, бокал использовали во время приветствия или прощания с гостями, — говорит Андрей Колотай. — Визитера, который приезжал или уезжал на коне, угощали вином, подавая его в бокале на длинной Г-образной палке (короткий конец которой втыкался из ножку кубка с металлическим окаймлением), чтобы посетителю в тяжелых доспехах не нужно было наклоняться».

Так что, делает вывод музейщик, высказывание «Пить на коня», скорее всего, происходит именно отсюда.

Мне же вдруг приходит в голову, что, наверное, именно с тех времен и «растут ноги» плохой привычки управлять в нетрезвом состоянии, потому что емкость кубка, на глаз, по меньшей мере 300 миллилитров. Хотя тогда, в XVIII веке, ситуация была значительно лучше. Потому что конь всегда был как стеклышко!

Так что ходите в музеи — узнавайте и развивайтесь.

Татьяна КОЗЫРЕВА, Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ