Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Золото» на прощание

Главное жюри Берлинале-62 приняло неожиданное решение
21 февраля, 2012 - 12:49
БРАТЬЯ ВИТТОРИО И ПАОЛО ТАВИАНИ / ФОТО РЕЙТЕР

Итак, главный приз Берлинского кинофестиваля — «Золотой медведь» за лучший фильм — присужден драме итальянских режиссеров, братьев Паоло и Витторио Тавиани, «Цезарь должен умереть». Вердикт, удививший многих. В этом смысле Берлинский фестиваль отличается и от Венецианского, и от Каннского. Наблюдатели, массово теряющие дар речи после объявления фильма-обладателя «Золотого медведя», — сугубо берлинская прерогатива.

Первые победители стали известны еще днем в субботу: приз экуменического жюри дали Тавиани, приз ФИПРЕССИ — черно-белому фильму «Табу» португальца Мигеля Гомеша (совместное производство Португалии, Бразилии, Германии, Франции). «Табу» также удостоилось премии Альфреда Бауэра за открытие новых путей в киноискусстве, что вызвало полушутливое замечание режиссера: по его словам, он-то хотел сделать фильм-посвящение старому кино.

Заключительная церемония проходила в Берлинском дворце — центральном зале кинофорума. Журналисты смотрели прямую трансляцию в одном из залов мультиплекса «Синемакс».

Приз за «Лучший дебют» получил голландский фильм с непереводимым названием Kauwboy из секции «Поколение Кплюс».

Особого упоминания жюри удостоилась швейцарско-французская картина о трудном детстве «Сестра» (режиссер — Урсула Мейер).

«Серебряного медведя» за художественный вклад заслуженно получил немецкий оператор Лютц Райтмайер: его работа в тягучем китайском эпосе «Равнина белого оленя» — чуть ли ни единственный отрадный компонент.

Достойных обладателей нашли «Серебряные медведи» за лучшие мужскую и женскую роли. Миккель Фольсгаард в фильме «Die Kцnigin und der Leibarzt» («Королевский роман» или «Королевское дело», режиссер Николай Арсель, Дания—Швеция—Чехия—Германия) перевоплотился в короля, который мнит себя лицедеем и постоянно играет разные роли так, словно жизнь — это сцена. Кстати, соавторов фильма — режиссера Николая Арселя и сценариста Расмуса Хейстерберга — отметили «Медведем» за лучший сценарий. Что до лучшей актрисы, то ее зовут Рейчел Мванза. В канадском фильме «Мятежница» (режиссер — Ким Нгуен), снятом в Конго, она играет девочку-подростка, которую насильно заставили воевать. С тяжелейшей ролью молодая актриса справилась блестяще.

Немецкое кино также не осталось без наград: лучшим режиссером жюри назвало Кристиана Петцольду за «Барбару», драму о борьбе за человеческое достоинство во времена ГДР.

Гран-при жюри «Серебряный медведь» — это приз скорее утешительный, им отмечают фильмы, которые, безусловно, заслуживают «золота» как произведения искусства, но при этом не могут быть названы лучшими в силу каких-либо внеэкранных факторов. Яркий пример — прошлый год: «Золотого медведя» присудили неплохому иранскому фильму «Надир и Симин. Развод» (за то, что иранский, за то, что социальный, за то, что режиссер — вольнодумец), а от режиссера близкой к шедевру «Туринской лошади» — венгра Белы Тара, откупились Гран-при. Есть определенная ирония в том, что Гран-при жюри и сопутствующего «Серебряного медведя» вновь присудили венгерскому фильму. Режиссер картины «Всего лишь ветер» — Бенедек Флигауф — уже получил «Золотого леопарда» в Локарно в 2007 году за «Млечный путь», а также спецпризы разного рода на других фестивалях. Во «Всего лишь ветер» показан один день из жизни семьи рома в недоброй памяти 2009 году, когда нацистские банды в Венгрии убивали цыган. Органичность актеров в фильме Флигауфа —выше всяких похвал, режиссуру иначе как мастерской не назовешь, все на месте и в меру, но страшно по-настоящему. Картина в равной степени жуткая и мастерская. Идеальный баланс этического, политического и эстетического, очень приветствуемый в Берлине, позволял предположить, что дадут самую высокую награду.

Однако жюри решило почтить седины (подмывает написать — память) братьев Тавиани. На самом деле «Золотой медведь» для «Цезаря» — это, скорее, почетный приз за вклад в искусство, ведь Тавиани — последние патриархи поколения итальянских неореалистов, давших миру Феллини, Пазолини, Висконти, де Сика. Впрочем, Тавиани, в отличие от названных знаменитых соотечественников, не развивали ни язык киноискусства, ни жанр психологической кинодрамы как таковой. Одно из их действительно бесспорных достижений — сумели дожить, активно работая, до сегодняшнего дня. Поскольку почетного «Медведя» в этом году уже вручили Мэрил Стрип, берлинскому ареопагу, вероятно, пришлось возвести братьев на вершину конкурса. Иных логических объяснений для победы очевидно посредственного фильма автор этих строк не находит.

Подробный отчет о Берлинале читайте в нашей газете на этой неделе.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День», Берлин — Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ