Соревнование такого масштаба — гигантская работа для всех организаторов и участников, включая журналистов и болельщиков. Особенно тяжело приходится тем, кто играет, обслуживает, наблюдает и освещает дневные матчи. Жара стоит беспощадная. В Гельзенкирхене и Франкфурте, где крыши стадионов раздвижные, пытались их закрыть, ибо телевизионных операторов раздражала игра света, картинку портил резкий переход от солнца к тени. Но тогда зрители и футболисты страдали еще больше, попадая в своеобразную закрытую духовку. Поэтому от затеи отказались.
Впрочем, это мелочи, по сравнению с ливнем жалоб от телезрителей. Боссы каналов ARD, ZDF, RTL, ведущих трансляции матчей, в восторге от высочайшей квоты телевключений и предвкушают рекордные прибыли. На каждом из трех каналов, ведущих репортажи с ЧМ поочередно, даже 75-минутные паузы между играми заполняют околофутбольной тематикой, чтобы привлечь дополнительного рекламодателя, и оставляют за десять горячих часов своего дня трансляций, с двух часов дня до полночи, всего три семиминутные паузы для политических и других новостей.
Казалось, смотри и радуйся. А зритель возмущен. Возмущен не прямой рекламой (а ее — великое множество), сделанной на сей раз с большущей выдумкой и юмором, а именно специфическим показом футбола. Раздражает ноу-хау: перебор общих планов, детальное разглядывание рекламных щитов и почетных гостей, всевозможных спортивных и светских нарядов. И это все, когда за кадром идет игра! Конечно, любопытно узнать, в каких именно бутсах Бекхэм топчет немецкие газоны и маечкой какой фирмы отмахивается от комаров Роналдо, но в паузе, а не при подаче углового.
Шеф-редактор ZDF Николаус Брендер сам недоволен футбольной картинкой. Ведь во время трансляции игр национального чемпионата ФРГ она интереснее. Этот парадокс Брендер поясняет так, защищая специалистов подопечного ему канала: «Во время трансляций ЧМ мы не имеем никакого влияния на режиссуру, — утверждает он. — Бал правят интернациональные телебригады, навязанные нам ФИФА. У этих бригад есть четкое задание: при первой возможности рекламировать спонсоров любыми доступными способами. А это прямое ущемление прав телезрителей, которые в Германии платят за каждую пару радио- и телеточек по 70 евро в квартал».
Официальные лица ФИФА отбиваются по этому поводу довольно неуклюже: «Никакой маркетинговой подоплеки не существует. Унифицированная телекартинка не может понравиться всем. Ведь надо охватить массу нюансов». Между тем главный и единственный нюанс ЧМ — футбол в самом прямом его проявлении. Но чиновники ФИФА, среди которых все реже попадаются люди, сведущие в игре, держат болельщика за дурака, пишет sportoboz.com.ua.