Историческая роль Маргарет Тэтчер состоит в том, что она первой показала, как демонтировать социализм. Вацлав Гавел когда-то мне говорил: удивительная вещь — написано столько книг о том, как перейти от капитализма к социализму, но нет ни единой книги о том, как совершить обратный переход. Вот какова была мечта человечества об этой дурацкой идиллии.
Тэтчер пришла к власти, когда в Англии была полная разруха. Я вспоминаю зиму 1978—1979 годов — Winter of discontent. Светофоры не работали, больницы не работали, морги и кладбища не работали, вся Англия стояла. Была власть профсоюзов — наступила та самая диктатура пролетариата. Инфляция зашкаливала за 18 процентов.
Народ озверел — и проголосовал за самого радикального человека в тогдашней английской политике. В нормальное время Тэтчер вряд ли выбрали бы — даже в консервативной партии она представляла меньшинство. Но в крайней ситуации нужен был человек, у которого хватило бы воли исправить ситуацию.
И она навела порядок: сломала хребет профсоюзам, отрегулировала экономику и нашла способы демонтировать социализм. Это ведь она изобрела идею приватизации — до нее никто этого не пробовал и никто об этом не говорил. До нее консерваторы приходили к власти после лейбористов и разводили руками: с этим ничего нельзя сделать (you cannot unscramble the eggs). Но она нашла способ «превратить омлет обратно в яйца».
Ее значение неоценимо не только для Англии — этот пример подействовал на весь мир, и необходимость вернуться к рынку стала общепризнанной. До нее частная собственность считалась чуть ли не проказой. «Все зло в мире от частной собственности», — говорили нам социалисты. Мы-то, пожившие в Советском Союзе, понимали, что все это чушь, но здешние люди не понимали! Я помню, как во время предвыборной кампании Тэтчер объясняла, как ей удастся, сократив налоги, обеспечить нормальное функционирование экономики: она чертила два пирога и втолковывала, что маленький кусок большого пирога больше, чем большой кусок маленького пирога. Вся Англия сидела и чесала затылок.
Важно, что она показала успешность рыночной экономики как раз в те годы, когда советская система буксовала, нарастал ее структурный кризис. Это был контраст — не капитализм загнивает, а социализм.
В международной политике они с Рейганом работали в паре. Они провели модернизацию вооруженных сил, чем вызвали необходимость гнаться за всем этим, а гнаться СССР уже не мог — он и так дышал на ладан. Советские руководители вдруг поняли, что безнадежно отстают в военном отношении, а для них это было смерти подобно — они стояли твердо до тех пор, пока полмира их боялось и тряслось. А как только перестали быть реальной угрозой — все кончилось.
В крахе советской системы Рейган и Тэтчер сыграли огромную роль.