Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

700 квартир без воды и света

Частный ЖЭК навязывает жильцам новостройки «хитрый» договор. Тех, кто против, лишают гарантированных государством льгот и запугивают. Что делать?
18 апреля, 2013 - 12:21
КОГДА ЖИЗНЬ В ЭТОМ ДОМЕ СТАНЕТ СПОКОЙНЕЙ?
ПОД СИМПАТИЧНЫМ ФАСАДОМ — ДАЛЕКО НЕ СИМПАТИЧНАЯ СИТУАЦИЯ
13 АПРЕЛЯ 2013. ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ. КОНФЛИКТ НЕ РЕШИЛИ. КАЖДЫЙ ОСТАЛСЯ ПРИ СВОЕМ МНЕНИИ
«ЧАСТОКОЛ». А РЯДОМ ИГРАЮТ ДЕТИ
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ООО «ЕКОЖИТЛОСЕРВІС» СВЕТЛАНА ВОРОБЬЕВА УБЕЖДЕНА: ШТРАФЫ ПРИУЧАТ К ПОРЯДКУ
ЖИТЕЛИ ПОДСЧИТАЛИ: ЗА ТРИ ГОДА НА ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ДОМА ОНИ СУММАРНО ЗАПЛАТИЛИ ЧАСТНОМУ ЖЭКу 161 520 ГРИВЕН. ВПРОЧЕМ, РЕМОНТ ЕЩЕ НИ РАЗУ НЕ ПРОВОДИЛИ

Почти 700 квартир в новостройке под Киевом оказались без воды, тепла и электроэнергии. Жители жилищного комплекса «Брест-Литовский» в селе Чайки Киево-Святошинского района Киевской области, а в подавляющем большинстве это — молодые семьи с маленькими детьми, не могут ни еду приготовить (в «высотке» предусмотрены только электроплиты), ни помыться, ни воспользоваться туалетом. Многие размышляют над планом «эвакуации»: к родным, друзьям, в арендованное жилье. Причина — конфликт с частным ЖЭКом — ООО «Екожитлосервіс». Последний просто отказался продолжать содержать дом, ссылаясь на его «проблемность» и долги. Жильцы же говорят, что исправно платят за услуги, и убеждены, что это — шантаж. Таким образом ЖЭК пытается заставить их подписать новые, «совершенно незаконные» договоры.

«УВАЖАЕМЫЕ ПРИДУРКИ, ПРОДОЛЖАЙТЕ ЛОМАТЬ!»

Святослав П., юрист по специальности, который живет в этом доме, рассказывает, что ЖЭК предложил жильцам подписать новые бумаги, в которых, среди прочего, прописаны штрафы в размере 1000 гривен за разные нарушения. А также, что работники ЖЭКа имеют право «доступа, в том числе несанкционированного, в квартиру потребителя». «Сегодня по тем договорам, которые люди отказываются подписывать, сделаны выводы Госпотребинспекцией, Антимонопольным комитетом Украины о том, что такие договоры не соответствуют действующему законодательству», — рассказывает он.

Часть жильцов договор подписать отказалась, тем более, что предыдущий договор является действительным — и это подтвердил суд. Тогда ЖЭК, по словам жильцов, избрал тактику запугивания и шантажа, а отключение света и тепла использует в качестве рычага влияния на жильцов. Зимой нашему собеседнику Святославу П., который активно защищает свои права, на двое с половиной суток отключили тепло и свет. Семья с маленьким ребенком была вынуждена греть еду и мыться у соседей.

А одна из жительниц дома, Ирина Н., рассказывает, что каждый раз, когда ЖЭК объявляет о намерении уйти, она отвозит еду на работу и к подругам и покупает свечи. Договор она подписывать не хочет. «Прецеденты нужно решать правовым путем, а не отключением света. Хочется найти защиту у органов власти. Мы надеемся на конструктивное решение проблемы, поскольку дальше уже идти некуда», — говорит она.

Жильцы уверены: с помощью штрафов, прописанных в договоре, ЖЭК хочет получить те деньги, которые пока не может получить из всех квартир, поскольку часть помещений еще не продана и находится на балансе застройщика. Есть и такие, которые куплены, но в них еще никто не заселился. Штрафы ЖЭК собирается брать и за неправильную парковку во дворе (хотя возле двора нет разметки для парковки), и за неправильное застекление балкона или расположение розеток в квартире. Впрочем, ЖЭК, предлагая такой штраф, не разъясняет, как правильно должно быть.

В выводе Госпотребинспекции (№03/7-6714-2012 от 24.12.2012 года), к которой обратились жители жилищного комплекса, указано, что «ООО «Екожитлосервіс» навязывает потребителям новые договорные отношения, которые не отображены ни в одном нормативно-правовом акте Украины». Инспекция обязала руководство ООО заключить договор, соответствующий требованиям типичных договоров.

Почему люди до сих пор не создали ОСМД? Во-первых, объясняет Святослав, жители комплекса еще не готовы его создать. А во-вторых — и это основное — ОСМД здесь не нужно. «Электроэнергия поставляется в этот дом по хитрой теневой схеме через ЖЭК, хотя должна поставляться напрямую к счетчику потребителя. Когда электроэнергия поставляется Киевоблэнерго, вода — Киевводоканалом, тепло — Киевоблагазом — вопрос частного ЖЭКа или ОСМД вообще не стоит. Остается только вопрос уборки придомовой территории. А это может делать любая организация, предоставляющая услуги по уборке, — объясняет Святослав. — Здесь же все завязано на «один рубильник», люди платят одной конторе-посреднику. ЖЭК создает видимость, что все это стоит дорого. На самом деле так дорого быть не может, потому что тариф установлен государством. Все это закладывается в тариф на уборку, который на сегодняшний день составляет 30% от общей платы. Схема формирования тарифов до сегодняшнего дня остается скрытой для жильцов», — объясняет Святослав. Более того, рассказывают жильцы, они платят даже за то, чего не существует.

«Спортивной площадки нет — а мы платим. Нет пожарной безопасности, ни одного рукава нет — мы платим. Платим за обслуживание электроплиты. И еще платим 11 копеек за кв. метр — за «прочее». Если что-то не так — тебе выключают свет», — рассказывает «Дню» жительница дома, учительница-пенсионерка Любовь Р. Женщина наотрез отказывается подписывать новый договор, ссылаясь на то, что предыдущий договор на сегодняшний день все еще действителен. За это ЖЭК лишил ее... государственных льгот. «Я не подписала договор, и меня лишили государственных льгот, которые я имею как ребенок войны», — рассказывает пани Любовь «Дню». Кроме того, женщина жалуется на отношение руководства ЖЭКа к жильцам дома — «как к крепостным», на отсутствие элементарного уважения: «Если в доме что-то ломается, то они пишут что-то наподобие: «Уважаемые придурки, продолжайте ломать!»

Но люди готовы закрывать глаза и на высокие тарифы (жильцы платят 5,25 гривны за кв. метр), и на то, что ЖЭК предоставляет свои услуги не в полной мере и далеко не лучшего качества. Единственное желание жильцов — соблюдение их прав, типичные договоры и спокойная жизнь. «У нас вообще нет никаких претензий относительно уборки территории, хотя она не идеальна. Речь идет, прежде всего, о штрафах. Никто не хочет платить штрафы, которые прописал ЖЭК, поскольку они неправомерны. Можно было бы подписать этот договор, а затем портить себе нервы по судам, но никто не хочет этого. Мы хотим просто спокойно жить, — говорит жительница дома Ольга Т. — Примечательно, что тем, кто договор подписал, ЖЭК на руки не выдал второй экземпляр договора. Сейчас ЖЭК хочет уйти, хотя по требованиям действующего законодательства, он не может сам уйти — это должно происходить по решению сельсовета в обществе».

Впрочем, среди жильцов есть и такие, которые полностью поддерживают политику ЖЭКа и считают, что противники новых договоров только портят жизнь себе и другим. Одна из жительниц дома Тамара очень эмоционально рассказала «Дню», что ее все устраивает, назвав противников договора «неадекватными людьми», которые не дают спокойно жить всему дому. «Нас устраивает работа ЖЭКа, порядок, который здесь есть, хотелось бы лучше — но не дают это делать жильцы, которые не подписывают договоры и подбивают людей. Они не дают ЖЭКу работать, посылают проверки. Мы не понимаем людей, которые не прислушиваются к мнению большинства, которому здесь все нравится. Видимо, эти люди себя не реализовали в жизни и реализовывают таким образом. В таких условиях я удивляюсь, как ЖЭК вообще работает. Но не вижу потребности вступать в спор с людьми, неадекватным по жизни». На вопросы о штрафах, которые ЖЭК хочет неправомерно получать от жильцов, женщина отвечает, что «тем, кто не собирается нарушать правила, нечего бояться и подписывать этот договор». Еще один жилец рассказал «Дню», что для него главное, чтобы в его жилище было тепло, светло и была вода, а тот факт, что, подписав договор, он не получил на руки вторую копию — его «вообще не волнует». «Как они меня могут кинуть? Никак. У меня есть банковские платежки», — сказал он. И, подумав немного, добавил, что штраф за неправильную парковку все же должна выписывать ГАИ, а не ЖЭК.

40 000 ПОСТРАДАВШИХ

Три года назад, инвестируя в жилье под Киевом, мог ли кто-то из этих людей предвидеть, что вместо долгожданного собственного угла получит огромную проблему на голову? «Мог», — говорит руководитель жилищно-коммунальных программ общественной сети ОПОРА Татьяна Бойко. «Покупая сегодня квартиру в новостройке, фактически каждый украинец должен быть готов обороняться от града проблем, которые на него посыплются, как из мешка», — рассказывает женщина. И одной из первых больно ударит, в частности, по карману, да и по голове тоже эксплуатация дома.

Частные ЖЭО — новая форма обеспечения жизнедеятельности дома, которая должна прийти на смену архаическому коммунальному ЖЭКу. Ее задача — поставить процесс содержания жилищно-коммунального хозяйства на коммерческие рельсы. Люди будут заказывать услуги по содержанию жилья частной структуре, и соответственно сами будут контролировать, как она их будет выполнять. Государство же будет следить за тем, чтобы все было в правовом поле, в частности, чтобы частные ЖЭКи не перегибали с ценами.

На бумаге все выглядит красиво, а вот на практике — не очень. Новые акулы бизнеса оказались существами действительно хищными. Стоит не заметить пробел в законах, и вы можете стать едва ли не пожизненным рабом этих «новых ЖЭКовцев», а ваша далеко недешевая, по сегодняшним меркам, квартира из крепости превратится в настоящий ад.

Нарушения законных прав совладельцев помещения в многоквартирных домах Киева, указывают в Ассоциации помощи пострадавшим инвесторам, сегодня приобретают массовый характер. Крайне остро возник вопрос превышения полномочий частными ЖЭКами. Так, по данным Ассоциации, в результате неправомерных действий частных эксплуатационных организаций только в столице ежегодно страдает около 40 000 человек. Обычно люди переплачивают за жилищно-коммунальные услуги, качество которых не отвечает цене.

По оценкам профессора государственной академии ЖКХ Николая Лебедева, сегодня в Киеве функционирует 68 частных ЖЭКов, они обслуживают 332 дома, а это приблизительно 75 тысяч собственников квартир. За прошлый год, по результатам проверок, почти в каждой эксплуатационной организации частной формы собственности установлены нарушения, когда тарифы не согласовывались с Киевсоветом. А у тех, которые утверждали, — себестоимость обсчитана с нарушением законодательства. Как следствие, за последний год жильцы домов, которые обслуживаются в частных ЖЭКах, понесли убытки на сумму около 800 миллионов гривен. Встречаются случаи, когда тариф по квартплате составлял и более 10 гривен за один квадратный метр, при этом в коммунальных ЖЭКах он составляет 3—4 гривни.

Наиболее весомым фактором, который собственно и приводит к нарушению законных прав совладельцев квартир частными ЖЭКами, является то, что пользуясь несовершенством украинского законодательства, застройщики создают эксплуатационные организации частной формы собственности как еще один вид получения прибыли.

В новостройках схема создания и функционирования частных ЖЭКов предусматривает активные действия застройщика, который достаточно жестко начинает использовать все доступные ему рычаги влияния для навязывания инвесторам выбранного им частного ЖЕО.

Собственно ситуация вокруг жилищного комплекса «Брест-Литовский» является тому примером. Жители фактически стали заложником «карманного» ЖЭКа застройщика («Екоінвестбуд») — ООО «Екожитлосервіс». Инвесторы ЖК получили необоснованно высокие тарифы за коммунальные услуги, перманентное отключение электроэнергии, полное отсутствие информации о площади при домовой территории, формирования тарифов и никакой возможности иметь свободный доступ к собственным счетчикам.

ДЕТЕКТИВНЫЕ ИСТОРИИ В «БРЕСТ-ЛИТОВСКОМ» ЖК

К сожалению, с директором этого частного ЖЭКа, Стрильчиком Василием Александровичем, «Дню» не удалось пообщаться. Тот на данный момент находится на больничном. Как объяснила «Дню» заместитель директора ООО «Екожитлосервіс» Светлана Воробьева, ее шефа побили «проблемные» жители. Женщина сетует, что это уже не первый раз «заказчики» услуг их предприятия прибегают к пинкам в диалоге с представителями ЖЭКа. «Охранника парковки недавно здесь один побил. К нему теща приезжала в гости. Поставили свою машину на платную стоянку. А выезжая, возмутилась, и сказала, что не будет платить. Зятю позвонила и говорит, что ее здесь выпускать не хотят. Она же прекрасно знала, что на платную стоянку заезжает. Не первый раз же приезжает. Знает же, что ночью здесь машину под домом не поставишь. Охранник ей все документы показал. Долго с ней возился. Потом, все же, махнул рукой и отпустил. Она уехала. А через 10 минут прибежал тот зять и с криками: кто здесь Хюндай выпускать не хотел? Охранник спокойно ему ответил: ну я. И тот наотмашь ему кулаком в лицо», — эмоционально рассказывает Воробьева.

Вообще у женщины таких историй, как говорил герой известной детской сказочки, «завались и больше». Почти на каждый вопрос: почему территория не охраняется; почему нет разметки для парковки авто у дома; откуда в подъезде появилось граффити и почему оно не закрашено; почему дом огражден опасным «частоколом» — у дамы есть почти детективная история.

Воробьева и сама проживает в этом доме. Говорит, что боится спокойно ходить по двору, потому всегда носит с собой банку лака для волос. Это — такая ее оборона от «проблемных» соседей. На милицию, рассказывает женщина, надеяться нечего. Вызывала не раз — или вообще не приезжают, или когда и приедут, то говорят, что она пересмотрелась телесериалов и теперь «играется» в детектив.

Поэтому Воробьева придумала, как самостоятельно воспитать порядочность и дисциплину в своих соседях. Панацея от всего — наказывать гривной. Женщина рассказывает, что идея штрафовать соседей к ней пришла во время одного из многочисленных судебных заседаний против должников. Мол, когда она рассказывала судье, какие безобразия творятся в ее доме, тот ответил, что она сама может навести порядок. «Вы же можете договориться о штрафах, сказал мне судья, — рассказывает Воробьева. — А я же ему говорю: как я могу эти штрафы налагать и взыскивать, если не имею на это полномочий? А он мне объяснил, что если мы пропишем эти штрафы в соглашении, то это уже будет предметом гражданского права. Стороны себе договорились о чем-то, и все».

А относительно другого пункта договора, который вызывает недовольство жителей — несанкционированный визит работников ЖЭКа в любую квартиру дома, — Воробьева, клянется, что такой нормы в соглашении нет, и быть не может. «Упаси Господи! Нет такого. Что вы?!», — возмущается женщина. Впрочем, в распоряжении «Дня» есть экземпляр договора с пунктом 3.3.2, в котором говорится, что кроме случаев предусмотренных законом, ЖЭК может несанкционированно посещать квартиры.

Правда, в «запасах» Воробьевой таки есть история, которая оправдывает актуальность появления этой нормы в договоре. Мол, жители как минимум пяти квартир уже поменяли перепланировку: сделали спальню на месте, где по плану должна была бы быть кухня, и наоборот. На вопрос «Дня», сообщила ли она об этом факте в соответствующие структуры (это прямое нарушение законодательства. Законом запрещено самовольно изменять планировку квартиры — Авт.), женщина ответила, что нет. Поскольку у нее «и без этого много юридической волокиты»: то она судится с должниками, то против нее судятся жители. В частности, на сегодняшний день женщина выступает ответчиком/истцом в четырех делах.

Вообще Воробьева в своей позиции безапелляционна — поселковый совет должен подыскать жителям ЖК «Брест-Литовский» новый ЖЭК, или же помочь создать ОСМД. А ее ЖЭК не будет обслуживать этот проблемный дом. Правда ООО «Екожитлосервіс» таки не оставит дом совершенно. За ним останется снабжение воды, тепла и электроэнергии. Ведь так уж случилось, что и скважина, и линия электропередач, по которой дом получает электроэнергию от Киевоблэнерго, находятся на балансе «Екожитлосервіс». Собственно говоря, именно это и усложняет жизнь жителям «Брест-Литовского» жилищного комплекса.

Многие люди уже брались помочь жильцам этого дома. Но ситуация такова, что застройщик настолько юридически грамотно все прописал и предусмотрел, что единственным на сегодняшний день советом юристов для жителей, которые стали заложниками этой ситуации, является продать квартиру. Но кто же ее купит?

Мария СЕМЕНЧЕНКО, Алла ДУБРОВЫК, фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ