В июне 2013 года в Ровно состоялось официальное открытие мусороперерабатывающего завода. Действо было помпезным, с перерезыванием ленты, визитом тогдашнего министра экологии и природных ресурсов. Да и проект анонсировался масштабный. Ведь завод должен был перерабатывать мусор не только из Ровенской, но и из соседних областей. Более того, планировалось, что он будет производить альтернативное топливо в виде сортированных бытовых отходов, которое будут использовать на ПАО «Волынь-цемент». Этот проект был первым таким в Западном регионе. Но уже в декабре того же года мусороперерабатывающий завод в Ровно остановился. Акционеры приняли такое решение из-за отсутствия законодательно утвержденного порядка установления тарифа на переработку бытовых отходов.
«Строительство мусороперерабатывающего завода продолжалось на протяжении трех лет. На время вложения инвестиций законодательство Украины было другим и не предусматривало никаких препятствий: тариф на вывоз отходов и все операции обращения с ними устанавливался органом местного самоуправления. Соответственно, все плановые экономические показатели инвесторам достаточно было согласовать с городским головой, — объясняет эксперт по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Сергей Пинчук. — В то время, когда строительство уже подходило к завершению, 21 мая 2012 года, народные депутаты Украины Юлия Левочкина и Юрий Мирошниченко зарегистрировали законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно государственной регуляции в сфере коммунальных услуг», в котором предусмотрено передать функции регуляции рынка по переработке и захоронению бытовых отходов Национальной комиссии регуляции рынка коммунальных услуг Украины как такие, которые принадлежат к естественным монополиям (захоронение) и деятельности на смежном рынке (переработка). На всех этапах прохождения законопроекта Главное юридическое управление Верховной Рады давало ему негативную экспертную оценку, предлагая депутатам не поддерживать его ни в первом чтении, ни во время последующих рассмотрений. Невзирая на это, в октябре 2012 года Верховная Рада Украины принимает данный законопроект, а уже 3 ноября 2012 года он вступает в силу. Учитывая практику применения данного закона, несогласованности с другими законами Украины в ходе его принятия так и не устранили».
Сегодня мусороперерабатывающий завод в Ровно снова работает. Правда, его работу комментируют неохотно. Так, как сообщалось на сайте Ровенского городского совета в июне, здесь за месяц переделывается 2500 тонн твердых бытовых отходов, которые привозят из города и окрестностей.
«Ровенский мусороперерабатывающий завод — это успешный проект для города. И как бы то ни было, он работает. А проблемы в этой отрасли в Украине и то, что ровенский завод остается единственным таким предприятием, сводятся к тому, что за услугу переработки отходов нужно платить, — объясняет координатор строительства завода по переработке бытовых отходов в городе Ровно, депутат городского совета Святослав Евтушенко. — Так, изменения в законодательстве, которые произошли в 2012 году, дали возможность органам местного самоуправления не устанавливать тариф на переработку мусора. Мол, это компетенция Национальной комиссии по вопросам жилищно-коммунального хозяйства (НКРЭКУ). Однако она до сих пор не имеет права утверждать этот тариф. В свое время были отправлены обращения к руководству страны с просьбой решить проблему. В итоге Министерство регионального развития, строительства и ЖКУ дало разъяснение, в котором отмечается, что установление тарифов на услуги по вывозу бытовых отходов осуществляются исполнительными органами местных советов разных уровней».
Однако, по словам Святослава Евтушенко, Ровенский горисполком достаточно политизирует и не желает принимать непопулярные решения. Например, о поднятии тарифа на услуги обращения с отходами.
«Решить этот вопрос можно лишь путем передачи полномочий относительно установления тарифов за услуги обращения с отходами НКРЭКУ, так как это сделано с другими коммунальными услугами, — продолжает депутат Ровенского горсовета. — Если же это будет компетенция органов местного самоуправления, то это точно не приведет к улучшению экологической ситуации в Украине».
Продолжение темы: