Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Экономический портрет»

«День» поднял статистику за последние два года и попросил экспертов ее прокомментировать
12 апреля, 2016 - 10:31
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня», 1997 г.

Успех или провал правительства определяется результатами его деятельности — изменением уровня безработицы, объемов инвестиций, производства, экспорта и, наконец, — уровнем доходов граждан и ценовой стабильностью. Статистика -строжайший судья деятельности правительства Арсения Петровича. И она не разделяет «победную» риторику теперь уже экс-премьера. 

Готовя «экономический портрет» правительства Яценюка, мы подняли ключевые макроэкономические показатели 2015—2014 годов — годы деятельности Арсения Петровича на должности премьер-министра.

По итогам 2015 года падение промышленности составило 13,4% (10,1% в 2014 году). Промышленное производство сократилось в 22-х регионах страны.

В 2013—2014 годах спад в промышленности был компенсирован ростом в сельском хозяйстве, а в 2015 году и этого не было. По итогам года сокращение объемов сельскохозяйственного производства составило 4,8% . В целом ВВП страны сократился на 10,5%.

Рост демонстрировали лишь цены  и долги. По итогам года потребительские цены выросли на 43,3% (на 24,9% в 2014 году), в том числе базовая инфляция составила 34,7% (из-за существенной девальвации обменного курса гривни), а небазовая — 50,9% (вызвано повышением цен/тарифов на природный газ (в 3,7 раза), электроэнергию (в 1,7 раза), горячую воду и отопление (в 1,8 раза).

Эксперты, в частности экс-министр экономики Богдан Данилишин, утверждают, что каждый инфляционный прыжок в 2015 году был результатом прямого действия или бездеятельности власти, которая позволила выйти из-под контроля ситуации на валютном рынке, что и спровоцировало самую высокую в мире девальвацию, или собственными решениями повысила тарифы в одном из наиболее коррумпированных и непрозрачных секторов экономики — энергетике.

Логическим продолжением стагнации в экономике стало дальнейшее ухудшение ситуации на отечественном рынке труда. Уровень безработицы, определенный по методологии Международной организации труда, вырос по итогам I полугодия 2015 года до 9,2 % против 8,6 % во I полугодии 2014.

Сумма задолженности по выплате заработной платы по состоянию на 1 декабря 2015 года составила 2 млрд грн, что в 1,5 раза больше, чем на начало 2015 года.

И в завершение — стагнация в инвестиционной сфере (по данным Госстата, за 9 месяцев 2015 года объем освоенных капитальных инвестиций сократился на 6%, по итогам 2014 года сокращение на 24%), которая продолжается в течение трех последних лет, кроме прямого негативного вклада в ВВП в соответствующие годы, также сводит к минимуму перспективы скорейшего возобновления экономического роста.

«День» также попросил экспертов назвать ключевые, по их мнению, достижения правительства Арсения Яценюка и поделиться своими ожиданиями от его «преемника».  Далее — прямой речью.

«ОТСУТСТВИЕ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Владимир ПАНЧЕНКО, директор Института им. Александра Поля:

— Кабмин запомнился перманентным конфликтом с депутатским корпусом, заявлениями о тотальном сокращении госаппарата, курсом на приватизацию и дерегуляцию.

Уже сами европейцы признают, что нам необходима не дерегуляция, а эффективная регуляция. Система ProZorro — это именно эффективная регуляция. А вот тотальная отмена возможностей контроля качества, движения капиталов и тому подобное — хаос, путь в никуда.

Приватизацию решили осуществить кавалерийским набегом. Вполне прогнозируемо, что подобная политика потерпела фиаско. Повальная распродажа госкомпаний без инвестиционных обязательств и за бесценок в условиях войны не могла быть успешной.

Яценюк запомнился самоуверенностью и высокомерием, он ни к кому не прислушивался. Как следствие — потеря доверия со стороны общества.

Я не испытываю пиетета к Гройсману, но есть определенные надежды на сдвиг в экономике при его премьерстве. По крайней мере, надеюсь, что он заложит фундамент для преемника.

Позитивный сигнал в том, что он признает необходимость стратегического планирования. Учитывая его желание развивать инфраструктуру, можно ожидать появления конкретных проектов и каналов получения средств от международных партнеров. Уже озвучено, что это будут дороги, энергоэффективность, местная инфраструктура. Такие вещи дают эффект только во взаимодействии с реальным сектором. Условно говоря, путь, который ведет к индустриальному парку, — даст кумулятивный эффект, а «популистский путь» — это только проедание средств.

Надеюсь, что Гройсман изменит подходы к взаимодействию с Нацбанком. У Яценюка они отсутствовали вообще, НБУ полностью отстранился от экономики. Да, законодательно это независимый орган, но это не значит, что он должен быть независимым от экономики. Регулятор может и должен принимать участие в финансировании тех же инфраструктурных объектов. При нынешней низкой сравнительной базе любые эффективные действия правительства позволят увеличить ВВП, по крайней мере, на процент. У правительства Гройсмана есть все шансы для этого.

У нас есть список достойных кандидатов для будущего состава правительства. Конкретные фамилии пока не буду называть, но хочу отметить, что все эти люди с понимаем реального сектора экономики. Инвестиционных банкиров там точно нет.

«РЕАЛИЗОВЫВАЛАСЬ ПРОГРАММА «ЧТОБЫ НЕ БЫЛО ХУЖЕ»»

Андрей ДЛИГАЧ, соучредитель ГП «Нова Країна», генеральный директор Advanter Group:

— Будучи премьер-министром, Арсений Яценюк отстаивал интересы крупного бизнеса, способствовал провалу либеральных реформ в сфере налоговой системы, бюджетной политики, реорганизации государственных предприятий (сохранение института «смотрящих») и внедрения на них системы профессионального менеджмента.

Секретариат Кабмина превратился в одно из главных препятствий реформ, способствуя любимой тактике Арсения Яценюка — бездеятельности, затягивания и полумер.

Стране не была представлена программа модернизации экономики.

«Макрофинансовая стабильность», которую Арсений Яценюк приписывает в качестве награды себе и своему Кабинету Министров, в действительности стала следствием обнищания страны. Вместо поиска путей к кардинальному (8% в год и больше) росту ВВП, предлагалась и реализовывалась программа «чтобы не было хуже». Разрушено и не возобновлено доверие внешних и внутренних инвесторов.

Отдельные успехи в сфере дерегуляции, управления некоторыми государственными предприятиями, внедрения ProZorro, e-data стали возможными не благодаря, а вопреки деятельности Арсения Яценюка и исключительно благодаря самоотверженности прогрессивных новых государственных управленцев в Министерствах экономического развития, финансов, АПК, инфраструктуры и поддержки и давления со стороны депутатских групп и гражданского общества.

Владимир Гройсман известный в прошлом как прогрессивный мэр Винницы, во многом посодействовал развитию предпринимательства в городе.

Однако, этого недостаточно, чтобы рассматривать его как премьер-министра, способного предложить и реализовать программу кардинальных экономических реформ. Причина — его близость к кланово-олигархической системе власти в Украине, отсутствие команды и политический (а не профессиональный) характер кулуарного формирования его Кабмина.

Однако, главный принцип формирования Кабинета Министров для проведения настоящих реформ в Украине — это непартийная команда профессионалов, объединенная едиными виденьем и программой действий, поддержанная Верховной Радой, гражданским обществом и нашими международными партнерами. Такая команда может быть сформирована на протяжении двух месяцев (проект «Команда — 100»).

«ПРАВИТЕЛЬСТВО ВЫДЕРЖАЛО НАТИСК РОССИЙСКОЙ АГРЕССИИ»

Михаил ГОНЧАР, президент Центра глобалистики «Стратегия ХХI»:

— Правительство Яценюка, несмотря на все свои «проколы», выдержало натиск российской агрессии гибридного типа.

Конечно, это можно было делать более успешно для экономической ситуации в стране. Но легко судить со стороны. И бросание камней в спину уходящему не делает чести тому, кто это делает.

Реформы действительно не были сильной стороной этого правительства. Но сейчас огульно говорить о правительстве Яценюка как правительстве неудачников — это вносить лепту в клановую борьбу в пользу одной из сторон конфликта. Определенные наработки все же были сделаны.

Учитывая кандидатуры министров нового правительства, которые звучат в СМИ, я не думаю, что этот Кабмин будет лучше предыдущего.

Для меня индикатором того, что мы имеем шансы на прогресс с новым правительством, было бы, если бы его возглавил или, по крайней мере, стал вице-премьером Владимир Лановой. Или — министром энергетики Сергей Ермилов. А министром финансов — Александр Савченко.

Те же фамилии министров, которые звучат, как и в конечном счете имя самого премьера, говорят о том, что все остается в рамках старой схемы кланового распределения министерских должностей, которые будут обеспечивать перенаправление финансовых потоков в пользу тех или иных олигархических группировок.

По большому счету фамилия этого премьер-министра не имеет значения. Это — правительство Петра Порошенко. Со всеми вытекающими из этого обстоятельствами.

«ЛЮДЕЙ, СПОСОБНЫХ ВЫТЯНУТЬ СТРАНУ ИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗДНЫ, В УКРАИНЕ ДОСТАТОЧНО»

Виктор ГАЛАСЮК, председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам промышленной политики и предпринимательства:

— Подмена амбициозной национальной стратегии, способной объединить общество и обеспечить рост экономики по крайней мере на 7—8% в год, подмена собственной программы социально-экономического развития «стабилизационной» программой сотрудничества с МВФ, приватизацией, «дерегуляцией» и набором новых зарубежных кредитов — это очень плохая политика. Ее результаты уже почувствовал на себе каждый гражданин. То, что должно было быть всего лишь временной краткосрочной поддержкой, превратилось в цель деятельности правительства.

Хватит ли у нового правительства политической воли для качественного изменения ситуации? У меня большие сомнения относительно этого. Но я желаю новому правительству успехов в глубоком переосмыслении ситуации и изменении экономического курса. И в свою очередь, как парламентарий, я готов помогать в том, что будет касаться реализации современной промышленной и инвестиционной политики в интересах украинских производителей, предпринимателей, налогоплательщиков.

Что касается фамилий людей, способных вытянуть страну из экономической бездны, то их достаточно — в том числе среди руководителей украинских заводов. О них нужно спрашивать у объединений промышленников, предпринимателей, работодателей, налогоплательщиков, нужно проводить национальные «праймериз» перед ответственными правительственными назначениями, а не делать их традиционным кулуарным способом.

«ГРОЙСМАН СОХРАНИТ ОЛИГАРХИЧЕСКИЙ БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ»

Алексей ЖМЕРЕНЕЦКИЙ, инициатор движения «Украина — это я»:

— Правительство Яценюка страдало яркой разрозненностью интересов, которые отстаивали его отдельные члены. Это — правительство компромиссов и баланса интересов финансово-промышленных групп и западных партнеров. Свои игры в правительстве играли сам Арсений Петрович, министр Абромавичус, Яресько, Аваков, часть министров по президентской квоте и квотам парламентских коалициантов, которые вышли из-под контроля Президента.

..Ни у Президента, ни у премьера не было реального желания принципиальных перемен в стране. Это становится очевидным, если взглянуть на главные причины низкой экономической свободы и конкурентоспособности Украины в соответствии с международными рейтингами, эти причины — коррупция, незащищенность прав собственности и несостоятельность институтов государства. Запуск правовой системы, кроме судебной ветви власти, в большой степени зависит от работы прокуратуры, СБУ и МВД. В каждом из ведомств эта работа саботируется на наивысшем уровне.

Правительство Гройсмана, за исключением компромиссных министров, — это правительство Президента. Этот фактор снимает конфликт между институтами Президента и правительства, тем более при условии пропрезидентской парламентской коалиции.

Однако коалиция предусматривается только формальная, что не гарантирует голоса за большинство проектов правительства, как это было и с Яценюком.

В целом правительство Гройсмана сохранит олигархический баланс интересов, если, конечно, у Президента не возникнет желания повторить путь Виктора Януковича относительно концентрации абсолютной власти в своих руках.

Алла ДУБРОВЫК-РОХОВА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ