Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Европа — Украина — Европа»

Что будет с отечественным сапожником, швеей и ткачихой после «Вильнюса»?
26 сентября, 2013 - 11:51
«САПОГИ ДОНЕЦКОГО ПРОИЗВОДСТВА ПРОДАЮТСЯ В ИТАЛЬЯНСКИХ МАГАЗИНАХ С ТРЕХКРАТНОЙ НАЦЕНКОЙ», — ОТМЕЧАЕТ ДИРЕКТОР ФАБРИКИ

За восемь месяцев этого года производство в легкой промышленности сократилось на 5,9% в Украине и на 29,2% — в Донецкой области. «В начале 1990-х годов удельный вес легкой промышленности в области составлял 7% и даже больше. Работающих было 60 тысяч. Потом производство начало стремительно падать. В 2011 году оно упало на 15%, в 2012-ом — на 20%, за январь-август 2013 года — на 29,2%. В Украине этот показатель составляет 5,9%. К сожалению, сейчас легкая промышленность Донецкой области — это 0,2% общего процента отрасли в Украине и 0,6% работающих», — отмечает аналитический обозреватель Главного управления статистики Донецкой области Лариса Гунтарь.

Отрасль нуждается в капитальных вложениях. Но несмотря на то, что все это понимают — как предприниматели, так и властные структуры, за первое полугодие этого года лишь 3 миллиона гривен было вложено в развитие легкой промышленности в области. Причем это не конкретные инвестиции, а, скорее, покупка акций компании. «При таком положении вещей рассчитывать на улучшение не приходится», — констатирует эксперт.

СТИХИЙНЫЕ РЫНКИ

Фабрика по производству текстиля в Шахтерске находится почти за городом в сером старом здании. В середине по коридорам бегают девушки и гудит техника. В комнате с краской висит затертое знамя с Ульяновым-Ленином. Работницы наносят краску на ткань с помощью самодельного аппарата. Это здание не принадлежит фабрике, арендованное. Своего помещения пока что у предприятия нет — в здании, которое купили недавно, идет ремонт. «Нам, в принципе, легко переехать. Наши машинки не крупногабаритные, потому их легко передвигать. Разумеется, хотелось бы переехать уже в свое помещение. Надеюсь, в следующем году мы сможем это сделать», — рассказывает директор ООО «Лемуа» Евгений Лебеденко.

Сейчас фабрика может позволить себе только небольшие инвестиции в бизнес. Однако еще несколько лет назад это было вообще нереально.

История фабрики начинается еще со времен расцвета города. Здесь было 15 шахт, на которых преимущественно работали мужчины. Женщины же сидели дома. Впоследствии местной власти удалось устроить небольшую фабрику по текстилю. Согласно проекту, фабрика должна была выпускать 25 миллионов трикотажных изделий в год. «Тогда мы работали на чистом хлопке, поступавшем из Узбекистана. Каждое восьмое изделие трикотажной единицы, которое было произведено в Украине, было из Шахтерска», — рассказывает директор. После 1991 года легкая промышленность начала приходить в упадок. Заказы не поступали, начались проблемы с доставкой полотна.

В 2000 году Шахтерская фабрика была признана банкротом. Предприятие не работало полгода. В дальнейшем — распалось на два малых. Одно из них — ООО «Лемуа». Предпринимательство начинает работать по давальческой схеме. «Тогда это было оправдано, мы работали с иностранцами. Были четкие требования. Однако теперь эта схема, на мой взгляд, исчерпала себя», — комментирует Лебеденко. Впоследствии от такой схемы они отказались, однако большинство украинских предприятий этой отрасли до сих пор работает по такому стандарту: Европа — Украина — Европа. Среди заказов фабрики сейчас — одежда для детей разного возраста, более 200 моделей. Дизайн разрабатывают сами. Что-то ищут в интернете, что-то рисуют собственными силами. «Большей популярностью пользуются вещи из Hello Kitty, Эйфелевой башней для девочек и автомобилями для мальчиков», — рассказывает технолог Татьяна.

«Наша продукция не хуже турецкой или китайской. А то и лучше. Но почему-то украинцы покупают дешевую некачественную одежду, которая спустя некоторое время станет тряпкой. А нашу одежду покупают в Европе. А это значит, что качество наших товаров хорошее», — рассказывает Лебеденко. Самая большая беда украинского производителя товаров легкой промышленности, по мнению директора фабрики, — это стихийные рынки. Там нельзя контролировать процесс. Люди думают, что покупают на них качественные вещи, однако это не всегда так.

ОТСУТСТВИЕ КОНКУРЕНЦИИ

С каждым годом конкурентов у ООО «Лемуа» среди украинских производителей становится все меньше. «Правительство все чаще говорит о том, что нужно поднимать легкую промышленность, но посмотрите на рынок — там засилие китайской и турецкой продукции. Инвестиции очень нужны, однако они идут в тяжелую промышленность», — продолжает он. По данным государственной статистики, в целом на украинском рынке легкой промышленности — 15% товаров украинского производителя, все остальное — импорт. «Дайте нам конкурировать! Мы должны бороться за украинского потребителя с украинскими производителями», — говорит директор Макеевской обувной фабрики «Аспект» Андрей Морщагин.

«Аспект» обанкротилась в 2005 году. Потом через торги ее выкупили. Возобновили работу зимой: температура воздуха — минус 40, работающих — пять человек. Как и тогда, так и сейчас фабрика работает по давальческой схеме, но и это не оградило их от кризиса в прошлом году — до сих пор за некоторую продукцию с предприятием не рассчитались, а соответственно и оно не рассчиталось с работниками. Впрочем, этот год обещает быть несколько лучшим в финансовом плане: уже прибывают заказы на новый сезон.

Фабрика специализируется на детской и подростковой обуви. Но товары, которые были пошиты на «Аспекте», можно увидеть чаще в витринах в Италии или Голландии, нежели в Украине. Цена также отличается — за рубежом детские босоножки украинского производства стоят по меньшей мере 40 евро, у нас — не более 20 евро. В прошлом году обувь, которая была продана импортеру за 33 евро, директор фабрики, по его словам, увидел в витрине магазина за 89 евро, и это — цена со скидкой. Особенность давальческой схемы в том, что как бы дешево ни пошили в Украине обувь, в Европе все равно цены будут диктовать фирма-заказчик и европейский рынок.

В 2000 ГОДУ ФАБРИКУ В ШАХТЕРСКЕ БЫЛО ПРИЗНАНО БАНКРОТОМ. ЧЕРЕЗ ПОЛГОДА НА ЕЕ «ОСТАНКАХ» ВЫРОСЛО МАЛЕНЬКОЕ ШВЕЙНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, КОТОРОЕ СЕГОДНЯ ВЫПУСКАЕТ БОЛЕЕ 200 МОДЕЛЕЙ ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЫ СОБСТВЕННОГО ДИЗАЙНА И УСПЕШНО ПРОДАЕТ ПРОДУКЦИЮ НА ЕВРОПЕЙСКИХ РЫНКАХ

«Плюсы производства детской обуви в том, что мода на модели может быть более продолжительной. Это для женщин нужно постоянно менять ассортимент, дети не такие прихотливые», — комментируют на фабрике.

Конкурентов в Украине у фабрики тоже нет. Единственное предприятие, которое производит обувь, находится в Броварах, однако их продукция — это только пинетки. Поэтому «Аспекту» конкурировать приходится с импортными производителями, а по сути, самим с собой.

СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Для макеевских женщин это — лучшее и первейшее место работы, альтернатива небольшая: либо фабрика, либо рынок, либо сидеть дома. Сейчас на фабрике работает около 180 человек, еще 20% сотрудниц в декретных отпусках.

Не единственный ли парень в швейном цеху — Вадим. Со своим средним техническим образованием он уже семь лет работает портным. Работой доволен. С его второй группой инвалидности устроиться на работу в Макеевке не так просто.

Татьяна пришла работать на фабрику сразу после того, как та открылась. «У нас, по сути, других вариантов «куда пойти работать» нет. Торговать на рынке я не хочу. Конечно, бывает трудно, но все проходит. Мы это понимаем», — рассказывает женщина. Здесь, как и на всех подобных предприятиях, действует закон: зарплата зависит от объема выполненной работы. Из-за этого бывают проблемы. Средняя заработная плата — до двух тысяч гривен.

СЫРЬЕ

«Лучшая отечественная кожа — это средняя итальянская. Однако, как вы понимаете, в данном случае соотношение «качество равняется цене» отличается. Если я буду делать обувь из самой лучшей кожи, то цена за это будет соответственной. Поэтому наша продукция немножко уступает европейской, но лучше китайской и турецкой», — рассказывает Морщагин. Он — конечное звено в цепи производства. Ему поставляют кожу, в частности, из-за границы, там сам он покупает подошвы (Италия, Чехия, Турция) — в Украине просто нет такого производства. «У нас даже колодки для детей не производят», — рассказывает предприниматель. Таким образом, товар полностью зависит от пошлины, наценок и налогов, которые платят предыдущие звенья.

Еще один «тормоз» этого производства — сертификация. В Европе уже давно отказались от такого, в Украине же от этого избавятся только в конце нынешнего года. «Сертификация продукции только бюрократизировала процесс и сделала его более продолжительным. Одну модель обуви я должен ежегодно сертифицировать. Причем отдельно — за правильный размер обуви, отдельно — за материал и отдельно — за производство в целом. На мой взгляд, производитель должен нести полную ответственность за свою продукцию, без какой-либо сертификации», — считает Морщагин. А самый лучший инспектор качества — это покупатель, голосующий кошельком.

ИНВЕСТИЦИИ И БРЕНД

Предприниматели в один голос заявляют: ждать от государства помощи в этой отрасли никто не привык, а потому решают проблемы сами. Однако, по мнению экспертов, в целом такие потуги ничего не меняют. Чтобы изменить ситуацию в отрасли, нужно вмешательство на государственном уровне.

Главные проблемы, по мнению главного специалиста Департамента развития базовых отраслей промышленности Донецкой облгосадминистрации Елены Ворониной, — это отсутствие в Украине сырьевой базы, раздробленность и тень. «Вся отрасль — это частные предприятия. 80% предприятий в области работают по давальческой схеме. И еще — высокий процент теневого бизнеса», — рассказывает эксперт. По ее словам, сейчас малые предприятия освобождены от налога на прибыль. Но это только те, которые работают сами на себя. Те же, которые используют давальческую схему, льгот не имеют. Такие предприятия не могут сразу перейти на собственное производство и отказаться от давальческой схемы, так как у них нет собственного оборота. Таким образом, получаем замкнутый круг.

О том, что проблему развития легкой промышленности стоит решать на государственном уровне, говорит и вице-президент Украинской ассоциации предприятий легкой промышленности Татьяна Изовит. В первую очередь, по ее мнению, стоит значительно занизить процент по кредитам для малого и среднего бизнеса. Сегодня он составляет более 30%, но если бы он составлял 10%, то предприниматели не боялись бы брать заем.

«Я не вижу проблем выхода легкой промышленности на новый уровень. В чем парадокс? Практически с первого года независимости Украина принимает законы на уровне государства и региона, которые якобы должны были облегчать положение в этой отрасли. Однако происходит противоположное. После реализации такой программы у нас происходит очередной спад. У меня уже создалось впечатление, что легкая промышленность развивается лучше, когда нет государственных программ», — отмечает заведующий кафедрой стратегического управления экономическим развитием ДонНТУ Александр Кендюхов. По его мнению, никакие выставки, программы просто так положение вещей не изменят. «Проблема инвестиций — это не проблема предприятий, региона, это — проблема государства. Может ли оно сделать наилучшие условия для инвестирования в эту отрасль? Разумеется, но для этого нужно желание», — продолжает эксперт. По его мнению, первое, что должна сделать Украина — это упростить налоговую систему и снять все... льготы. Сейчас украинский предприниматель на заполнение отчетов тратит в среднем в год более одной тысячи часов, тогда как, например, его коллега в Сингапуре — 46.

«Сегодня у украинцев нет доверия к нашей продукции. Это может быть одной из причин, почему украинцы не покупают украинскую одежду. Просто они не доверяют, так как не знают ее. Нынче украинскую продукцию знают как такую, которая была изготовлена за рубежом. Но это далеко не так. Украине нужен свой бренд», — считает Воронина. «Я вам скажу, на чем держится украинская легкая промышленность. Все, что сейчас на мне — костюм, рубашка, носки, — все это отечественного производства. Если бы наше общество имело экономическую ответственность перед собой, ситуация была бы другой. А это, кстати, вопрос, государственного воспитания», — апеллирует Кендюхов.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ, ИЛИ «КОМУ ЕВРОПА НЕ СТРАШНА»

Основной вопрос, актуализировавшийся в последнее время: что будет с украинским производителем после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС? Смогут ли они конкурировать с европейскими импортерами? В ответах на этот вопрос мнение предпринимателей из Донетчины разделилось. Морщагин говорит, что для него существенной разницы не наблюдается. Сейчас он и так производит качественную европейскую обувь по европейским технологиям под европейской маркой. Для него основным вопросом остается то, сколько у него будет заказчиков и заказов. «Нашу продукцию уже покупают в Европе, неужели вы думаете, что европейцы будут покупать то, что некачественное и что не способно конкурировать?» — спрашивает он.

А вот в Шахтерске таки побаиваются. Лебеденко отмечает: «Европа будет означать европейские цены. Все будет зависеть от того, какие условия поставит нам рынок».

Однако работать с ЕС мы начали не сегодня. Изовит говорит: «Мы готовы идти в Европу и открывать свой рынок, но только на условиях симметричности. Если нет пошлины для европейцев, то не должно быть и для нас. Насколько я знаю, предприятия украинской легкой промышленности начали работать со странами ЕС еще в 2000 году, подписав проект о торговле текстильными изделиями. Согласно этому соглашению, мы должны были «либерализировать пошлину», то есть уменьшить ее почти в четыре раза для европейских импортеров. Тогда мы это сделали».

Государство сейчас больше фокусируется на тяжелой промышленности и крупном бизнесе. Возможно, с одной стороны, для Донецкого региона в этом есть плюс, но это только на первый взгляд. Без легкой промышленности экономика страны не сможет быть здоровой. Изовит рассказывает: «Если раньше на каждого гражданина мы производили по 20 метров ткани, то сегодня эта цифра уменьшилась вдвое. Если в 1991 году мы производили по шесть единиц детской одежды, то теперь — одну единицу. Носков и чулок было по 8,5 пары на человека, сегодня — 1,5 пары».

Эксперты подсчитали: сегодня в Украине пустует 60% производственных площадей. И с каждым годом эти данные увеличиваются. Кто их заполнит и чем?

Екатерина ЯКОВЛЕНКО, «День», Донецк. Фото автора
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ