Украинские интернет-сообщество шутит: американский бизнесмен инноватор Элон Маск таки получил письмо от народного депутата (фракция политической партии «Народный Фронт») Виктора Романюка, и таки включил Украину в список привлекательных для инвестиций территорий. Такие посты вчера появились в Фейсбук в ответ на сообщение о том, что будто бы через Киев будет проходить сразу три ветви ультраскоростного поезда Маска hyperloop.
Напомним, что 14 января парламентарий Романюк опубликовал пост на своей странице в Фейсбук, в котором сообщил, что написал письмо Элону Маску с предложением рассмотреть Украину как место для построения завода Tesla Motors. Ведь слухи, что Маск хочет построить Gigafactory 2, в Европе ходят уже давно. Почему бы не воспользоваться случаем и не привлечь Маска в Украину, решил Романюк. Скан-копию письма народный депутат приложил к посту. В нем в частности идет речь, что «в Украине — мощная физическая и математическая школы, что она занимает одно из ведущих мест в мире по качеству образования, при этом — с низкими, в сравнении с европейскими странами, налогами и зарплатами». В этом же тексте депутат зачем-то вспомнил борьбу украинского народа с олигархами, угрозу демократии и российскую агрессию, хотя эти факторы способны, скорее, отпугать инвесторов.
Депутат изложил письмо в Facebook с призывом перепостить его, чтобы он точно попал к Маску.
В обсуждении под постом мнения разделились: кто-то одобряет идею, кто-то высмеивает уровень автора владения английским: The idea is good, English is poor (Идея хорошая, английский — «бедный». — «День»).
Но одна реакция на инициативу Романюка, на наш взгляд, более чем красноречива. Собственно она и стала почвой для подготовки этого материала. Управляющий партнер инвестиционной группы «УНИВЕР» Алексей СУХОРУКОВ написал свой вариант письма к Маску, в котором по-приятельски предупреждает Маска, к чему ему следует готовиться, если он все же отважится и примет предложение прийти в Украину:
«Уважаемый Elon Musk, Если Вы действительно всерьез будете рассматривать идею вложить свои деньги в Украину и рассчитываете когда-нибудь вернуть свои инвестиции, то обратите внимание, что Вам для этого нужно будет открыть здесь так называемый «инвестиционный» счет, 65% всех валютных поступлений на который будут принудительно конвертированы по не самому выгодному курсу. Дивиденды разрешено возвращать только за 2013-2014 года, потому Вы немного опоздали. Тело инвестиций в условиях всем скоро обещают вилмину ограничений на движение капитала, потому у Вас на размышления есть еще лет 10. P.S. Простите, что не по-английски. Ваш родной язык Вам здесь будет только мешать. Будьте готовы переводить все документы на украинский и заверять у местных нотариусов. Без этого Вам ни счет не откроют, ни доллара инвестиций на него не зачтут. UPD. Еще должен предупредить, что нерезиденты не могут размещать деньги на депозиты менее чем на один календарный год, и что с хеджированием (страхованием. — «День») риска курса локальной валюты здесь не очень много возможностей. UPD2: А инвестиции, как вы, наверное, уже поняли нам вообще-то очень нужны. С 1993 года ждем.
С наилучшими пожеланиями
Алексей Сухоруков»
Мария РЕПКО из Центра экономической стратегии дополнила коллегу:
«Уважаемый Элон, еще имейте в виду, если вы захотите на свой завод привезти оборудование (материалы из-за границы, а не закупить у украинских производителей) — вам придется просить в НБУ разрешения купить валюту, чтобы рассчитаться с поставщиком и несколько дней подождать, пока эту валюту для вас купят. А если вдруг сложное оборудование затребует предоплаты в срок, больше, чем 120 дней, — вам придется работать под санкциями МЭРТ, то есть просить разрешения на каждую отдельную транзакцию еще и в МЭРТ. А если у вас на счете вдруг откуда-то уже есть валюта (например, вы собираете ее на какой-то очередной суперколлайдер) — вам валюту не продадут, своей рассчитывайтесь».
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
«И «как вишенка на торте»: имейте в виду, если к вам на фабрику придут амбалы с закрытыми мордами и скажут, что это их бизнес и они его будут охранять, есть шанс погрязнуть в судебных разбирательствах на один-пять лет», — прибавил уже в комментарии «Дню» владелец одной ІТ-компании, который пожелал не называться...
В 2016 году Международный фонд Блейзера провел исследования среди американских инвесторов, относительно того, как они смотрят на Украину как место для вложения своих денег. В этом исследовании проанализированы основные риски, которые видят для себя американские инвесторы, оценивая инвестиционные возможности нашей страны.
У многих компаний, которые ведут свою деятельность в Украине, основная обеспокоенность относительно инвестиционного и делового климата в стране вызывают пробелы в судебно-правовой сфере, коррупция, а также неконкурентная организация финансового сектора.
Наиболее проблемными аспектами признаны: неэффективное выполнение судебных решений, а также их несправедливость, предубежденность и выборочность. К другим существенным препятствиям отнесены низкий уровень защиты прав интеллектуальной и физической собственности, непредсказуемость и временами неадекватность законодательства в сфере бизнеса, а также длительность и дороговизна урегулирования споров по контрактам.
82% опрошенных считают несостоятельность судебно-правовой сферы существенным и даже серьезным препятствием для работы бизнеса в Украине. Так же 14% респондентов указало на наличие среднего уровня препятствий. Таким образом, в целом 96% опрошенных американских компаний указали на наибольшую проблематичность судебно-правовой сферы в Украине, которая, в свою очередь, создает значительные преграды в ведении бизнеса в стране.
79% опрошенных компаний считают коррупцию следующим наиболее существенным препятствием для ведения бизнеса в Украине.
В разделе «Коррупция» 98% респондентов указали на злоупотребление в судебной системе Украины, которая одобряет предвзятые судебные решения, а это, в свою очередь, является существенным фактором серьезных проблем для работы предприятия в целом.
90% респондентов волнует административная коррупция на уровне государственных чиновников, которые требуют дополнительных плат и взяток.
68% опрошенных компаний сказали, что коррупция в частном бизнесе с рейдерскими атаками на предприятия является серьезной проблемой в ведении бизнеса в Украине.
Третьим наиболее существенным фактором серьезных препятствий для бизнеса в Украине стала, по мнению 79% опрошенных, неспособность финансового сектора обеспечить рациональное внутреннее финансирование оборотного капитала, торговли и долгосрочного инвестирования.
Инвесторов донимают излишне высокие процентные ставки и трудности в получении долгосрочных кредитов в Украине, несовершенство рынка капитала для выпуска ценных бумаг в Украине.
Более чем две трети опрошенных лиц (69%) рассматривают недостаточную макроэкономическую стабильность Украины как существенное препятствие для работы предприятий, в результате операционного убытка и потери капитала в связи с колебанием курса валют и цен на внутреннем рынке.
Инвесторов беспокоит непомерная девальвация гривни (привет Валерии Гонтаревой и представителям правительства, которые утверждают, что не следует беспокоиться о стабильности национальной валюты), обременительная система сбора налогов, непомерная ценовая инфляция на внутреннем рынке Украины.
Что касается ожиданий, то 64% опрошенных считают, что инфляция и девальвация и в дальнейшем станут существенным/серьезным препятствием для работы предприятий в Украине.
Трудности в сфере международной торговли и движения капитала (такие как возможность беспрепятственно экспортировать товары, свободный импорт оборудования и сырья или простота инвестирования с минимальными трудностями, репатриация капитала и свободное распределение прибыли) рассматриваются 68% опрошенных лиц как серьезные/существенные препятствия в Украине.
В этой категории 87% опрошенных лиц считают отсутствие возможности вывести деньги из страны (например, репатриация капитала) и получение иностранной валюты для ведения своей деятельности наиболее серьезным/существенным ограничением в стране.
С точки зрения международной торговли, другие препятствия получили менее суровую оценку, однако более половины респондентов указали на сложные таможенные процедуры с высокими расходами, наложенные ограничения на импорт с избыточным количеством и дороговизной импортных тарифов, а также лишнее количество документов, времени и расходов на экспорт при недостаточной организационной поддержке.
63% респондентов считают политические риски и негативный имидж страны существенным фактором серьезных препятствий для работы предприятий в Украине.
Наибольшими преградами признаны нестабильная политическая ситуация и частая ротация чиновников.
63% респондентов признали обеспокоенность возможными социальными беспорядками из-за войны или неравномерное распределение дохода. С другой стороны, лишь немногим более одной трети опрошенных виразили серьезную/существенную обеспокоенность рисками экспроприации и национализации в стране (опять же, привет Нацбанку и решению «национализации Приватбанка» как суперудачному!).
В целом, на вопрос экспертов о планах инвестировать в Украину 40% респондентов ответили утвердительно. Ответ «нет» дали 30%.
И как этими данными розпорядилась украинская власть, представители которой с высоких трибун заявляли, что для того, чтобы выйти из кризиса, Украине нужны 50 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций? Инициативой Кабмина запретить бизнесу в Украине сокращать рабочие места, обязать поднять минимальные заработные платы... Что ж, похоже, что в правительстве думают из 1993-го ожидаем, и еще немного подождем.
P.S. Впрочем, кое-кто позитивные сдвиги в 2016 году в работе с потенциальными инвесторами все-таки заметил. И приятно, что речь идет об области высоких технологий. В частности, исполнительный директор ІТ-ассоциации Украины Виктор ВАЛЕЕВ в комментарии «Дню» заметил, что в целом по результатам прошлого года ситуация относительно атак на ІТ-бизнес стабилизировалась, «благодаря системной работе отрасли как с силовыми органами так и с ведущими политиками, которые заботятся о развитии ІТ». «Практически никаких серьезных инцидентов относительно экспортной ІТ-отрасли не было замечено. Да, были отдельные обыски, но они касались больше вопроса использования бюджетных средств, чем именно ІТ. Бесспорно и это отпугивает много компаний от рынка Е-gov внедрений», — говорит Валеев. По его словам, Ассоциацией был организован ряд встреч с руководством СБУ, МВД, налоговой милиции, где были определены рамки консенсуса относительно сотрудничества. «Очень помогли парламентские слушания, которые организовал комитет по ІТ, где была определена необходимость защиты ІТ-бизнеса от атак. Также знаковым стало принятие в первом чтении законопроекта о запрете изъятия серверов, он бесспорно нуждается в существенной доработке, но сам факт говорит о настроениях в парламенте. Очень важным также стало то, что Минфин поддержал позицию отрасли относительно недопущения критических изменений в законодательстве относительно СПД, в новом Налоговом Кодексе», — говорит Валеев.
КОММЕНТАРИЙ
Владимир ПАНЧЕНКО, директор Агентства развития Днипра:
— Традиционно к основным страхам иностранных инвесторов относится коррупционность и неустроенность украинской судебной системы, в частности использование ее рейдерами для захвата компаний. Раньше для иностранных компаний были определенные гарантии защиты. Сейчас они касаются только большого иностранного бизнеса, так как в случае рейдерского нападения в защиту включаются посольства, дипломаты и даже спецслужбы. Это если речь идет о чистом зарубежном бизнесе.
В случае, если это украинская компания, зарегистрированная в оффшорах, часто имеет место как раз корпоративная борьба за чужие активы. На такие компании «иммунитет» не распространяется.
Что касается налоговых условий, в действительности многих инвесторов устраивают размеры наших налогов — НДС, налога на прибыль, ЕСВ. Главный недостаток — невозвращение НДС, это жесткая проблема, которая отпугивает от нас зарубежный бизнес. Придется платить откаты. Не платишь — проигрываешь конкурентную борьбу.
Нужно быть готовыми также к тому, что информация о низких зарплатах в Украине преувеличена. То есть да, они однозначно низкие, но найти проектного менеджера или инженера со знанием английского на 300 долларов в месяц невозможно. Даже те 150 долларов за неквалифицированного рабочего, о которых говорит украинская статистика, нужно говорить условно — те, кто не выехал и готов получать такое вознаграждение, не имеют достаточного уровня квалификации, а те, кто имеет, или выехали, или ищут нормального заработка или подработки.
ІТ-компании сталкиваются с проблемой выезда специалистов сразу после их трехлетней «предпродажной» — для Запада — подготовки. Но смысл заходить в Украину есть. На самом деле, если рискнуть и организовать предприятие любого направления, имея стартовые возможности сбыта не в Украине и платить работникам хотя бы половину европейской зарплаты, то можно «сбить» фантастическую по квалификации и уровню амбиций и агрессивности молодую команду. Дальше брать у себя в стране экспортные кредиты, которые в Украине оформлять как инвестиции, страховать экспорт оборудования, экспорт в третьи страны за счет материнских институтов — и можно стать мультимиллионером, а не ждать десятки лет этого у себя в сытой пока еще Европе. Китайцы и так будут идти, хотя они ничего не боятся, поскольку их инвестиции — просто часть государственной экспансии.