По данным последнего природоохранного исследования Всемирного фонда дикой природы (WWF), только треть из 246 самых длинных рек мира остаются свободнотекущими. Для средних и малых рек эта проблема еще острее. Искусственные преграды (дамбы, шлюзы, гребли, броды и тому подобное) могут привести даже к пересыханию реки. Ухудшается качество воды, которую люди используют для питья, уменьшается ее количество (теперь Европа, по данным WWF, обеспечена пресной водой всего лишь на 60%).
Петр ПАРАШЕВИЧ, директор американского Rushing Rivers Institute (USА) и представитель польского S. Sakowicz Inland Fisheries Institute, говорит, что на европейских реках зафиксирован приблизительно миллион искусственных преград, они встречаются едва ли не на каждом километре. В Украине насчитывают более трех тысяч рек и потоков, но нет полных данных о том, сколько из них остаются свободнотекущими. Из разных населенных пунктов постоянно поступает информация о неудовлетворительном состоянии водоемов из-за искусственных препятствий. Теперь у неравнодушных граждан появится инструмент для документирования таких случаев — мобильное приложение Barrier Tracker, которое недавно перевели на украинский язык.
ЗА СЧАСТЬЕ, ПРОТИВ ЖАЖДЫ
Петр Парашевич, один из разработчиков этого приложения, приехал в Киев представить его украинским экоактивистам. Он уже 30 лет исследует реки: анализировал разные аспекты их жизнедеятельности, водную среду и ее обитателей, влияние людей и уничтожение ценных водных ресурсов, разрабатывал компьютерные модели. Два года назад он присоединился к проекту AMBER в рамках исследовательской программы Horizon 2020. В переводе с английского аббревиатуру можно расшифровать как «адаптивный менеджмент препятствий на европейских реках». Специалисты разрабатывают инструменты управления барьерами и механизмы эффективного возобновления водоемов.
«Инфраструктура на реках, которая построена несколько десятилетий или веков назад, не подходит для современных климатических вызовов. Например, некоторые дамбы не справляются с высокими течениями. Меняется время доставки и распределения воды. Растет количество населения и урбанизированность территории, нужно доставлять туда больше воды, а хранить ее негде. Все это разрушает ресурсы рек, создает риски для людей, животных и рыб, — говорит Петр. — Многие дамбы и гребли уже не выполняют функцию, вызывают кризисные ситуации, иногда даже смерти. Поэтому прежде всего нам нужно узнать, что где находится и от чего можно избавиться. Те сооружения, которые все же нужны, мы должны адаптировать так, чтобы они не вредили природе и выполняли свою изначальную работу. Это делается не только для того, чтобы осчастливить рыб, а прежде всего ради общего экономического блага и общего смысла — улучшения качества нашей жизни».
Одним из финальных продуктов должен стать атлас барьеров на реках Европы, который сейчас активно наполняется информацией. Мобильное приложение как раз и создано для того, чтобы с помощью активных пользователей охватить как можно больше водоемов. Искать в своем магазине программ его можно под названием The Barrier Tracker или на украинском — Реєстратор річкових перешкод.
Схема работы проста: загрузить приложение на свой смартфон, найти препятствие на реке и сфотографировать его. Далее программа попросит добавить данные о находке: тип, высота локации, состояние, наличие свободного протока воды и рыбопереходов. Карточку можно переслать на серверы сразу, а можно сохранить и загрузить тогда, когда будет стабильное Интернет-соединение. Такая опция особенно полезна для отдаленных горных районов, где возникают проблемы со связью.
Информация поможет разработать и реализовать эффективный план управления препятствиями для сохранения и улучшения водоемов. Она будет проверена специалистами и будет сохраняться на AMBER Citizen Science Portal. Позже, когда меток на территории Украины станет больше, их разместят на отдельной онлайн-карте речных препятствий. Она будет размещена в свободном доступе для всех желающих, в частности туристов, рыбаков, экоактивистов и ученых.
Сергей ПИДМОГИЛЬНЫЙ, координатор по развитию сети Зеленых путей в Украине, отметил: «В Сеть зеленых путей Украины мы объединяем туристические маршруты с минимумом моторизированного транспорта. Туристический потенциал Украины — это приблизительно 40 больших и средних и приблизительно 20 малых рек. Мы с коллегами по туристическим инициативам против искусственных преград. Для полного использования потенциала реки должны быть «здоровые» и свободнотекущие, в них должно изобиловать многообразие». Он также призвал пользоваться приложением туристов, которые встречают препятствия во время сплавов или походов, и ученых во время экспедиций.
ЗАКОН КАК ЛОЦМАН
Руководительница пресноводного направления WWF Украина Ольга ДЕНИЩИК говорит, что организация сейчас расширяет свою деятельность из рек Карпат и дельты Дуная до всей территории Украины. Она подчеркивает: каждая река особенна, и универсального подхода быть не может. «На все человечество мы сейчас имеем приблизительно 5 Байкалов пресной воды. Удерживают ее до сих пор дамбами, — объясняет Ольга. — Например, с экологической точки зрения каскад водохранилищ на Днепре не оценишь положительно, но благодаря ему многие люди имеют питьевую воду. Пруды в селах на меньших реках — вообще часть культурного ландшафта и истории края. Просто так дамбу там не уберешь, нужно искать общий язык с жителями, объяснять им экологические влияния. Можно искать другие природные решения: очищение на полях воды, которая из них стекает, оводнение торфяников и болот, удерживание талых вод в мелиоративных системах и дренаже».
Лилия ГРИЧУЛЕВИЧ, председатель Общественного совета при Госводагентстве Украины, убеждена: немало препятствий можно ликвидировать без конфликтов с местными жителями, например, самодельные броды. Есть, к сожалению, и более сложные объекты с неудовлетворительным состоянием, без технической документации и балансодержателя. «Мы должны найти путь законодательного урегулирования этого вопроса, возможно, на основе европейского опыта, — отмечает Лилия. — Местные привыкли к своим прудам, не хотят разбирать дамбу и уничтожать привычное место отдыха, но в то же время им не нравится, что исчезают малые реки, а значит — и вода для полива и других потребностей. Местная власть хочет перемен, но, как и общественность, часто не знает, как урегулировать проблему. Именно закрепленные законом механизмы должны давать ответ».
Ольга Денищик говорит, что в прошлом году WWF Украина объявляло конкурс на демонтаж гидротехнических сооружений на малых и средних реках. Желающих нашлось немного. Еще один законодательный путь — подача аргументированных предложений в новосозданные бассейновые советы отдельных рек или регионов. Ряд таких организаций начали работу недавно.