Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Инвестиции в...человека

Для представителей бизнеса вступительная кампания — это хорошая возможность подыскать и обучить для себя квалифицированных работников. «День» изучил возможные варианты
6 июня, 2013 - 12:45
ФОТО С САЙТА JEYSTUDY.RU
ФОТО АНДРЕЯ НЕСТЕРЕНКО

Работодатели сетуют: выпускников украинских вузов нужно снова обучать сразу по получении ими диплома. В то же время ректоры университетов отмечают, что не хватает денег на оборудование и подготовку преподавателей, которые бы знали о новинках индустрии и могли подготовить специалиста того уровня, в котором нуждаются работодатели. К этому стоит добавить неэффективную систему государственного заказа, где готовят специалистов, большинство из которых не могут потом устроиться на работу в государственные предприятия — не хватает мест. Очевидно, назрела серьезная проблема, когда работодатели, представители образования и государства должны сесть за один стол для переговоров — каких специалистов и как нужно готовить, а также кто за это будет платить.

«В первую очередь бизнесу нужно попробовать повлиять на правила игры, по которым живет высшее образование. Уже есть успешные примеры этого: был изменен порядок государственного заказа, были учтены отзывы работодателей. В 2011 году появилась новая рамочная квалификация для многих специальностей, которая открыла путь к Европейскому пространству и стандартам, потому что к работе над ней приобщились работодатели», — рассказала первый заместитель директора Института по научно-исследовательской работе Института высшего образования Национальной академии педагогических наук Украины Светлана КАЛАШНИКОВА.

«СТИПЕНДИИ И КОНКУРСЫ — БОЛЕЕ УДОБНОЕ РЕШЕНИЕ ДЛЯ СРЕДНИХ И МАЛЫХ КОМПАНИЙ»

Большие компании по-разному решают для себя вопрос недостаточной квалификации выпускников украинских вузов. Одни создают своеобразные школы внутри компаний, где молодых сотрудников дообучают всему, что нужно — от того, как вести переговоры и готовить презентацию, до работы с программами, которые использует компания. Для кое-кого более удобной является форма стипендий и грантов для студентов, которые интересуют работодателей в качестве будущих сотрудников. Но есть и примеры, когда компании напрямую сотрудничают с университетами, предлагая своих экспертов в качестве лекторов, устанавливают оборудование в лабораториях и финансируют повышение квалификации преподавательского состава.

«Основная проблема, которую мы видим в подготовке специалистов технической специальности, — материально-техническая база университетов не отвечает тому, с чем работает рынок. Поэтому, по соглашению с КПИ, мы установили у них в лаборатории оборудование, с которым работаем на предприятиях», — рассказал специалист по связям с общественностью компании АВВ в Украине Олег БАРДЯК. — Понятно, что преподаватель, которому нужно провести девять лабораторных работ и который сам никогда не работал с подобным оборудованием, не сможет этого сделать, поэтому мы провели цикл тренингов для преподавателей и научных специалистов».

Стипендии и конкурсы — более удобное решение для средних и малых компаний, потому что ориентированы на результат сегодня — выбрать лучших студентов и принять их на работу. Сами представители бизнеса объясняют заинтересованность в такой форме работы непрогнозируемостью экономической ситуации в стране. Как результат — только те, кто крепко стоит на ногах, могут гарантировать, что за пять лет им нужны будут двадцать специалистов в одной отрасли и еще пять в другой.

ПОМОЩНИКИ-КОНСУЛЬТАНТЫ ИЛИ ЗАКАЗЧИКИ?

Однако большинство из методов, которыми пользуются компании, не решают совместной проблемы качества подготовки молодых кадров. Директор департамента развития трудового потенциала Федерации работодателей Украины Родион КОЛЫШКО главной проблемой в отношениях бизнеса и образования называет неструктурированность работы. Компании до сих пор не определились со своей ролью в этих отношениях: кто они — помощники-консультанты или заказчики? Если заказчики, тогда, соответственно, они должны оплатить подготовку для себя хорошего специалиста.

«Малый и средний бизнес должны объединяться вокруг проблемы и беседовать. Одно предприятие не может создать очень качественную программу, но если они объединятся, то смогут сброситься и деньгами, и идеями, — объясняет Колышко. — Еще один путь изменить что-либо — это влиять на государство через ассоциации, через сотрудничество с учебными заведениями. Других вариантов нет. А разные стипендии — это действенный, но фрагментарный механизм изменить ситуацию. Скольким студентам ее дадут? Ну одному, возможно, сотне, но для страны, где тысячи становятся студентами учебных заведений разных уровней — это капля в море».

Университеты хотя и соглашаются с тем, что связь с рынком труда важна, но добавляют: она должна быть в разумных пределах. Ведь бизнес не всегда понимает проблемы университетов, но, что естественно, пытается продвигать свой вектор и превращает государственное учебное заведение в корпоративное.

«Бизнес продвигает идею, что нужно обучать так называемым софт скиллз (мягким навыкам. — Ред.). Но скольких людей они потом смогут принять на работу? 50 максимум. Еще одна проблема заключается в идеологии — работодатели часто имеют потребительский подход. Скажем, предприятия ІТ-сферы говорят, что нужно увеличить государственный заказ на студентов в этой сфере, но такие выпускники нужны государству или бизнесу? — отмечает проректор по научно-педагогической работе Национального университета им. Т.Г. Шевченко Владимир БУГРОВ. — Хуже всего, что нет заинтересованности государства в том, чтобы регулировать отношения между работодателями и образованием».

КТО НА ПРОИЗВОДСТВО?

Впрочем, сами представители университетов признают, что из-за бюрократичности всей образовательной машины очень сложно внедрить даже самые простые изменения, которые готовы финансировать работодатели. «С одной стороны, государственная форма собственности — это хорошо, но с другой — она не слишком гибкая и любой шаг должен быть подкреплен учебными планами. А, чтобы их утвердить, нужно пройти много этапов и получить «добро» в министерстве. И только тогда можно браться за реализацию нововведений», — говорит Родион Колышко.

Работодатели объясняют, что проблема не в том, что выпускники знают не все, что нужно для работы в конкретной компании, проблема в том, чтобы найти молодых людей, которые вообще хотят учиться, а затем работать по производственным специальностям. По словам менеджера проектов Дирекции по персоналу и социальной политике компании «Метинвест» Екатерины БЕЛОВОЙ, по результатам их исследования, только 20% школьников планируют выбрать производственную специальность, и лишь 20% из них потом пойдут работать на производство.

Анна ПОЛУДЕНКО
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ