В нынешнем году исполняется 1025 лет со времени крещения Руси. Как известно, князь Владимир, «ища веру» для своей страны, в 988 году выбрал византийское христианство. Это давало возможность примкнуть к высокой византийской культуре, стать мощной страной на международной арене, с которой бы считались другие государства. Выбор «византийского вектора» был также связан с распространением на Руси кирилло-мефодиевской религиозной традиции, понятного для русичей церковнословянского языка, которым пользовались в богослужении и в сфере высокой культуры. В условиях существования сильной Руси-Украины ХІ—ХІІ вв. это способствовало созданию мощной руськой цивилизации, которая в той или иной форме продолжала сохраняться вплоть до XVIII в. Русь ХІ—ХІІ вв. во многих сферах опережала латинский Запад.
Другое дело, что последующий ход событий, связанный с татарской и турецкой экспансией в Европу, затормозил ее развитие и дал преимущества Западу. Владимирово крещение в 988 г. стало важной вехой в истории восточноевропейских земель, определило их цивилизационный выбор. Не удивительно, что 1025-летний юбилей этого события в Украине собираются праздновать на официальном уровне. Но не только в Украине — и в России. Более того, патриарх Русской православной церкви Кирилл заявил, что празднование этого юбилея нужно начинать с Москвы. И это при том, что во времена Владимира города Москвы еще не существовало. Да и вообще, нынешние земли «коренной России» не имели отношения к крещению Руси в 988 г. Христианство в то время утверждалось на юге Руси, то есть в пределах нынешних украинских земель. Мы не ошибемся, когда скажем, что именно благодаря этим землям, где существовали долговременные христианские традиции, эта религия начала распространяться на территории Восточной Европы. Об этом и идет речь в материалах, которые дальше будут представлены на усмотрение читателей.
(Мы начинаем публиковать одну из четырех глав фундаментального исследования Петра Кралюка. Другие части — на следующей неделе. Полную версию — все 11 глав — читайте на сайте: incognita.day.kiev.ua.)
ЛЕГЕНДА О «ВЫБОРЕ ВЕРЫ» КНЯЗЕМ ВЛАДИМИРОМ
В «Повести временных лет» перед тем, как рассказать о принятии христианства князем Владимиром, приводится объемный рассказ легендарного характера о «выборе веры» этим князем. Указанному сказу посвящено большое количество литературы. Однако в ней преимущественно акцентируется внимание на таком моменте, как крещение Руси. Относительно других возможностей «выбора веры» (языческой, мусульманской, иудейской, западнохристианской), то о них авторы упоминают редко. В целом преобладает мысль, будто бы эти возможности были бесперспективны.
Однако это не совсем так. Уже тот факт, что в «Повести временных лет» уделено много внимания вопросам «выбора веры», критике неправославных верований, о многом говорит. Конечно, рассказы о «выборе веры», приведенные в «Повести...», являются легендами. Однако за любой легендой стоит реальность. И если бы не было возможностей «выбора веры», то такие легенды не возникали бы, и им бы столько внимания не уделяли христиане-летописцы. Последние хотели утвердить мысль, будто выбор христианства византийского обряда для Руси был правильным и единственно возможным.
Этот тезис христиан-летописцев (правда, уже в модифицированной, «секуляризованной» форме) так или иначе доминировал и продолжает доминировать среди научных работников, которые исследовали древнерусскую историю. Обусловлено это, во-первых, тем, что они, по большей части, формировались в лоне христианской (часто — православной) культуры, во-вторых, тем, что при этом использовались преимущественно христианские источники, степень доверия к которым была высокой. Относительно нехристианских источников, которые освещали «выбор веры» князя Владимира, то они или не дошли до нас, или воспринимались критически и используются мало.
Сначала приведен упомянутый летописный рассказ. Под 6494 (986) г. подано такое сообщение: «Пришли болгары веры магометанской, говоря: «Ты князь еси мудр и смышленый, а не знаешь закона. Уверуй-ка в закон наш и поклонись Магомету». Владимир спросил: «Какая есть вера ваша?» И они сказали: «Мы веруем в бога, а Магомет нас учит, приказывая делать обрезание, а свинину не есть, и вина не пить, а после смерти с женщинами делать похоть блудную. Даст Магомет каждому по семьдесят женщин красивых, выберет одну красивую, и сложит красоту всех на [ее], и та будет ему женой. Тут же, сказал он, надлежит делать всякий блуд. Если же в сим мире, кто будет убогим, то [таким будет] и там. Если же богатым он является здесь, то [таким будет] и там». И много другого притворства [говорили они], что о ней и писать нельзя стыда ради. Владимир же слушал их, потому что сам любил женщин и многоблудство, и выслушал [это все] с наслаждением. Но сие было ему не по нраву: обрезание, и о еде свиного мяса, а о питье — особенно. Он сказал: «Руси веселость — питие, мы не можем без этого быть».
А затем пришли немцы из Рима, говоря: «Пришли мы, посланные папой». И сказали они ему: «Молвил тебе папа: «Земля твоя [такая], как вера наша. Вера бо наша — свет. Мы поклоняемся Богу, который сотворил небо, и землю, и зори, и месяц, и всякое дыхание, а боги ваши — дерево суть». Владимир тогда спросил: «Какая есть заповедь ваша?» И они сказали: «Поститься по мере сил. «Если кто пьет или ест — все во славу божью, — молвил учитель наш апостол Павел». Владимир же сказал немцам: Идите назад, потому что предки наши сего не приняли».
Когда услышали это жиды хазарские, [то] пришли они, говоря: «Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый веры своей. Христиане же веруют [в того], что его мы распяли, а мы веруем в единого бога Авраама, Исаака, Иакова». И спросил Владимир: «Каков есть закон ваш?» Они же сказали: «Обрезаться, и свинину не есть, ни зайчатины, субботы придерживаться». Он тогда спросил: «То где есть земля ваша?» И они сказали: «В Иерусалиме». Он же спросил: «Там ли она есть нынче?» И они сказали: «Разгневался бог на предков наших, и расточил нас по землям за грехи наши, и отдана была земля наша христианам». Владимир тогда молвил: «То как вы других учите, когда вы сами отброшены богом? Если бы бог любил вас, то не были бы вы разбросаны по чужим землям. Замышляете ли вы, чтобы и нам такую беду принять?»
А затем к Владимиру греки прислали философа [Кирилла], говоря так: «Слыхивали мы, что приходили болгары, поучая тебя принять веру свою. Но их вера оскверняет небо и землю, потому что они прокляты суть больше от всех людей, уподобившись Содому и Гоморре, на которых вот напустил бог камней раскаленных, и потопил их, и утонули они. Так и сих ждет день погибели, когда Бог придет судить на землю и погубит всех, учиняющих беззаконие и скверну делают. Эти же подмывают зады свои, обливавшись водой, и в рот [ее] употребляют, и по бороде мажут [ею], вспоминая Магомета. Так же и женщины их учиняют такую же скверну и другое, еще худшее: мужские [выбросы] от совокупления они поедают». Когда услышал это Владимир, он плюнул на землю, сказав: «Нечистое сие дело».
Сказал тогда философ: «Слышали мы сие, что приходили из Рима немцы учить вас веры своей. Их же вера мало от нашей отличается, хотя они служат на опресноках, сиречь облатках, но их Бог не завещал, а повелел на хлебе служить. Он поучил апостолов, взяв хлеб и сказал: «Сие есть тело мое, которое ломаю за вас». Так же и чашу взяв, он сказал: «Сие есть кровь моя нового завета» Сии же сего не делают, и не придерживались они правил веры».
Сказал тогда Владимир: «Пришли ко мне жиды, молвя: «Немцы и греки веруют [в того], что его мы распяли». Философ на это сказал: «Поистине мы в того веруем. Их бо пророки предрекли, что родился Бог, а другие — что его распнут и погребут, и что он на третий день воскреснет и взойдет на небеса. Они же тех пророков побивали, а других уничтожали. Когда же сбылось пророчество их — взошел он на землю и, распятие приняв, воскрес и на небеса вознесся, — то сих же покаяния ждал он сорок и шесть лет, и не покаялись они. И послал он на них римлян, они огороды их разбили, а самих расточили по землям, и бывали они в рабстве [по разным] краям».
Спросил тогда Владимир: «Для чего сошел Бог на землю и страдание такое принял?» И, отвечая, сказал философ: «Если хочешь ты, княже, послушать, то скажу я тебе сначала, для чего сошел Бог на землю». Владимир на это молвил: «Я слушать рад».
Дальше идет большая «Речь философа». Фактически это изложение библейской истории, начиная от Ветхого Завета и заканчивая Новым. Возможно, у кое-кого возникнет вопрос, почему христианского проповедника в «Повести временных лет» называют философом. Здесь нужно иметь в виду, что в византийской, а затем в древнерусской традиции философия как любовь к мудрости понималась и как любовь к Богу. Поэтому философ — это, прежде всего, человек, который читает и умеет трактовать Священное писание. Именно таким как раз и предстает упомянутый христианский проповедник.
В конце своей проповеди философ предлагает Владимиру окреститься. «И Владимир, — пишет летопись, — принял [это] к сердцу своему, сказав: «Пожду еще немного», — потому что хотел он разузнать обо всех верах».
То есть, как следует из «Повести временных лет», христианский проповедник, несмотря на свое красноречие, не убедил Владимира. Князь проявляет осторожность и хочет «испытать» веры, послав своих посланцев к разным народам, чтобы узнать, какая вера самая лучшая. Так, под годом 6495 (987) в «Повести временных лет» зафиксировано следующее сообщение: «Созвал Владимир бояр своих и старцев городских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: «Прими закон наш». Потом же пришли немцы, и те хвалили закон свой. После них приходили жиды. А после них приходили и греки, черня все законы, а свой восхваляя, и много говорили они, рассказывая от начала мира. Мудрено же говорят они, рассказывают, что и другой свет [должен] быть, и чудно слушать их. А если кто, мол, в нашу веру перейдет, то умерев, встанет опять, и не умереть ему вовеки. Если же кто в другой закон перейдет, то на том свете [ему] в огне гореть. Так что же вы посоветуете? Что ответите?»
И сказали бояре и старцы: «Ты знаешь, князь, что свое никто не хулит, а хвалит. Если хочешь ты разузнать хорошо, то у тебя есть мужи. Послав [их], разузнай у каждого об их службе, и как [кто] служит Богу».
И была по нраву речь [эта] князю и всем людям. Выбрали они мужей хороших и смышленых, числом десять, и сказали им: «Идите сначала в Болгары, разузнайте об их вере и службе».
Итак, они пошли и, придя, видели гадкие дела их и поклонение в мечети, и вернулись в землю свою. И сказал им Владимир: «Идите еще в Немцы и рассмотрите также, а оттуда идите в Греки».
Они же пришли в Немцы и, рассмотрев церковь и службу их, пришли в Царьград, и прибыли к цесарю [Василию]. Цесарь же спросил [их], для чего они пришли, и они рассказали ему все, что было. Это услышав, цесарь и рад был, и честь большую оказал им в тот день. А на второй день послал он [весть] к патриарху [Николаю], говоря так: «Пришли русы испытывать веру нашу. Поэтому приготовь церковь и клир и сам облачись в святительские ризы. Пусть видят они славу Бога нашего». И, это услышав, патриарх повелел созвать клир весь, и по обыкновению правил праздничную службу, и кадила они зажгли, и пение, [и] хоры устроили.
И пошел с ними цесарь в церковь [святой Софии], и поставил их на почетном месте, показывая красоту церковную, и пение, и службу архиерейскую, и диаконов, которые стояли впереди, [и] рассказывая им о службе Богу своему. Они же, в изумлении пребывая, и удивившись, похвалили службу их. И, призвав их, цесари Василий и Константин сказали им: «Идите в землю вашу». И отпустил их [Василий] с дарами большими и с честью.
Они же пришли в землю свою, и созвал князь бояр своих и старцев, [и] сказал Владимир: «Вот пришли посланные нами мужи. Так послушаем от них, что было». И сказал он им: «Расскажите перед дружиной».
Они тогда рассказали: «Ходили мы сначала в Болгары и смотрели, как они поклоняются в храме, то есть в мечети, стоя без пояса. Итак, поклонившись, сядет [каждый] и глядит сюда и туда, как сумасбродный, и нет радости в них, но печаль и смрад большой, и недобрый их закон. И пришли мы в Немцы, и видели, как они службу правили, а красоты же не видели никакой. И пришли мы тогда в Греки. И повели нас [туда], где вот они служат богу своему, и не знали мы, были ли мы на небе, или на земле. Потому что нет на земле такого зрелища или красоты такой — не умеем мы и сказать [об этом]. Только то мы ведаем, что, наверное, бог [их] находится с людьми и служба их лучше, чем во всех землях. Мы даже не можем забыть красоту ту, потому что всякий человек, если сначала попробует сладкого, потом уже не может горечи взять. Так и мы не будем здесь [поганцами] жить».
Бояре же, отвечав, сказали: «Если бы плохой был закон греческий, то не приняла бы крещения баба твоя Ольга, которая была мудрее всех людей».
Как видим, в этом рассказе едва ли не главным фактором выбора веры является ее эстетическая сторона. Выбирается та вера, которая является более красивой, эстетично привлекательной. Здесь стоит иметь в виду, что у украинцев, как и у античных греков, эстетическое находится в неразрывной связи с этическим. Например, красивое рассматривается в то же время как хорошее. Так, украинцы употребляют выражение «гарна людина», понимая при этом, что этот человек и красивый, и, в то же время, добрый. Следовательно, если вера является красивой, то она, в то же время, является хорошей, такой, которую стоит принять.
Несмотря на эстетические моменты этого рассказа, все-таки выбор Владимиром христианства подается как выбор умный. Князь сначала выслушивает представителей разных вероисповеданий (мусульман, иудеев, христиан). Он не спешит с выбором. После этого еще выслушивает послов, склоняясь на сторону христиан. То есть, его выбор является результатом долговременных рассуждений.
В конечном счете, Владимир идет на Корсунь, чтобы завоевать этот византийский город и окреститься, взяв себе за жену цесаревну — сестру византийских императоров. Поэтому крещение Владимира, а также и крещение Руси появляются на страницах летописи не как «милость Византии», а как сознательное и целеустремленное действие руського правителя.
Рассказ о «выборе веры» князя Владимира встречается не только в «Повести временных лет». В «Бандуриевом греческом сказании», которое было найдено во второй половине ХVIII в. в Парижской королевской библиотеке, приводится несколько похожая легенда. Там рассказывается, будто правитель русов, их король, послал своих посланцев, чтобы они разведали, какая вера является наилучшей. Они побывали в Риме и Константинополе. Но на них большее влияние оказал Константинополь. Поэтому они рекомендовали королю русов обратиться за верой к Византии. Что и сделал их правитель. Он попросил византийского императора прислать ему людей, которые бы научили его вере. На Русь были посланы Кирилл и Афанасий (очевидно, Мефодий), которые крестили людей и создали азбуку.
Не нужно особенно доказывать, что рассказ о «выборе веры» князя Владимира имеет легендарный характер. Более того, можно говорить о его компилятивности. По крайней мере, сохранились две подобных легенды о «выборе веры» хазарскими каганами. Так, около 790 г. хазарский каган Обадия принял иудейскую веру. Перед этим он выслушал не только еврейского раввина, но также проповедников ислама и христианства. Каждый из них пытался склонить кагана на свою сторону. Во время этой дискуссии Обадия заметил, что и христианин, и мусульманин опирались на иудейство как источник их религий. Поэтому решил остаться с каждым из них наедине. Каган поставил им вопрос, какую бы они выбрали веру, кроме своей собственной. И первый, и второй предпочли иудаизм. Это окончательно убедило Обадию избрать именно эту веру.
Правда, иудаизм приняла преимущественно верхушка Хазарии. Наряду с этой религией, здесь было распространено мусульманство и христианство. Сохранялись и старые родоплеменные верования. Также уже говорилось, что в 860 г. состоялась еще одна дискуссия между иудеями, христианами и мусульманами при дворе хазарского кагана. Участие в этой дискуссии принимал Кирилл, который не имел особого успеха. Опять победителем в этой дискуссии оказался иудейский раввин.
Перед Хазарией, как и позже перед Киевской Русью, стоял вопрос выбора веры между христианством, мусульманством и иудаизмом. Это обуславливалось пограничностью Хазарии, которая возникла на границе двух цивилизационных миров — мусульманского и христианского. В то же время, это государство играло заметную роль в транзитной торговле, которая в значительной степени находилась в руках евреев. Выбор хазарской верхушкой иудаизма имел свою логику. Это давало каганату возможность лучше приобщиться к международной торговле и, соответственно, иметь от нее большую выгоду. Но была другая сторона медали. Иудаизм в такой ситуации не имел особых шансов стать «массовой религией», которая бы стала интегратором населения государства. Это была религия верхов, привлеченных к торговому бизнесу. Поэтому Хазарский каганат, судя по историческим источникам, функционировал как поликонфессиональное государство. Это стало не последней причиной его дезинтеграции и гибели.
Киевская Русь, в определенном смысле, перебрала наследие Хазарского каганата. Это государство, которое граничило с Хазарией и частично «поглотило» ее территории, тоже находилось на границе христианского и мусульманского миров. В его жизни важную роль играла торговля, к которой приобщены были евреи.
Так что, при всей легендарности сказов о «выборе веры» то ли в Хазарском каганате, то ли в Киевской Руси, они были не благочестивой выдумкой, а имели под собой серьезные основания, а, возможно, отчасти отобразили реальные факты. Действительно, правителям Хазарии и Руси приходилось делать непростой выбор в вопросах веры. И от этого выбора в значительной степени зависела судьба их государств.
Если же говорить о князе Владимире, то он должен был выбирать не только между христианством, мусульманством и иудейской верой. Перед ним также встал вопрос, на какое христианство (западное или восточное) ориентироваться. Ведь его баба Ольга маневрировала между «греками» и «немцами». В конечном итоге, князь Владимир имел возможность выбрать еще один вариант веры — языческий. Что он и сделал вначале своего правления в Киеве.
Продолжение следует
КСТАТИ
Немного истории. И географии...
Кстати, по сообщению информационных агентств, 1 июня начался Крестный ход в честь 1025-летия крещения Руси. Интересно, что начался он с... Владивостока. Участники акции едут по железной дороге в вагоне-храме, где находится ковчег с частью мощей князя Владимира. Следующие остановки шествия — Хабаровск, Новосибирск, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Калининград. А потом — Украина и Беларусь. — 1025 лет назад на территории России, кроме города Новгород, никого больше не крестили, — говорит историк и политолог Александр ПАЛИЙ. — Как свидетельствуют исторические данные, еще в 1130 годах, например, были замучены киевские проповедники на территории Центральной России. Иначе говоря, этот юбилейный Крестный ход, который начался с Владивостока, свидетельствует о том, что есть попытка переписать историю, исходя из нынешней политической целесообразности. Между прочим, 1025 лет назад на месте современного Владивостока жили проманьчжурские племена.
В Украину крещение пришло из Константинополя. А в Россию — из Киева. Исходя из этого, нужно больше уважать историческую достоверность и перестать выдумывать сказки. Украинцы же не чувствуют себя второсортными от того, что приняли христианство из Константинополя. Разве может у россиян формироваться комплекс второсортности только от того, что христианство от нас пошло к ним?.. Если так, тогда проблема кроется где-то глубже.