Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Исторический грабеж Лавры

Как из бывшего «Всеукраинского музейного городка» похищались церковные ценности?
25 июня, 2020 - 20:21

За первое столетие своего существования Киево-Печерская Лавра смогла стать одним из самых богатых монастырей православного мира. В ее ризницах хранились тысячи золотых и серебряных предметов, драгоценная церковная одежда — в основном подарки и пожертвования от светских лиц и духовенства. Большинство этих вещей являлись художественными шедеврами своего времени, которые имели культурную и историческую ценность для Украины.

Лаврские сокровища вполне спокойно пережили Украинскую революцию в 1917-ом и калейдоскопическую смену власти в 1919-ом. Правда, большевики везде, куда успевали дотянуться, устанавливали власть советов рабочих и солдатских депутатов. А уже руками этих «народных избранников» и под контролем «меча партии» ЧК экспроприировали капиталы и имущество, особенно ценное, на нужды мировой революции.

ЦЕРКОВНОЕ ИМУЩЕСТВО СТАЛО «ВСЕНАРОДНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ»

В Украине имущество «церковных учреждений» стало «всенародной собственностью» 18 января 1919 г., на основании декрета Совнаркома УССР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Сразу же российские большевики приступили к учету церковных ценностей через исполнительные комитеты советов. В 1919 году на местах советского аппарата еще не было, свои требования ленинцы могли реализовывать прежде всего в городах, которые оккупировали раньше, начиная с Чернигова и Харькова.

Здесь местные священники сразу поняли: «будут грабить». Так, например, настоятель Ново-Троицкой церкви в Харькове, о. Потап, прочитав в газете декрет «Об отделении церкви от государства» и постановление местного совета, за одну ночь снял вместе с церковным старостой все драгоценные украшения с икон.

Когда в апреле 1919 г. СНК УССР издал постановление «О передаче исторических и художественных ценностей в ведение Народного комиссариата просвещения», в Киеве тоже сразу провели регистрацию всех культурно-исторических памятников, чтобы обеспечить «государственную охрану от краж и присвоения».

Понимая, что происходит, и пытаясь уберечь наше культурное наследие от большевистского ограбления, ученые из Всеукраинского комитета охраны памятников искусства и старины (ВУКОПМИС) выдвинули идею создания Исторического музея религиозного культа. Изначально планировалось создать его в 1919 г. в митрополичьем доме при Киево-Софийском монастыре, но изгнание большевиков из Киева на время сняло угрозу потери наших церковных ценностей.

К сожалению, в июне 1920-го большевики вернулись в Киев навсегда и за «отделение церкви от государства» взялись всерьез: подгоняло желание как можно скорее раздуть пожар мировой революции руками Коминтерна. Из Украины экспорт революции планировался в Румынию, Польшу, Венгрию, страны Балтии. Для этого был создан специальный отдел партийной спецслужбы при ЦК КП (б)У — «Закордот» (существовал в 1920-1921 гг.). Финансировались все революционные операции за счет капиталов, имущества и драгоценностей, конфискованных чекистами у «буржуев», а также в церкви.

ВЕСНОЙ 1922 ГОДА В МОСКВУ ЗАБРАЛИ ЗОЛОТЫЕ И СЕРЕБРЯНЫЕ ЭКСПОНАТЫ ЛАВРЫ

В 1921 г. большевики приступили к масштабной конфискации церковных ценностей. Такую возможность предоставил голод, спровоцированный их же реквизициями хлеба на фоне неурожая. Руководила процессом специальная комиссия при Совнаркоме РСФСР «По учету и сосредоточению ценностей» во главе со Львом Троцким как «особо уполномоченным СНК по учету и сосредоточению ценностей». На начало 1922 политбюро ЦК РКП (б) и Комиссия были очень озабочены темпами реализации ценностей за рубежом. Нелегально это делать было сложно. Легально — долго, а «рабочие протесты» требовали постоянного финансирования. Поэтому с реализацией большевики крайне спешили, а среди членов ленинского политбюро выдвигались предложения создать специальный «Синдикат по реализации ценностей за рубежом». Динамика распространения революционных движений обнадеживала настолько, что победы мировой революции ожидали со дня на день.

В 1922-1923 гг. в Киеве по указанию Всеукраинской академии наук (ВУАН) удалось создать «Лаврский музей культов и быта». Один из его основателей, искусствовед Ф.Морозов, под руководством академика Ф.Шмидта и при содействии инспектора-эксперта губернского комитета охраны памятников искусства и старины (ГУБКОПМИС) Ф.Эрнста сумел извлечь из лаврских ризниц немало ценных художественных вещей.

Однако избежать грабежа все же не удалось. В 1922 г. под предлогом «помощи голодающим» специальными комиссиями изымались и ценные памятники истории и искусства из музеев. Присмотреть лично за исключением лаврских памятников из Харькова прибыл заместитель наркома НКВД Украины Н. Серафимов. Весной 1922 гг. в Москву забрали большое количество золотых и серебряных экспонатов Лаврского музея. Среди них — ныне идентифицирован археологом Тимуром Бобровским в каталоге ГИМ (Москва) золотой напрестольный крест (вклад Богдана Хмельницкого), золотые с бриллиантами панагии, наперсные кресты и тому подобное. Протесты музейщиков и представителей ВУАН и ГУБКОПМИС ничего не дали.

В 1926 г. музей культов и быта вместе со своими собраниями вошел в состав вновь созданного историко-культурного заповедника «Всеукраинский музейный городок» (ВМГ). На 1933 г. в фондах ВМГ хранилось 9149 предметов из металла (из них 36 золотых и 59 с бриллиантами). Нумизматическая коллекция состояла более чем из 110 тысяч монет и медалей.

«ЗАГОТОВКА» АНТИКВАРИАТА ИЗ МУЗЕЕВ

Второе масштабное ограбление российскими коммунистами нашего историко-культурного наследия приходится на голодные годы 1928-1929 и 1932-1933 гг. Средств требовал второй коммунистический штурм для сталинского ускоренного развития военно-промышленного комплекса под видом «индустриализации». Уже в конце 1927 г. музейные ценности попали в категорию «экспортных резервов». 27 декабря 1927 г. нарком торговли А. Микоян подготовил для СНК СССР проект постановления о необходимости начать продажи на западных аукционах предметов старины и искусства, изъятых из экспозиций и хранилищ государственных музеев.

Украинское руководство категорически высказалось против «заготовки» антиквариата по украинским музеям. Украинцы объясняли, что фонды республиканских музеев недоукомплектованы и наоборот, нуждаются в пополнении. Однако 23 января Совет труда и обороны СССР утвердил «предложение» союзного НКТ и поручил особым уполномоченным в ударном порядке начать поиск музейных ценностей для вывоза за границу.

18 февраля 1928 г. украинская власть приняла «к безусловному выполнению» решение Москвы, признала «исключительно важный характер экспорта вещей старины и искусства», обязала НКОсвиты УССР в течение месяца предоставить уполномоченному НКТ СССР перечень подлежащих вывозу ценностей. Украинский антиквариат из музеев и учреждений (так, некоторые музейные вещи уже украшали кабинеты пролетарских чиновников) Харькова, Киева, Одессы, Днепропетровска и других городов начали изымать на продажу за рубежом.

Собственно, коллекция Лаврского ВМГ, идентифицированная по современным фотографиям археологом Тимуром Бобровским, была тайно вывезена из Киева в сентябре 1933 г., после совершенного Сталиным геноцида голодом. Началось все с докладной записки от 14 июня 1933 г. заместителя наркома образования УССР Я.Дудника на имя секретаря КЦ КП (б)У Н.Попова о том, что во «Всеукраинском музейном городке (быв. Лавра) есть тайный фонд ценностей... Вещи имеют большую материальную ценность, которая определяется миллионами рублей золотом. ... Нахождение этого фонда ценностей на территории ВМГ, на окраине города, при неудовлетворительно организованной охране, явно опасно... НК образования считает необходимым немедленно сконцентрировать фонд ценностей Лавры в кладовых и сейфах Государственного банка».

Через неделю письмо Я.Дудника заслушало политбюро ЦК КП (б)У, приняло совершенно секретное решение: «перевезти тайный фонд ценностей... на хранение в Госбанк». Работать комиссия должна была 10 дней, но по неизвестным причинам приступила к работе только через месяц.

А 10 сентября 1933 г. ВМГ передал на хранение в Киевскую Контору Госбанка, как свидетельствует отчет комиссии в ЦК КП (б)У и приложенные к протокольному акту сдачи 10 актов-описаний — 120 экспонатов и 154 золотые монеты, не экспонировались. Кроме этого основного фонда ценностей на складах ВМГ остался довольно большой серебряный фонд, около шести тонн серебра (50 тысяч экспонатов) и большая нумизматическая коллекция, принадлежавшая ВУАН — около 95 тысяч серебряных, бронзовых и оловянных монет.

СЛЕДЫ ЦЕННЫХ ЭКСПОНАТОВ «РАСТВОРИЛИСЬ»

В декабре 1933 г. заведующий сектором науки культпропотдела ЦК Н.Орлов подал в политбюро докладную записку на основе отчета Дудника, по которой предполагалось изъять ценные фонды, оставшиеся в Городке, передать их на хранение в Киевскую Контору Госбанка; просмотреть все ценности в двухмесячный срок, обнаруженные дуплеты экспонатов, которые не имеют историко-художественного значения, передать для реализации в общегосударственном порядке; предложить Наркомпросу обеспечить воспроизводство копий самых ценных экспонатов, переданных в Госбанк, для экспозиции их в музеях УССР и СССР.

21 декабря 1933 г. эту докладную рассмотрели вместе с другими документами «Особой папки» (как особенно тайную), и с тех пор следы коллекции в супернадежных кладовых Госбанка начали теряться.

В Украине осталась лишь строка в докладе секретаря Печерского райкома партии от 7 марта 1946 г. о том, что до войны ценные экспонаты Музейного Городка хранились в Госбанке и были им эвакуированы. В 1947 г. изделия из серебра в несколько тысяч предметов вернули в Лаврский заповедник из г. Уфы. А следы остальных — 50 тысяч экспонатов из серебра, 95 тысяч монет и «собрание изделий драгоценного металла» растворились. До 1999 г. ученые не догадывались, что сокровища нашего Лаврского музея находятся в экспозиции Государственного исторического музея (ГИМ) в Москве.

Как выяснилось впоследствии, с разрешения Совнаркома СССР коллекция с конца 1940 — начала 1941 г. таки попала в экспозицию ГИМ. В Киев даже не сообщили о передаче. А потом началась немецко-советская война...

В 1999 году украинские ученые также зафиксировали факт нахождения коллекции Лаврского музея как части экспозиции ГИМ в Москве, размещенной в фотоальбоме московского музея. Каждое скопированное там оригинальное контрольное фото имело печать инспектуры Наробраза Киевского окружного исполнительного комитета советов, подписи тех, кто сдал и кто принял вещи.

Сокровища Всеукраинского музейного городка в свое время вывезли на хранение в Госхран в Москву без согласия музея и Наркомпроса Украины структура союзного подчинения — Киевская контора Госбанка. Совнарком СССР передал их в Государственный исторический музей в Москве, на спрашивая Киев. Это откровенный грабеж.

Со времени провозглашения независимости украинская власть и украинское общество должны системно заниматься возвращением нашего национального историко-культурного наследия. Идентификация Лаврской коллекции по современным цветным фотографиям — это очень хорошо. Но готовы ли мы, украинцы, — как общество и государство — к кропотливой упорной работе по возврату украденного?

Коллажи предоставлены Тимуром Бобровским — черно-белые изображения являются архивными фотографиями экспонатов лаврского заповедника, сделанными до их изъятия в 1933 г. в Госхран, а цветные — современные фото с сайта-каталога экспонатов Государственного исторического музея в Москве.

Татьяна ЕВСЕЕВА, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории Украины НАН Украины
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ