Пять лет тому назад фонд «Развитие Украины» запустил программу «Сирітству — ні!». В ее рамках акценты в работе делаются на максимальном «осімейненні» детей. Для этого фонд оказывает поддержку приемным семьям и детским домам семейного типа и способствует их созданию, а благодаря работе первого национального портала sirotstvy.net, детям-сиротам и детям, которые лишены родительской опеки, помогают найти семьи. Также ведется сотрудничество с детскими интернатами для предотвращения социального сиротства: работа направлена на то, чтобы вернуть детей в биологические семьи. Одна из последних инициатив — открытие в Киеве Центра матери и ребенка для женщин с маленькими детьми, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах.
Еще одно важное направление этой программы — работа по реформированию интернатов в Украине. По словам руководителя этой программы Дарьи Касьяновой, наиболее успешно реформирование проводится в Днепропетровской области. Идет речь о пилотном проекте «Семья для ребенка». Проект начали в 2011 году, он будет длиться до конца этого года. На это время «Семья для ребенка» помогла социализировать многих воспитанников интернатов. То есть, опыт работы педагогов интернатных заведений Днепропетровской области может стать примером для многих их коллег.
«СЕГОДНЯ НАШИ ДЕТИ УЧАТСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ. МЫ ПЕРЕСТАЛИ ОДЕВАТЬ ДЕТЕЙ ОДИНАКОВО...»
«Начало реформирования было очень сложным. На тот момент наш детский дом только организовался — в помещении бывшего детского садика. Коллектив был очень любящим, работал согласованно. С моим приходом он изменился процентов на 40 — и состав воспитателей, и подходы в работе с детьми. Потому что уже тогда мы метались между воспитательными системами и реальной жизнью: я тоже воспитываю ребенка, и я вижу, какое растет в настоящее время поколение, я вижу, какие требования у детей к жизни и наоборот. А здесь — огромная система, которая нависает над интернатными заведениями и закрывает детей от реальной жизни», — рассказывает Елена ГУРДЖИЙ, директор детского дома «Семья» (Днепропетровская область).
По ее словам, в первую очередь, детский дом попробовали сделать открытым. «То есть, мы добились того, что сегодня наши дети учатся в общеобразовательной школе. Мы перестали одевать детей одинаково. Я отказалась от поставщиков, которые были, и мы начали возить детей на рынок — подбирали для них одежду. Это было сложно, это хлопотно. Но мы хотели, чтобы дети учились выбирать одежду, понимать что им нравится, что — нет, потому что они этого не умели. Я «прозрела»! Дети даже не знали своего размера — ни ноги, ни объема талии...», — объясняет Елена Гурджий. Она заметила, что система, в которой в настоящее время работают интернатные заведения, когда ребенок умеет себя обслужить только минимально и не имеет основных жизненных навыков, обернется для него во взрослой жизни трагедией.
«Когда к нам нагрянула санстанция, а у меня на кухне дети учились готовить у поваров, — меня оштрафовали. Потому что по инструкции, детям нельзя ни мыть за собой унитазы, ни приближаться к моющим средствам, ни к кухонным ножам, — говорит директор детдома. — И тогда мы начали искать пути, как это можно изменить. Это было нелегко, потому что мы все — подчиненные. А я еще и являюсь государственным опекуном и отвечаю за детей, даже когда сплю. Мне говорили, что я постоянно подвергаю их опасности. Возникало непонимание со стороны контролирующих органов. Но еще страшнее, когда дети выходят из интернатов, и с ними случается несчастье. У меня были случаи, когда погибли два моих выпускника (один — от болезни, второй — от суицида). Почему так получается? Почему эти дети идут из жизни, остаются за бортом после выхода из интерната? Я чувствовала в этом и свою вину. Возможно, я где-то недоработала...»
КТО ПОДГОТОВИТ ДЕТЕЙ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ?
Все должно быть направлено на то, чтобы из детского дома выпускать личность, считает госпожа Гурджий. «Конечно, это очень болезненный процесс, но когда что-то отмирает, то потом рождается что-то новое. Я убеждена: все эти процессы — правильные. В настоящее время большое напряжение среди работников интернатных заведений — тех, что закрываются, или тех, полупустых, что еще продолжают работать. Есть люди, которые искренне отдавали свое сердце детям, — делали это так, как их этому научили. И когда в настоящее время с экранов мы слышим, что все интернаты будут закрывать, потому что все плохие, — это неправильно. У меня тоже прошла волна сокращений — от этого никуда не деться. Но никогда не потеряет работу тот человек, который хочет работать. Остаются люди, которые готовы изменяться, учиться, качественно выполнять свою миссию. Миссию, а не работу. Потому что те дети, что не попадают в приемные семьи, в детские дома семейного типа, должны быть адаптированы к жизни. В первую очередь мы должны думать о них», — подытоживает Елена Гурджий.