Возле жилищного комплекса «Солнечная Ривьера» мы с активистами общественной организации «Никольская Слободка» и пресс-секретарем корпорации «Укрбуд» Глебом Шемовневым встречаемся в серый, ветреный и холодный день. Разговор у нас вышел тоже не слишком веселым.
«Для «Укрбуда» это уникальный проект, так как это единственный случай, когда мы являемся владельцами земли — теперь, после получения нового разрешения, — рассказывает Глеб Шемовнев. — Чаще всего застройщики, по крайней мере «Укрбуд», пытаются не втягиваться в земельные отношения. В Киеве с этим сложно, и владельцем или арендатором земли обычно выступает заказчик строительства. Он по контракту получает определенную часть либо прибыли, либо недвижимости, которую построят. Здесь, учитывая все обстоятельства с предыдущим заказчиком, нам пришлось выкупать участок, чтобы завершить начатую работу. Поскольку предыдущий заказчик утратил право на пользование участком».
Сейчас «Укрбуд» имеет разрешение на строительство двух многоэтажек, появление которых вызвало активное сопротивление громады. О ситуации «День» рассказывал в материале «Перетягивание Никольской Слободки» №125-126 за 21—22 июля этого года. После этого в редакцию написали из компании-застройщика, что в утверждениях активистов якобы есть много искаженной информации. Мы собрались на месте строительства еще раз, чтобы обсудить противоречивые вопросы. Кажется, после встречи их стало только больше, но некоторые моменты кажутся показательными.
ПОСЧИТАЙ ДОМА
В настоящее время компания достраивает две высотки. Но также есть фундамент для третьей многоэтажки — он находится на участке, который принадлежит «Ощадбанку» и который он должен продать. «На сегодня мы имеем разрешение на строительство двух домов. У этих двух недостроек нет владельцев — это незавершенные объекты. Мы приобрели (в «Ощадбанке». — Авт.) земельный участок со всеми объектами, которые на нем расположены. Так указано в договоре покупки-продажи от 19 декабря 2016 года. Понятие «недострой» в украинском законодательстве не существует. Любой незавершенный дом юридически ранжируется исключительно как строительные материалы. Есть инвесторы, которые станут владельцами квартир, когда достроят дома и «Укрбуд» передаст им право собственности на жилье. Существует определенный механизм, по которому мы сейчас являемся гарантами того, что они получат эти квартиры, — объясняет Глеб Шемовнев. — В экспертном отчете, который является составляющей разрешения, недострои называются «Дом 1» и «Дом 2». «Дома 3» сейчас нет. Первое разрешение было на три дома. Полученный после приобретения земельного участка — уже на два дома. Мы не можем сейчас говорить о территории, где стоит фундамент третьего дома».
В ПОИСКАХ БЕРЕГОВ ДНЕПРА. ГЛЕБ ШЕМОВНЕВ СПОРИТ С ИНГОЙ ГОРДИЕНКО ОТНОСИТЕЛЬНО ТОГО, НАРУШЕНО ЛИ ВОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СИТУАЦИИ С «СОЛНЕЧНОЙ РИВЬЕРОЙ»
Две высотки планируют ввести в эксплуатацию в следующем году. Возникает вопрос, кто захочет покупать участок с фундаментом третьего дома. Уже после встречи с активистами Глеб Шемовнев добавил, что компания будет пытаться получить возможность облагородить его. Как это облагорожение может выглядеть — непонятно.
Другой штрих — через несколько дней активисты «Никольской Слободки» сообщили, что забор, которым огорожена стройка, передвинули — теперь он окружает большую территорию. Глеб Шемовнев комментирует: «Примерно в два-три метра временно передвинули участок забора со стороны набережной. Сделано это для того, чтобы на старом месте построить подпорные стены стилобата — конструкции, которая на уровне первого этажа соединит два дома. Пока точных сроков (того, сколько забор простоит на новом месте. — Авт.) не называют. Есть определенный перечень работ, которые необходимо завершить. Но забор передвинут не до конца строительства. После завершения необходимых работ его оттуда уберут. Все строительство происходит исключительно в пределах земельного участка в собственности застройщика».
Еще один момент, на который обратила внимание Елена Медведенко из «Никольской Слободки», — расположение отдела продажи. Он вынесен за пределы строительства, а поскольку участок, приобретенный «Укрбудом», соответствует месту расположения жилищного комплекса (это в компании называют уступкой со стороны «Ощадбанка», который «нарезал» общую территорию на части, благодаря чему не пришлось выкупать всю землю), выходит, что он находится на территории государственного банка. Собственно, Глеб Шемовнев соглашается с этим, но ситуацию это не проясняет. «Отдел продажи всегда выносится за территорию строительства. Я не знаю все юридические аспекты, но «Ощадбанк» не против, что он здесь, — говорит пресс-секретарь «Укрбуда». — На других объектах, когда отдел продажи вынесен за пределы стройплощадки, заключаются определенные соглашения. Какой-то договор должен быть и здесь, но всех деталей ситуации не знаю».
НАД ПРОЦЕССОМ. ПОКА ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЗАСТРОЙЩИКА И АКТИВИСТЫ ПРИВОДИЛИ АРГУМЕНТЫ «ЗА» ИЛИ «ПРОТИВ» МНОГОЭТАЖЕК, СТРОИТЕЛИ РАБОТАЛИ
Также активисты «Никольской Слободки» предоставили редакции полученную ими информационную справку из Государственного реестра вещественных прав на недвижимое имущество. Запросить такие данные может каждый человек. Из них выходит: ООО «Укрбуд Девелопмент» является владельцем земельного участка, на котором практически всю площадь занимают два недостроя. Но оказывается, что и третий дом зарегистрирован на том же участке — хотя размещен он на соседнем, принадлежащем «Ощадбанку». Как такое возможно — интересная информация для размышлений.
БИТВА ЗА ДНЕПР
Все время, пока длится история со строительством в Никольский Слободке — а ей уже больше десяти лет — общественные активисты отмечают, что застройщик серьезно нарушил закон, строя высотки в прибрежной защитной зоне большой реки (в данном случае — Днепра), которая по Водному кодексу составляет 100 метров. По закону на этой территории можно строить только общественные сооружения. «Укрбуд» настойчиво доказывает, что ни о какой большой реке здесь речи не идет, потому что «Солнечная Ривьера» располагается на берегу Десенки, которая не является большой рекой — соответственно, ее прибрежная защитная полоса составляет 50 метров.
Активисты показывают объяснение от Государственного агентства водных ресурсов, предоставленное в ответ на обращение народных депутатов Виктора Чумака и Наталии Новак. В документе от 28 января 2015 года сообщается: «На отмеченном участке расположен Русановский пролив между рукавом Десенка (Водоворот, Долбичка) русла Днепра (по другим источникам — пролив Десенка между устьем Десны и Днепром). Реки Днепр и Десна в соответствии со статьей 79 Водного кодекса Украины относятся к большим рекам. Статьей 1 Водного кодекса Украины определен исчерпывающий перечень объектов, которые отнесены к водным объектам, — море, река, озеро, водохранилище, пруд, канал и водоносный горизонт. Все другие элементы окружающей среды, в которых сосредоточены воды, являются частями перечисленных водных объектов, то есть рукава и проливы рек являются их частями. Участок водного объекта от улицы Сагайдака до моста Метро в городе Киеве является участком большой реки».
БЕЗ ТОЧЕК ПЕРЕСЕЧЕНИЯ. ДВЕ ВЫСОТКИ «УКРБУД» ПЛАНИРУЕТ СДАТЬ В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ. ГРОМАДА ХОЧЕТ, ЧТОБЫ НА ЭТОМ МЕСТЕ БЫЛ ПАРК
«Участок большой реки — это не обязательно большая река, — парирует Глеб Шемовнев. — Любой водоем, который не является озером, впадает в другие водоемы. Давайте говорить шире, что это — часть океана. Да, это участок большой реки. И в действительности уже не важно, какой именно — Десны, Днепра. Важно, что по материалам типизации Десенка относится к средним рекам. Где здесь ответ, что такое Русановский пролив? Наш проект базируется на материалах типизации рек середины прошлого века. Не раз наши представители показывали документы по типизации рек, что Русановский и Венецианский проливы являются частью реки Десенки...»
Дискуссия обретала все более философский характер, несколько раз Глеб Шемовнев называл это диалектикой, каждый настаивал на своем — с привлечением папок с документами и разрисованными картами. Поэтому, в конечном итоге, мы остановились на вопросе с парковками и инфраструктурой в целом.
ЗАРЫТЫЕ ДЕНЬГИ И ВЫПЛЕСНУТЫЕ ВОДЫ
Во время предыдущей встречи активисты обращали внимание, что из-за масштабного строительства территория в районе станции метро «Левобережная» подтапливается. Это подтверждает ответ «Киевавтодора» на запрос депутата Киеврады Анатолия Шаповала. Суть в том, что из-за строительства высоток система водоотвода, построенная в начале 1970-х, не справляется с нагрузкой во время ливней весной и летом.
Как это выглядит в жизни, Елена Медведенко показала на видео, снятом в мае прошлого года. Потоки воды по щиколотку, люди пытаются найти сухое возвышение, машины «гребут» по залитой дождем дороге.
«Последние три года я езжу через «Левобережную» и не видел, что она подтапливается. Поэтому о метро не скажу. Скажу об участке строительства — мы провели все необходимые экспертизы, долго ковырялись в земле. Здесь много работы. Здесь зарыто много денег в виде технологий, строительных материалов и т.п.», — комментирует Глеб Шемовнев.
Кстати, на отсутствие рабочего проекта землеустройства по рекультивации земель и защите земель от подтопления обращала внимание Государственная экоинспеция в городе Киеве в акте проверки строительства на соблюдение природоохранного законодательства 13 марта 2017 года. Среди других нарушений законодательства отмечено отсутствие вывода государственной экологической экспертизы, отсутствие материалов оценки влияний объектов и хозяйственной деятельности на окружающую природную среду, отсутствие документации по землеустройству, где отмечены мероприятия по охране земель и ограничения в их использовании.
Странно, что в экспертном отчете по документации проекта «Солнечной Ривьеры», сделанном ООО «Укрэкспертиза в строительстве» 25 января этого года (то есть на пару месяцев раньше), написано, что «по результатам рассмотрения проектной документации и снятия замечаний установлено, что отмеченная документация разработана в соответствии с выходными данными на проектирование с соблюдением требований. экологии». Собственно, по выводам экспертов, она соответствует и многим другим требованиям и может быть утверждена.
Между прочим, по проекту, описанному в упомянутом отчете, возле двух домов, каждый из которых имеет 31 этаж, в целом предусмотрено... 39 автомест. Трудно представить, как их будут делить жители высоток.
Мы расспросили и относительно другой нагрузки на инфраструктуру. Ведь с появлением многоэтажек увеличится количество жителей района, которым нужны больницы, детсады и школы. Пресс-секретарь «Укрбуда» заверяет, что с нагрузкой все в порядке. Он утверждает: «На сегодня нет необходимости в создании социальной дополнительной инфраструктуры, например больниц. Если бы была такая необходимость, мы просто не смогли бы от этого открутиться».
В придачу продолжается судебная волокита вокруг обжалования застройщиком предписания департамента культуры Киевской городской госадминистрации. В документе речь идет о том, что территория под «Солнечной Ривьерой» является достопримечательностью местного значения «Исторический ландшафт киевских гор и долины реки Днепр». Соответственно — предписание содержит требование не выполнять никаких работ со дня его получения без соответствующего разрешения департамента культуры. Дело неспешно рассматривает Окружной административный суд Киева — следующее заседание состоится 28 ноября.
* * *
«Перекидываться» аргументами можно было до бесконечности. У каждой стороны — свое виденье реальности. В конце и представитель «Укрбуда» задал вопрос активистам — какова их конечная цель. Инга Гордиенко из «Никольской Слободки» отвечает: «Мы хотим сделать парк в пределах исторического ландшафта киевских берегов реки Днепр, как это утверждено Генеральным планом Киева. По нашему мнению, сам парк должен создавать город. Территория под домами входит в парк, но без строений!»
В этой истории еще будет немало важных поворотов. Вероятно, уже скоро станет известно о судьбе участка с фундаментом третьего дома. И кому бы эта земля ни принадлежала после продажи — важно, чтобы она не стала очередным многоэтажным гвоздем в холмы Киева.