На днях украинцев необыкновенно поразила новость о десятилетней школьнице из Бучи, которая получила письмо от королевы Великобритании Елизаветы ІІ. Анастасия Прокопчук — юная исследовательница, которая приняла участие в научном проекте от благотворительного фонда королевской семьи «Девушки в науке». Школьница презентовала свою научную работу о развитии мха в вакууме. Труд называется «Исследование о росте растений в условиях вакуума с применением передовых достижений японцев». К работе ее вдохновил удачный эксперимент японских ученых, которые в прошлом году вырастили на Луне хлопок. Следовательно, наработка Анастасии Прокопчук имеет важное практическое значение и в будущем может помочь колонизировать другие планеты.
Украинская школьница заняла в конкурсе третье место после представительниц больших стран — Индии и Китая. Десятилетняя Анастасия наглядно продемонстрировала, что все возможно, когда в основе — большое увлечение, умноженное на неутомимый труд и поощрение от родителей. Мама девочки, Мария МИКИТЮК, с которой мы пообщались об успехе дочки, специально отметила: «Вы только не напишите, что Настя является гениальным ребенком; она обычный ребенок, но очень настойчивая трудяга». Напомним, что девочке 10 лет, и в школе она еще не начинала изучать биологию. История Насти — и семьи в целом — и вправду восторгает.
«ВСЯ НАША СЕМЬЯ ЖИВЕТ В РИТМЕ НАУКИ»
— Как случилось, что Настя в таком юном возрасте интересуется наукой?
— Это состоялось закономерно. Еще с раннего детства, приблизительно с пяти лет, мы начали поддерживать увлечение дочки науками. Сначала это происходило в игровой форме, а затем, в конечном итоге, мы заметили у нее большое старание и желание, поэтому решили развиваться в этом направлении. В настоящее время Анастасия уже четвертый год учится в Малой академии наук Украины в проекте «Футурум» для самых младших исследователей и научных работников. На протяжении этой учебы учителя неоднократно замечали, что у нее есть умение и направление к биологии и советовали нам обратить на это внимание. Действительно, биология — это наука, которая всегда увлекала нашу дочку. И, невзирая на то, что она лишь в пятом классе и сейчас у нее нет предмета биологии в школе, она уже самостоятельно занимается с учителем биологии и делает серьезные научные проекты со сложной биологической терминологией (ботаникой).
Если же говорить о более широкой основе, то вся наша семья живет в ритме науки. Мой муж, отец Стаси — Евгений Прокопчук — участник 25-й антарктической экспедиции, которая в настоящее время направляется на станцию «Академик Вернадский». Евгений — замечательный программист. Поэтому он решил испытать свои силы и проявить умение ради развития украинской науки. На украинской антарктической обсерватории он будет отвечать за налаживание спутниковой работы для того, чтобы научные работники могли оперативно и беспрепятственно посылать новые данные. Поэтому, конечно, и наш личный пример тоже влияет на Стасю. Помните те проекты на Discovery Channel, в которых дети вырастают где-то в джунглях или в сафари (научных путешествиях-экспедициях), когда их родители там работают? У нас такая же история. Я работаю в заповеднике Черкасской области, и Анастасия часто находится там со мной между разных животных. Она выкармливает львят, лис, сов и ястребов. Когда мы принимаем роды у лося или у косули, Настя всегда рядом и наблюдает за этим. В свои 10 лет она знает, как лечить животных. Недавно к нам приехала птичка с поломанным клювом. Настя делала из зубной фотополимерной пломбы искусственный клювик для того, чтобы птичка не умерла и могла питаться. Также у нас есть ветеринарная клиника, и мы были первыми, кто начал делать протезы для животных. И это тоже ее очень увлекает.
«МЫ НЕ НАДЕЯЛИСЬ НА ТАКОЙ РЕЗУЛЬТАТ»
— Расскажите о вашем участии в проекте от королевы Великобритании.
-Анастасия постоянно принимает участие во многих конкурсах. Поэтому когда мы узнали, что под королевским патронатом проходит этот проект, то охотно решили попробовать свои силы. Вообще у королевской семьи есть больше тысячи благотворительных фондов. Они имеют несколько приоритетных направлений. Один из них — популяризация искусства, культуры и науки. Проект, на который мы обратились, был направлен в поддержку девушек в науке, поэтому в нем принимали участие лишь девушки. Первое место в итоге досталось девочке из Индии, второе — девочке из Китая. По-видимому, это символично, потому что Индия — достаточно развитая научная страна, но девушек в науке там довольно мало. Ну, и Настя получила третью премию. Мы, честно говоря, не надеялись на такой результат. Для нас самое важное теперь — пробовать свои силы, не стоять на месте и развиваться в науке.
— О чем именно был ее проект?
— У нас было несколько наработок. Но на конкурс мы отобрали опыты о растительности и представили работу под названием «Исследования о росте растений в условиях вакуума с применением передовых достижений японцев».
В этом проекте Стася исследовала, как споры мха развиваются в вакуумной оболочке. К этому ее вдохновила прошлогодняя новость о японцах, которые высадились на Луне и вырастили там хлопок. Настя решила сделать то же самое, но использовать для исследования мох. Почему? Потому что это растение — генетически приспособлено к тяжелым климатическим условиям. У него больше возможностей для приспособления, оно морозоустойчиво. Кроме того, мох имеет удивительные способы размножения.
Это все Анастасия описала в своем исследовании. Она указала, какой должна быть банка и объяснила, как ведет себя мох от первой стадии посева до роста и размножения в вакуумных условиях.
«МЫ СНАЧАЛА НЕ ПОНЯЛИ, ЧТО ЭТО ЗА ПИСЬМО»
— Какая цель такого исследования?
— Настя стремилась исследовать, какие растения в тяжелых климатических условиях вырастут, а какие — нет. Если это делать в вакууме и без кислорода, то таким образом можно узнать, какие растения имеют более мощный эволюционный порог. Мы заполнили анкету, сделали видеопрезентацию себя и проекта. На видео Настя рассказала, где учится, чем увлекается и какие у нее желания. Ее мечтой был цифровой микроскоп. Мы отправили проект в начале августа. С тех пор прошло много времени, поэтому мы уже, в принципе, и забыли об этом.
— Поэтому вы, по-видимому, очень удивились, получив письмо от британской королевы?
— В тот день мы вернулись домой, и я попросила Анастасию проверить почту, потому что нам уже должны были прийти коммунальные платежки. Она проверила и сказала, что там лежит какое-то непонятное письмо на английском языке. Но поскольку реакции от королевы Великобритании не было больше полгода, потому мы сначала не поняли, что это за письмо. И хоть мы владеем английским, но все равно не верили. В письме было написано, что Стася заняла третье место, поэтому королева с нетерпением ожидает встречи и сделает ей взлелеянный в мечтах подарок — современный микроскоп. Но мы все равно не верили. Даже несколько раз переводили с помощью Google: неужели действительно третье место? Стася была очень счастлива и довольна.
— Чем увлекается Анастасия, кроме науки?
— Она занятый и многосторонний ребенок. Ходит на шахматы, посещает танцы и играет на гитаре. Также Настя увлекается выращиванием кактусов и имеет в своей коллекции уже больше 100 видов. Кроме того, она очень любит и математику. В своем десятилетнем возрасте Настя уже считает какие-то космические цифры. Но, конечно, больше всего ее увлекает именно биология. В этом направлении ей наиболее интересно исследовать биоэлектронные и биомеханические протезы. Но микробиология ей также нравится.
Но самый главный мой месседж: Настя не гениальный ребенок — она просто настойчивая трудяга. Она трудится и живет в таких условиях, которые способствуют ее научному развитию.