Наступивший год Министерство экологии и природных ресурсов хочет объявить годом раздельного сбора мусора. Об этом глава ведомства Олег Проскуряков заявил еще в декабре, пообещав разработать с Министерством регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства совместные программы, в том числе и просветительские. Однако эксперты сомневаются, что из этого что-то получится. Даже после домашней сортировки украинцами органики, стекла и пластика все эти отходы в итоге все равно оказываются на мусоросвалке в одной куче. Ведь в Украине мало компаний, которые вывозили бы отсортированный мусор, а количество заводов, которые занимались бы его переработкой или имели бы специальные сортировальные линии, небольшое.
Как утверждают экологи, на всю Украину работает лишь несколько предприятий, которые либо частично сортируют отходы, либо перерабатывают незначительное их количество. Таким образом, они способны утилизировать всего 3% отходов, а их собирается ежедневно тонны. Эксперты подсчитали, что сейчас на полигонах сохраняется около 35 миллионов тонн твердых бытовых отходов. Сами же полигоны перегружены, поскольку работают еще с советских времен. В настоящий момент они занимают 130 тысяч гектаров, плюс — нелегальные мусоросвалки, количество которых, по подсчетам экспертов, достигает 12 тысяч. Однако и этого мало: чтобы вместить весь мусор, нужно открыть еще полтысячи хранилищ. Частично эту проблему решила бы сортировка отходов, которая предполагает вывоз на полигоны только органики, которая со временем перегниет, а остальное — использовать в качестве вторсырья.
ЕДИНСТВЕННЫЙ КИЕВСКИЙ МУСОРОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ ЗАВОД НЕ РАБОТАЕТ НА ВСЮ МОЩНОСТЬ, ПОТОМУ ЧТО ЕМУ НЕ ХВАТАЕТ... ОТХОДОВ
По словам вице-премьера Александра Вилкула, сейчас 500 населенных пунктов внедряют технологию раздельного мусора, работает 21 мусоросортировочная линия, а еще в 23 городах продолжается строительство сортировочных комплексов. Однако экологи, с которыми пообщался «День», считают подобные проекты недейственными.
«Это профанация и отмывание денег, потому что на сегодняшний день в Украине нет мощности для раздельного сбора мусора. И подобные инициативы не всегда выполняются должным образом, — комментирует эколог Иван Парникоза. — Экологические группы поддерживают такие акции, люди присоединяются, но потом содержимое этих контейнеров высыпают в мусорную машину, то есть в общий поток, и вывозят на одну и ту же свалку. Поэтому люди массово не поддерживают это движение, так как чувствуют, что нет в этом никакого смысла. Например, если в соседней Польше стоят контейнеры для раздельного мусора и имеются мощности для его переработки, то в нашем случае больше говорится о пиаре, а не о конкретных шагах».
Например, Киевский мусороперерабатывающий завод «Энергия» работает не на полную мощность. За год он может переработать 235 тысяч тонн отходов, но на самом деле перерабатывает вдвое меньше, поскольку коммунальные предприятия города привозят ему недостаточное количество отходов. И это притом, что такой завод один на всю столицу, а кучи мусора просто лежат на полигонах.
Как объясняют в пресс-службе «Киевэнерго», которому подчинено предприятие, причина в том, что перевозчики вывозят отходы на полигон №5 или на свалки, расположенные на территории Киевской области, в том числе и несанкционированные.
«Проблема стопроцентной загрузки завода могла бы быть решена, если бы Управление охраны окружающей среды КГГА при оформлении лимитов и разрешений на обеззараживание отходов в этом году учло наши предложения. Они предусматривают установление обязательных квот на обеззараживание отходов на заводе как для перевозчиков отходов, так и для других предприятий города Киева. Кроме того, КГГА должна контролировать соблюдение этих квот. Также улучшить ситуацию могли бы и законодательные изменения, например, введение единого коммунального оператора в Киеве для обращения с отходами», — прокомментировали «Дню» в пресс-службе.
«СОРТИРОВКА МУСОРА НА ПОЛИГОНАХ ВРУЧНУЮ СТАЛА ТЕНЕВЫМ БИЗНЕСОМ»
В Государственном агентстве инвестиций и управления национальными проектами уверяют, что скоро ситуация таки улучшится. До 2015 года здесь планируют завершить проект «Чистый город». Он предусматривает, что в десяти городах страны появятся новые комплексы по переработке твердых отходов. Руководитель проекта Иван Олексиевец объяснил, что «в каждом из этих десяти городов будет вводиться раздельный сбор отходов, который даст возможность оптимизировать систему отбора ценных фракций. В среднем эти комплексы будут перерабатывать по 100—200 тысяч отходов в год каждый».
Но если на эти предприятия не будут завозить мусор в необходимых объемах, то их ожидает такая же судьба, как и в «Энергии». Экологи говорят, что для фирм, занимающихся утилизацией мусора, выгоднее высыпать его на полигоне, ценные фракции продать, например, стекло или металлолом, а не заниматься переработкой.
Юрист ГО «Экология-право-человек» Ольга Мелень-Забрамная считает, что сортировка мусора людьми, а не автоматическими установками, стала уже теневым бизнесом: «Есть фирмы, которые на мусоросвалках имеют своих людей, сортирующих вручную отходы. Мне известны случаи, когда серьезные компании хотели ставить сортировочные установки, но их предупредили, что их сожгут за два-три дня, так как они лишат работы людей, работающих здесь. Такие работники отделяют на свалке все, что можно продать или сдать. И так получается экономически выгоднее, чем закупать оборудование для переработки вторсырья».
Нелегальная сортировка привлекает еще и тем, что таким образом можно работать без лицензии Минэкологии. Как объясняют эксперты, чтобы перерабатывать отходы, особенно если речь идет о токсичных веществах, нужно получить лицензию от ведомства. А она стоит недешево, потому и имеют ее единицы.
ПЯТЬ МИЛЛИАРДОВ НА БОРЬБУ С ОТХОДАМИ
Во многих странах Европы уже научились давать отходам вторую жизнь и не вредить при этом окружающей среде. Из них делают другие товары: топливо, картон, бумагу, стеклянную тару, нитки, сетки и тому подобное. Но для этого предприятия должны иметь специальное оборудование. Ольга Мелень-Забрамная добавляет, что иногда закупить новое сырье дешевле, чем изготовить его из отходов: «Мои коллеги общались с производителями минеральной воды, так они говорят, что им выгоднее и дешевле сделать новую бутылку, чем ее переделать. Другой вопрос — кто будет привозить эти отходы на территорию завода? Такая же ситуация с батарейками: предприниматели говорят, что они готовы перерабатывать при условии, что их будут завозить на территорию предприятия. Ведь это же дополнительные расходы, которые никто не компенсирует».
Также эксперты советуют развивать именно экологически безопасные технологии переработки мусора. Ведь при сжигании отходов на действующих заводах образуются вредные соединения: диоксин и формадельгиды, а граждане, живущие рядом, жалуются на вонь и загрязненный воздух. «Вред для здоровья людей от этих соединений очень серьезный, и это нельзя игнорировать. Например, в Австрии и Германии граждане могут спокойно жить в 500 метрах от мусоропереработчика, а у нас — жители Левого берега столицы страдают от мусоросжигания в Киеве», — добавляет председатель Всеукраинской экологической лиги Татьяна Тимочко.
Правительство разработало программу борьбы с твердыми отходами до 2020 года, которая предусматривает строительство новых мусороперерабатывающих заводов, закупку техники, на это планируют потратить пять миллиардов гривен. Однако экологи сетуют, что начинать нужно не с этого.
«Для начала нужно выделить отдельную отрасль экономики — переработка отходов, потому что сейчас нет ни законов, ни экономических инструментов, ни технологий. Эта программа должна быть направлена не просто на расчистку каких-то свалок или строительство заводов, а на формирование законодательного поля, в рамках которого начнет работать бизнес», — говорит Тимочко. А пока у нас нет даже закона, который бы четко объяснял, что такое раздельный сбор мусора.