Нынешняя вступительная кампания — под ударом. Правительственные чиновники решили отказаться от пробного внешнего независимого оценивания. Выпускники и их родители растеряны, то, к чему готовились последние месяцы или даже годы, теперь неизвестно, состоится ли вообще. Образовательное сообщество гудит, что отказ от ВНО выгоден только тем, кто привык к старой системе, когда в вузы поступали с помощью связей деньг, а реальные знания немногих интересовали. Чтобы сломать эту закоснелую и некачественную систему поступления, еще в 2004 году Украина начала переход на внешнее независимое оценивание. Отказ от накопленного за 16 лет опыта — это огромный шаг назад, а еще — это потерянный шанс для тех, кто рассчитывал получить высшее образование в Украине и попасть в университет на абсолютно равных со всеми условиями. Вот одна из историй, которая это доказывает.
«Когда я впервые узнала, что придется сдавать ВНО, очень разволновалась. В моей школе к тестам ВНО относились очень серьезно, некоторые даже считали, что это своеобразный показатель работы учителя. Мы много работали над тестами и постоянно повторяли пройденный материал. Занимались, напряженно, — рассказывает Лариса Ятченко, выпускница Национального университета «Киево-Могилянская академия», девушка сдавала ВНО в 2013 году. — Для меня тестирование началось с пробного ВНО по английскому. Пробное тестирование помогло мне понять мои слабые стороны в предмете и выработать стратегию работы по другим предметам, которые я сдавала. Вспоминаю, что раздражало ожидание результатов, потому что от них зависело, попаду ли в желаемый университет. Мы тогда все переживали за вступительную кампанию, потому что плохо понимали, как работают «волны» зачисления в учебное заведение. Мне очень хотелось попасть в Могилянку, и я нервно отслеживала свои результаты в онлайн-таблице поступающих. Благодаря тестированию я смогла поступить в желаемый университет без проблем. Считаю ВНО хорошим препятствием коррупции и в самом деле шансом для многих детей поступить в университет, полагаясь на собственные знания, особенно это касается тех, кто всегда много работал. Для них ВНО — это своеобразное признание их стараний».
Сейчас будущее ВНО — под большим вопросом, непонятно, останется ли система в дальнейшем. При этом ключевое ведомство — Министерство образования и науки, у которого должно больше всего болеть голова из-за хлопот с тестированием, молчит. Среди официальных заявлений лишь те, что касаются возвращения средств за участие в пробном ВНО.
Да и само Минобразования пока еще без руководителя, который бы взял на себя ответственность за скандал с тестированием. Президент Владимир Зеленский говорит, что не может сделать выбор из-за кадрового голода, который возник в частности и потому, как «хорошо» готовят специалистов в заведениях высшего образования. В действительности, украинцы — народ умный. Сколько нашего люда работает в зарубежных компаниях с мировым именем? Не нужно просто подставлять подножку, а дать возможность расправить крылья. Похоже, в настоящее время образование теряет свой шанс довольно стремительно.
ВНО отменят?
«Если это правда, значит, неизвестные персонажи планируют вернуть в образование взятки и коррупцию», — Сергей Горбачев
Как гром среди ясного неба стали для выпускников новости об отмене пробного тестирования. Сессии ВНО отменены в пяти тысячах пунктах тестирования. По сообщению Украинского центра оценивания качества образования, 15 и 17 июня участники будут проходить ВНО дистанционно в 11.00. Все якобы из-за усиления карантинных мероприятий. В то время, когда разрешена работа рынков, общественного транспорта, клубов и развлекательных центров, власть решила отказаться от пробного тестирования, к которому готовились заранее, обещали ограничить количество участников в одной аудитории, чтобы придерживаться социальной дистанции, а помещения должны дезинфицировать, то есть нормы санитарии планировались на высшем уровне. Что же пошло не так?
«МЫ НЕ ИМЕЕМ ПРАВА ОПОЗОРИТЬСЯ»
Стоит напомнить, в каком турборежиме принимались решение относительно этих двух сессий: утром в пятницу, 12 июня, и.о. директора Украинского центра оценивания качества образования Валерий Бойко рассказал о том, что совместными усилиями с НАК «Нефтегаз», Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ), а также Посольством Швейцарии удалось подготовиться к тестированию.
— Мы не имеем права опозориться, репутация ВНО — стоит усилий, которых мы приложили. Для прохождения основной сессии ВНО зарегистрировано 379 тысяч 493 человека. Они избрали 1 млн 227 тысяч 154 тестирования. Напечатано 1 млн 160 тысяч тетрадей. Десятки тон отправляются силами Госспецсвязи в пункты проведения тестирования. Силами региональных центров были проведены мероприятия, чтобы подготовить привлеченный персонал для обустройства свыше пяти тысяч пунктов тестирования, — рассказывал во время брифинга и.о. директора Украинского центра оценивания качества образования Валерий БОЙКО.
«Волна» поднялась вечером в тот же день, когда на сайте Кабмина появилось постановление «Об установлении карантина с целью предотвращения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, и этапов послабления противоэпидемических мероприятий, которой установлен карантин с 22 мая до 22 июня 2020 года». В ней пробное ВНО исключено из перечня мероприятий, которые разрешается проводить во время карантина (в подпункте 4 пункта 3 постановления №392 исключено слово «пробное»). Тогда же образовательный омбудсмен Сергей ГОРБАЧЕВ заявил, что получил информацию о вроде бы подготовке решения об отмене проведения внешнего независимого оценивания.
ВЧЕРА К МИНИСТЕРСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИШЛИ ВЫПУСКНИКИ С ТРЕБОВАНИЕМ ОСТАВИТЬ В СИЛЕ ВНЕШНЕЕ НЕЗАВИСИМОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ. МОЛОДЕЖЬ СЧИТАЕТ ЭТО РАВНОЦЕННЫМ ДОСТУПОМ К ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ
— На протяжении часа я получил информацию сразу из трех независимых источников, что в высоких властных структурах готовятся документы об отмене ВНО вообще. Информация поступила от людей, которых я давно знаю и которым доверяю, хотя пока еще не подтвержденная официально... Если это правда, то это значит что, воспользовавшись ситуацией с пандемией, некоторые пока еще неизвестные персонажи планируют вернуть в украинское образование взятки и коррупцию во время вступительных экзаменов в заведения высшего образования. Это значит, что одаренные дети из семей даже среднего достатка лишатся возможности только за счет собственного таланта и работоспособности попасть во взлелеянный в мечтах университет, потому что у них нет денег на взятки; это значит, что мы окончательно теряем шанс на то, что украинское высшее образование будет развиваться и будет иметь шанс достичь мирового уровня; это означает еще больший «побег умных» в заграничные университеты. Все это — абсолютно неприемлемо! — отметил Сергей Горбачев.
В соцсетях это вызывало волну обсуждения и даже опросов наподобие «нужно ли ВНО».
«ВНО — ЭТО СПРАВЕДЛИВОЕ ПОСТУПЛЕНИЕ ДЛЯ ВСЕХ»
Утром в субботу, 13 июня, министр здравоохранения Максим Степанов завил о запрещении проведение пробного тестирования в заведениях образования из-за увеличения случаев инфицирования коронавирусом. Потом подтянулся и президент Владимир Зеленский: по информации Минобразования, он дал поручение правительству вернуть средства, оплаченные за участие в тестировании (стоимость одного тестирования составляет от 138 до 150 гривен, в зависимости от региона).
В воскресенье, 14 июня, на брифинге министр здравоохранения Максим Степанов заявил, что правительство не отменяло пробного тестирования. «В связи со значительным ростом заболеваемости COVID-9 и ухудшением эпидемиологической ситуации в некоторых регионах, было принято решение относительно отмены пробного ВНО в заведениях образования. Но пробное ВНО можно будет проходить дистанционно, то есть онлайн», — отметил министр.
Минобразования совместно с Минфином в настоящее время готовит порядок возвращения средств участникам пробного тестирования. А Украинский центр оценивания качества образования подготовил инструкцию, как пройти ВНО дома.
Представители власти, в частности, народный депутат Евгения Кравчук, в соцсети сообщила, что на этой неделе в парламенте «будут обсуждать позицию относительно основного ВНО», что еще больше прибавило неуверенности. Напомним, основная сессия ВНО начнется 25 июня тестом по математике и 17 июля завершается тестом по химии.
Между тем некоторые выпускники пришли вчера, 15 июня, к Министерству образования и науки с требованием оставить внешнее независимое оценивание. Будущая студентка Тереза Сайчук призывала своих ровесников через соцсети прийти к зданию МОН и отстоять свой шанс на честное поступление. «Я хочу дать понять, что молодежь недовольна, — прибавила девушка. — Мы не глупые и прекрасно понимаем, к чему все это приведет. Да, система не идеальна, но все же ВНО дает хоть какой-то шанс для каждого на поступление, тесты проверяет машина, и если что-то не так, ты всегда можешь подать на апелляцию. В университетах разная может быть ситуация, но приятно осознавать, что хотя бы вступительная кампания проходит справедливо для всех».
Оксана МИКОЛЮК, «День»
В поисках министра
Советуют эксперты «Дня»
Четвертый месяц Министерство образования и науки работает без руководителя. После того как из ведомства ушла Анна Новосад, несколько раз сменились исполняющие обязанности. Сейчас это — Любомира Мандзий. Поисками нового министра в Офисе Президента занялись относительно недавно. Общественность уже начала упрекать ОП: что же так долго не могут найти достойного кандидата, или никто не хочет брать на себя ответственность?
Сейчас Владимир Зеленский рассматривает сразу несколько кандидатур. Это руководитель аппарата Офиса Президента Алексей Днепров (ранее был заместителем Дмитрия Табачника, министра образования и науки времен Виктора Януковича), председатель комитета по вопросам образования в Верховной Раде Сергей Бабак (обществу он запомнился предвыборными обещаниями о зарплате учителям по четыре тысячи долларов) и ректор Черниговского национального технологического университета Сергей Шкарлет (был членом «Партии регионов»). Сначала мужское трио разбавила кандидатура Александры Антонюк, заместителя директора Института математики НАН Украины. Однако Владимир Зеленский ее отсеял, мол, ищет в Минобразования сильную личность. Хотя именно Антонюк не вызывала никаких нареканий среди педагогов и ученых, в отличие от других кандидатов.
Сейчас самые крупные ставки Владимир Зеленский делает на Сергея Шкарлета. Даже планировал с ним лично встретиться в Чернигове — в университете, со всеми почестями, как положено для визита главы государства, только это уже давно не считается прогрессивным методом деловой коммуникации. Однако визит отложен из-за преждевременной смерти жены Шкарлета.
ОТЗВУКИ «АЗАРОВЩИНЫ»
Между тем образовательное сообщество продолжает обсуждать, каким же должен быть новый министр образования и науки и чем может грозить возвращение в МОН людей из окружения Табачника?
«К сожалению, у меня не совсем приятные воспоминания о временах управления Табачника-Азарова, — делится с «Днем» директор школы I степени №11 г. Стрый Сергей ЗАПИСОВ. — Приведу только один пример. В то время ввели новый предмет «Ступеньки к информатике». Решение министерство приняло, а материальное обеспечение, как всегда, перевело на местные органы власти. Не буду рассказывать, сколько мне пришлось набегаться, чтобы подобрать оптимальную комплектацию, найти возможность приобрести компьютерные столы, стулья, преодолеть массу бюрократических преград, собственными руками сделать ремонт в помещении будущего компьютерного класса, съездить в Киев, чтобы приобрести наклейки для полулицензированного Windows (на все это средств просто не было). И вот я счастливый, с подписанным договором, зарегистрировал его в органах Госказначейства и стал ждать проведения оплаты. Но не тут-то было. Перечисления блокировались из Киева, им нельзя было проводить никакие оплаты незащищенных статей расходов».
Сергей Записов направлял письма во все инстанции, даже на личную страницу Азарова в Фейсбуке. На обращение ответила помощница экс-министра. «Но даже это не помогло, ведь была целенаправленная политика центральной власти по отношению к Западной Украине. Помог случай, средства пошли. Благодаря моим партнерам и друзьям, нам удалось компенсировать долларовую разницу, возникшую за это время, и не уменьшать качество и количество учебного оборудования. Сейчас у нас есть один из лучших в городе компьютерных классов, — добавляет директор школы. — Вообще тогда финансировалась только зарплата и энергоносители. Да и то с перебоями. Приобретение какого-либо оборудования, дидактических материалов, обновление материально-технической базы школ — об этом даже речь не шло. Все это ложилось на плечи учителей и на кошельки родителей».
«МИНИСТРОМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПАТРИОТ»
Поскольку двое из возможных кандидатов на пост министра работали в описанной директором системе, у педагогов возникли опасения, что начатые реформы в среднем образовании могут быть приостановлены или пойдут пророссийским курсом. Больше всего не одобряет общественность как раз Сергея Шкарлета. Во-первых, это человек из команды Табачника. Во-вторых, кроме должности ректора, он еще возглавляет Экспертный совет по вопросам проведения экспертизы диссертационных работ по проблемам секторального развития и предпринимательства МОН Украины. Парадокс, но самого Шкарлета обвиняют в плагиате. В случае его назначения об академической добродетели можно забыть. И в-третьих, почему президент прислушивается к ректорам, с которыми недавно встречался и которые советовали ему, кого выбрать министром, а мнением директоров школ, родительской общественности или образовательных организаций не интересуется? К примеру, педагоги вовсе не хотят возвращения в школы «азаровщины».
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
Сергей Записов напоминает, в какую сторону смотрел Табачник и его команда: «Идеология образования была четко направлена на Россию. Многочисленные письма из министерства образования настоятельно пропагандировали и рекомендовали «лучшие» образовательные практики «старшего брата». Русский язык явно поощрялся, а все украинское было неким придатком. Коллеги-историки рассказывали, как заклеивали определенные страницы в учебнике, которые изображали Россию в негативном свете, или зарисовывали маркером. И это было официальное указание из Киева. И «вишенка на торте» — перевод школы с 12-летней на 11-летнюю систему (потому что так в России), когда весь цивилизованный мир работал в стандарте 12-летнего обучения. Этим же законом было введено обязательное обучение для пятилетних дошкольников, что поставило в тупик как родителей, так и органы местного самоуправления, ведь мест в садиках просто не хватало».
Чтобы развеять сомнения, доктор педагогических наук, экс-руководитель Украинского центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук советует будущем министру представить свою программу действий. «Я не воспринимаю идеи, что министром образования обязательно должен быть ректор, ученый или хороший руководитель областного управления, для меня намного важнее, чтобы на должности министра был человек, который не обременен политическими обязательствами, готов брать на себя ответственность и готов к серьезным проблемам. И, конечно, это должен быть патриот Украины, и это не просто слова и вышиванка, а гораздо глубже. Ведь речь идет об отрасли, которая является человекоформирующей и которая служит важным условием национальной безопасности», — добавляет Игорь Леонидович.
«СУЩЕСТВУЕТ УГРОЗА СДЕРЖИВАНИЯ РЕФОРМ»
Ученые также не воспринимают ни одного из трех кандидатов от президента. В эфире канала «Я-UA» научный сотрудник Института физиологии им. А.А. Богомольца НАН Украины Алексей БОЛДЫРЕВ заявил, что в случае отсутствия диалога новой команды Минобразования с учеными, молодые ученые будут снова думать об эмиграции. По его словам, за время деятельности последних министров почти никто не интересовался по-настоящему состоянием науки. «Конечно, министр не обязан быть ученым, но если есть к этому талант, то почему бы и нет. От главы МОН требуется иметь представление того, что происходит с образованием и наукой, а не имитировать эти знания. И нужно реагировать на запросы научной общественности», — добавляет ученый.
Председатель Национального агентства по обеспечению качества высшего образования Сергей КВИТ тоже следит за публичным обсуждением возможных кандидатов на должность министра образования и науки. Ключевой угрозой он считает свертывание университетской автономии и подрыв общей стратегии развития украинского высшего образования. По его мнению, сейчас существует риск отказа от концепции университетской автономии (академической, финансовой и организационной) и переход в режим «ручного управления» вузами. Опять же, снять все эти подозрения могли бы публичные высказывания тех, кто сейчас претендует на кресло министра. Но их видение пока не выходит за пределы кабинета Зеленского, куда они ходили на собеседования.
«Я понимаю, что такого одиозного «отката» с назначением предложенных кандидатов в министры не будет, ведь общество этого просто не позволит, но пословица «Сколько волка не корми, а он все в лес смотрит», на мой взгляд, приобретает определенную актуальность. Новая украинская школа только становится на ноги. Существует угроза если не сужения реформ, то по крайней мере их торможения или отсрочки. Сфера образования достаточно чувствительная и продолжительная во времени. Поэтому резких колебаний в ту или иную сторону нельзя делать. На моей памяти ни одна реформа не была завершена. Не хотелось, чтобы такая судьба постигла НУШ», — добавляет Сергей Записов.
В завершение ни президент, ни кандидаты на должность министра ни словом не обмолвились, что будут делать с коррупцией в образовании. За последнюю неделю обществу стало известно сразу о трех случаях взяточничества: проректора частного киевского университета полиция поймала на взятке в 220 тысяч гривен; полиция приходила с обысками в Национальный университет им. Т. Шевченко — светило гуманитарной науки, куда стремятся попасть тысячи студентов, потому что престижно и якобы еще осталась сильная преподавательская школа; на получении неправомерной выгоды прокуратура поймала генерального директора одного из Управления Минобразования.
Поэтому от нового министра президент должен требовать как минимум хрустальной репутации и как максимум — гарантий, что образовательная система страны не скатится назад.
Инна ЛИХОВИД, «День»