В Киеве есть по крайней мере три больших объекта, за сохранение и корректную реконструкцию которых продолжается борьба между общественными активистами и частными компаниями или представителями государства. Речь идет об Андреевском спуске, Гостином дворе и Почтовой площади. Примечательно, что жаркие дискуссии и протесты относительно дальнейшей судьбы первых двух объектов ведутся достаточно активно, а вопрос о приведении в порядок Почтовой площади почти не вызывает общественного резонанса.
А стоило бы, считает координатор коалиций гражданских инициатив «За доступное общественное пространство» Игорь ТИЩЕНКО. Он говорит, что после запланированной реконструкции подземная часть Почтовой площади будет поглощена торговыми центрами. «Это единственная площадь в городе, которая имеет прямой доступ к реке. Ее архитектурный ансамбль складывался веками, а после реконструкции попасть на площадь можно будет только через переходы, которые станут торговым центром. Это ограничит доступ к площади для многих категорий граждан», — объяснил Тищенко.
С самого начала городская власть обосновывала такую масштабную реконструкцию площади необходимостью увеличить пропускную способность этого участка дороги и создать красивую пешеходную зону. Впрочем, по словам Тищенко, позже в плане появился еще один пункт — создать подземный торговый центр. Активисты гражданской инициативы и велосипедисты в апреле попробовали провести первую акцию протеста, чтобы показать, что кроется за многообещающим планом реконструкции. Однако, по словам самих активистов, акция была не очень удачной, потому что перед этим застройщики провели хорошую информационную кампанию. «Поэтому многие люди не видят проблемы. А как можно на бумаге увидеть проблему доступности, если ты не эксперт-архитектор? Как будто ничего не сносят — все нормально, но потом люди увидят, что на площадь можно попасть только через подземный переход — и вопрос в том, насколько он будет удобным для всех категорий граждан?» — говорит Тищенко.
«Ключи» к городам под грифом «секретно»
Активист добавляет, что это была только первая попытка привлечь внимание к проблеме, но не последняя. Ее можно было бы решить при условии открытого доступа к генеральному плану города, когда любой может посмотреть, какие изменения в общественном пространстве города запланированы на следующие пару лет. (Детальнее о том, как ключевые инфраструктурные объекты Киева испытывают столичную власть на хозяйственность, читайте завтра в материале Виталия Селика «Троянский» мост»)
ОПЫТ АРМЕНИИ: «ОДНАЖДЫ ПРИШЕЛ ПРЕЗИДЕНТ И СКАЗАЛ МЭРУ: «УБЕРИ ЭТИ ЛАРЬКИ — НЕХОРОШО ПОЛУЧАЕТСЯ»
«Мы, общество, хозяева этого города, потому когда узнали о намерениях местной власти перенести торговые ларьки в парк, — вышли на протест. Прежде всего, это была борьба за каждую травинку, за каждое дерево, и только потом мы стояли за национальное имущество», — рассказывает социолог, активистка кампании против застройки парка Маштоца в Ереване Аревик МАРТИРОСЯН.
В январе прошлого года в столице Армении, Ереване, городская власть решила организовать в общественном парке Маштоца торговую зону, перенеся сюда МАФы с центральных улиц города. Это вызвало волну возмущения среди экологов, представителей общественных организаций и местных жителей. Поэтому в ответ на действия власти активисты начали бессрочный сидячий протест. Хотя это была зима, участники дежурили в парке и даже проводили там разные культурные и образовательные мероприятия, активно использовали социальные сети, чтобы рассказать большему количеству людей о том, что происходит в парке. Не обошлось без столкновений с полицией, когда однажды активисты попробовали установить палатки и позже пытались самостоятельно снести ларьки. Знакомый сценарий для украинцев, следивших за событиями вокруг Гостиного двора, не так ли?
«Нам не дали поставить палатки. Но наши мероприятия привлекали внимание все большего количества людей. Очень разные активисты, никогда ранее не стоявшие рядом, тогда объединились ради общей цели», — делится позитивным опытом Аревик. Активистка говорит, что многомесячное противостояние закончилось, когда из-за массированной информационной кампании президент Армении посоветовал мэру столицы снести эти ларьки в парке. «Однажды просто пришел президент и сказал мэру: «Убери эти ларьки, демонтируй то, что настроили — нехорошо получается». Так, после трех месяцев борьбы, парк снова принадлежит общественности», — подытоживает Аревик Мартиросян.
ГРУЗИНСКИЙ ОПЫТ: «НАМНОГО ПРОЩЕ СТОЯТЬ ЗА ЧТО-ТО, ЕСЛИ ТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЗГЛЯДОМ СМОТРИШЬ НА ПРОБЛЕМУ»
В столице Грузии, Тбилиси, как и во многих других городах, кое-кто из тех, кто очутился на улице, решили поселиться в заброшенных зданиях, принадлежащих городу. Когда об этом узнали городские чиновники, то начались столкновения беспризорных с милицией. «Когда я получил сообщение в социальной сети о том, что там происходит, то решил помогать жильцам заброшенных домов. Я познакомился с этими людьми, узнал, что большинство из них никого не имеют... Я симпатизирую этим людям и думаю, что они имеют право на крышу над головой. Определенная часть ответственности за них лежит и на мне», — говорит социолог, активист из Грузии Михаил СВАНИДЗЕ.
Имеют ли право бездомные жить в коммунальных зданиях, которые стоят пустыми? Этот вопрос в Грузии и до сих пор остается открытым. Он объединил студенческие группы и общественные организации, которые ищут на него ответ вместе с представителями государства. Если в прошлом году, когда этот вопрос затронули впервые, в поддержку беспризорных выступило около двадцати лиц, то сегодня их— четыреста. Хотя людей не выселили, но активисты говорят, что пока нет какого-то единства и общего виденья, как нужно действовать дальше. Люди молчат, пока что-то не случится, например, кто-то из бездомных квартирантов умирает— и тогда вопрос обсуждают снова.
«Когда мы говорим о протестах и гражданской активности в целом, здесь главное понимать, что нельзя быть профессиональным активистом. Важно, чтобы человек занимался чем-то еще — так он сможет эффективнее со своей профессиональной стороны поддерживать или протестовать против какой-то инициативы», — уверен Сванидзе.
Активисты говорят, что намного проще стоять за что-то, если ты образованный и профессиональным взглядом смотришь на проблему, предлагаешь, как ее можно решить.