Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пять проблем Киева

На что стоит обратить внимание новому городскому голове Виталию Кличко в первую очередь
23 июля, 2014 - 11:20
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Киев пережил непростую зиму. Это поставило перед городом новые вызовы — как обновить и реконструировать майдан Незалежности, улицы Институтскую и Грушевского, что делать с полностью сгоревшим Домом профсоюзов и тому подобное. В то же время существуют проблемы, которые переходят нерешенными от одного столичного главы к другому, — из разряда вечных. Их может назвать буквально каждый киевлянин, если спросить о проблемах города. «День» выбрал пять проблем Киева, которые необходимо было бы уже решить.

1. Управление. В Киеве существует неопределенность сосуществования государственной исполнительной власти и местного самоуправления. В Конституции этот вопрос прописан противоречиво. Чтобы четко определить границы полномочий этих органов, необходимо внести изменения в законодательство. Также давно продолжаются дискуссии относительно существования общественных советов, но пока решение относительно их полномочий не может быть принято.

«В одной территориальной громаде должен быть один представительский орган, — говорит директор «Института города» Александр Сергиенко, — иначе городской и районные советы могут принимать противоречивые решения. К тому же увеличение депутатского корпуса с 120 до 720 лиц не будет воспринято общественностью Киева, поэтому является неприемлемым».

Сопредседатель Совета по урбанистике Киева Григорий Мельничук утверждает, что Киев долгое время страдал от отсутствия хозяина. Поэтому часто на уровне центральной власти принимались нецелесообразные для города решения: «Центральная власть активно вмешивалась в политику города и развитие инфраструктуры. Хороший пример — строительство Дарницкого моста, который был запущен, но до сих пор непонятно, зачем он был нужен. Сегодня мы имеем этот мост, к которому не достроены все подъезды, а с другой стороны, Подольский мост, который строится уже больше 10 лет, не финансируется, но мог бы решить проблему транспорта с Троещины».

2. Незаконная застройка. Ее не сможет решить даже новый генеральный план, поскольку ни один из планов Киева не выполняется, говорит экс-заместитель главного архитектора Киева Виктор Глеба: «По словам власти, одной из проблем являются генеральные планы. Но на самом деле, проблема не в их содержании, а в том, что они не выполняются. Главные отличия между генеральными планами до 2020-го и до 2025 года в том, что, согласно первому, Киев хотели расширить, а согласно второму, хотят сконцентрировать инфраструктуру в современных границах города. Хотя на первом генплане имеется большее количество зон отдыха, а на втором их количество уменьшено, это уже не столь важно, потому что зеленые зоны в Киеве давно застроены и существующее строительство не соответствует ни плану 2020-го, ни 2025-го. Также интересно, что пределы города Киева определяются по-разному, тремя разными структурами: властью города, властью области и земельщиками. Все три варианта законны, а разница между ними 5,5 тыс. гектаров».

Григорий Мельничук говорит, что с незаконной застройкой стоит бороться, но полностью остановить ее невозможно с экономической точки зрения. «Это и рабочие места, и производство. Но с другой стороны, у нас есть колоссальный ресурс старых кварталов, который абсолютно не используется. При нынешней законодательной базе их невозможно перестроить, реконструировать или снести, потому что для этого необходимо согласие всех жителей. Плотность застройки этих кварталов низкая. Мы могли бы разместить там больше квартир, или сделать эти кварталы комфортнее за счет благоустройства дворов», — говорит он.

3. Транспорт. По словам Александра Сергиенко, строительство новых транспортных магистралей лишь усугубляет существующие проблемы.

«Новые застройки только увеличивают транспортные проблемы. Открыли Гаванский мост, и здесь же образовался новый затор. В мире мы видим противоположные примеры. Один из мэров Парижа предложил сделать набережную свободной от автомобилей. На первом этапе на выходные не пускали автомобили, потом пускали через день, а затем дошли до того, что набережную превратили в зону отдыха и ничего страшного не произошло. У нас в Киеве сколько месяцев Крещатик перекрыт? И все как-то ездят!»

Григорий Мельничук выделяет также отсутствие эффективной транспортной развязки в центре города. «Общественный транспорт за прошлые десять лет существенно деградировал. В частности, его не осталось в центре. Чтобы добраться от одного объекта к другому, нужно либо идти пешком, либо спускаться в метро, чтобы проехать одну остановку. Это занимает много времени», — говорит Мельничук.

4. МАФы. Среди основных проблем городской среды эксперты выделяют значительное количество МАФов. По словам младшего научного сотрудника Института социологии НАН Украины Виталины Буткалюк, причина увеличения их количества кроется в безработице.

«Политика деиндустриализации привела к изменению структуры занятости во всей стране, в частности в городе Киеве. Почему у нас так много МАФов? Людям, которых уволили с заводов, просто негде было работать, и они либо начали такой бизнес, либо пошли туда рабочими. Через 10—15 лет мы столкнемся с тем, что эти люди останутся без пенсионного обеспечения и, соответственно, без каких-либо средств к существованию», — говорит Буткалюк.

Григорий Мельничук уверен, что проблему МАФов можно решить. «Если посмотреть на структуру доходов в бюджет, которую приносит этот сегмент, — это меньше 1%. Но в вопросе МАФов определены позитивные сдвиги. Насколько мне известно, разработан порядок максимального упрощения перевода первых этажей из жилищного фонда в нежилой. В настоящий момент имеется около 700 заявок. Если удастся это реализовать — проблема решится. Будут свободные места для предпринимательской деятельности, оборудованные минимальными удобствами».

5. Инфраструктура. «На мой взгляд, инфраструктурный дисбаланс — это главная проблема города, — говорит Виталина Буткалюк. — В Киеве полностью изношена транспортная и коммунальная сферы. Нас может постигнуть техногенная катастрофа. В начале 90-х ЮНЕСКО называло Киев одной из лучших для жизни людей столиц. Теперь, по версии The Economist, Киев — один из самых грязных городов Европы».

Эксперты надеются, что новая власть попробует решить эти проблемы хотя бы частично.

Елена БЕРЕЖНЮК
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ