В квартире, которую снимаю, в наследство от предыдущих жильцов досталась коробка с использованными лампочками накаливания. Места, где принимают такие вещи, рядом нет, так пока она лежит в комоде. Возможно, скоро мне будет проще отдать лампочки на утилизацию, потому что киевская власть недавно приобрела 140 контейнеров для сбора опасных отходов. Также в городе планируют увеличить количество баков для раздельного сбора мусора.
Вообще столичные руководители заявляют, что хотят приучать людей к осмысленному обращению с отходами. Выглядит логично, потому что 1 января этого года в Украине вступили в силу несколько новых норм Закона «Об отходах». Так, запрещено захоронение неперерабатываемых бытовых отходов. А опасные, ремонтные или большие по размеру отходы в составе бытовых нужно собирать отдельно от других видов мусора. Иначе штраф, для населения — до 1360 гривен, для юридических лиц — до 1700. Хотя нововведение планировалось с 2012 года, на бытовом уровне изменения заметны мало. Как их подтолкнуть, мы расспросили у председателя общественной организации «Украина без мусора» Евгению АратовскУЮ. Начали разговор с обсуждения информации о новых контейнерах в Киеве.
«ЗАЧАСТУЮ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОНТЕЙНЕРЫ ПОПАДАЕТ ХЛАМ»
— Установление контейнеров никак не помогает убрать проблему, — констатирует Евгения. — Сначала нужно научить людей ими пользоваться. Этой составляющей почти никто не занимается, не разработаны государственные программы по поводу этого. Такую проблему можно увидеть почти в каждом городе, где установили специальные контейнеры, но просветительскую программу не провели. Люди, во-первых, не поняли, зачем ими пользоваться, а во-вторых, складывали отсортированные отходы неправильно. В конце концов, этот проект провалился. Люди видели, как приезжала машина, забирала все подряд и везла на свалку.
Поэтому сначала нужна просветительская программа по всем учебным заведениям: в вузах, школах, детсадах. Это и социальная реклама, например, ролики, которые нужно показывать по телевидению. Нужно говорить, где расположены эти контейнеры, как ими пользоваться, зачем мы это делаем — что мы и экологию спасаем, и экономике помогаем.
Следующий вопрос: как найти желающих обслуживать эти контейнеры? Опыт показывает, что сегодня в Украине немногие хотят устанавливать контейнеры за свой счет и вывозить их бесплатно. Это доказывает, что содержимое контейнеров не является прибыльным. Обычно там уже покопались бомжи, которые забрали ценное вторсырье, или кто-то случайно накидал лишний мусор. Нет никакой ответственности, и часто в специальных контейнерах мы видим хлам.
Предприниматели понимают, что контейнеры, которые они установили на собственные средства, могут быть разрушены. Во-вторых, они могут не получить достаточно вторсырья, потому что, например, бездомные все забрали и осталось 5—10% от общего количества. А за отходами приезжает авто, которое заправляется топливом, там есть водитель и грузчик, они отвозят это на сортировальную линию, где видят, что не собрали то, что ожидали. Бизнес в убытке. Поэтому частные компании обычно не ставят контейнеры, единственное исключение — огражденная территория ОСМД, где живут более сознательные люди. Но это несистемный подход, когда на город есть 20—30 таких ОСМД — это не очень прибыльный бизнес.
Поэтому, возможно, никакой бизнес не захочет брать на себя такую ответственность и обслуживать контейнеры для раздельного сбора мусора. Тогда, возможно, это начнут делать коммунальные службы, будут закладывать это в обычный тариф за вывоз мусора, будут вывозить его на своих мощностях, будут сортировать. Но почему-то у коммунальных предприятий нет таких намерений.
Есть небольшие ОТГ, села, где это обустраивают, но и там предприниматели жалуются, что это не очень прибыльно. Зачастую в мусор попадают труппы животных, опасные отходы, шприцы. И люди, которые сортируют мусор вручную, тоже могут отказаться это делать.
— Какие небольшие населенные пункты показывают успешный пример обращения с отходами?
— Недавно в поселке городского типа Козин Киевской области, где знали, что заработают новые нормы Закона «Об отходах», и где сознательно не хотят нарушать законодательство, установили 40 контейнеров для сортировки отходов, деньги на которые взяли из бюджета. Также там устроили просветительскую программу, мы помогали это делать — проводились лекции для детей и учителей, для депутатов и руководящего аппарата. Сейчас там выставили на ProZorro тендер с двумя предложениями — на вывоз отсортированных отходов и обычного мусора на захоронение.
«В ЗАКОНЕ НЕ ПРОПИСАН МЕХАНИЗМ НАКАЗАНИЯ»
— Обязательства по поводу утилизации мусора, которые действуют с 1 января, сейчас являются формальностью?
— Это очень правильная вещь. У нас есть старый Закон «Об отходах» 1998 года, куда вовремя вставили пункты, чтобы предотвращать образование мусора. Также мы должны были выполнить обязательства в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС.
Эти пункты появились в 2012 году. То есть у органов местного самоуправления было шесть лет на подготовку, чтобы заложить это или в тарифы, или в инвестиционную составляющую, чтобы постепенно увеличивать количество контейнеров, проводить просветительскую работу с населением. А тут все возбуждены, что не могут это выполнить. Это говорит об отсутствии диалога с органами исполнительной власти. Чтобы Минприроды, Минрегионстрой, Минэкономики объяснили, за счет чего мы должны это внедрить.
— Как, на ваш взгляд, новая норма повлияет на обращение с отходами?
— Во-первых, сейчас нельзя найти виновного. В законе не прописан механизм, как человек, компания или полигон могут быть наказаны за его нарушение. Юристы не могут найти этот алгоритм, то, как просчитать уровень перерабатываемости отходов. Об этом известно администрациям городов, потому они чувствуют себя достаточно свободно.
Мне хочется, чтобы чиновники, которые отвечают за утилизацию отходов, имели такой механизм. Ведь сейчас они говорят: «А мы ничего не смогли сделать».
Законодательство должно стимулировать загрязнителей сокращать количество мусора. Обычно это происходит за счет экономических факторов. Когда вывоз мусора стоит дорого, человек будет заботиться о том, чтобы сократить его количество. И когда человек классно сортирует, он может экономить, потому что за вывоз будут платить объединения компаний, организации с расширенной ответственностью. Так, за рубежом производители определенных упаковок, скажем, пластиковых, объединяются и финансируют свою организацию, которая является неприбыльной, устанавливают инфраструктуру и возмещают расходы на обслуживание соответствующих контейнеров. А у нас — покупай что угодно, продуцируй мусор, и ничего тебе за это не будет.
«МОЛОДЕЖЬ ПОНИМАЕТ ВАЖНОСТЬ ТЕМЫ»
— Если в доме живут сознательные люди, которые хотят начать раздельный сбор мусора, с чего им начать?
— Они могут, например, поставить в своих подъездах контейнеры для бумаги и батареек. Это довольно просто. Потом нужно договориться, кто будет забирать содержимое этих контейнеров. Обычно людям не очень важно получать за это дополнительные средства, но если и так — собранная бумага и будет возмещением для того, кто этим занимался. Можно договориться с дворником или просто с тем, кого это заинтересует, чтобы человек отвозил это в пункт сбора вторсырья.
Другое — сложнее, потому что упаковка бывает грязной, существует много ее видов, и ОСМД иногда не может позволить себе этого. В Киеве есть отдельные случаи, когда ищут предпринимателей, которые ставят на территории, обычно огражденной, контейнеры, содержимое которых забирают бесплатно, иногда еще обучают людей сортировке. А так — есть пункт приема сырья и все.
— Увеличивается ли интерес людей к теме сознательного обращения с отходами?
— Трудно сказать. Мы общаемся, вероятно, с самой сознательной частью общественности, которую это действительно волнует. Может, это 1% или 5% людей, то есть очень мало. Но мне кажется, что молодое поколение понимает важность этой темы. Однако пока не появится просветительская программа, людям будет трудно догадаться, что нужно делать. Этим должны заниматься исполнительные органы: Минприроды, Минобразования. Должна быть общегосударственная программа, как научить людей обращаться с мусором. И это — на пять, десять или 20 лет. Но 20 лет — это ничто для окружающей среды, и лучше начать сейчас, чем постоянно это откладывать.
К ТЕМЕ
Когда «вылететь в трубу» — это классно. На «фейсбук»-странице организации «Україна без сміття» показали, как в развитых странах, в частности в Швеции и Франции, практикуется такой способ доставки отходов на сортировочные и мусороперерабатывающие предприятия, как транспортировка вакуумной трубой. Активисты отмечают, что такое логистическое решение хорошо подходит как для старых районов с плотной застройкой, так и для новых кварталов.