Весомые научные достижения школьников и студентов из единичных случаев, похоже, превращаются в четкую тенденцию. «День» регулярно пишет о достижениях юных ученых и может проследить, насколько активны и заметны они в мире. В этом контексте стоит вспомнить слова недавнего гостя «Дня» — директора Института физиологии им. Богомольца, академика НАНУ, ученого-биофизика — Олега Кришталя о том, что человечество становится умнее, и компьютер в этом процессе играет роль своеобразных «интеллектуальных костылей», на которые можно опереться в развитии собственного интеллекта. Поэтому стоит ожидать, что в будущем достижения в разных сферах жизни среди молодежи лишь увеличатся.
Сейчас в Индонезии, на острове Бали, продолжается двадцатая Международная конференция молодых ученых ICYS, объединившая 32 страны-участницы. Среди других участие в ней принимают шестеро украинских старшеклассников с интересными научными разработками. Десятиклассник Ярослав Шух из Черновцов придумал, как диагностировать рак на ранних стадиях с помощью поляризованного света. «Я исследовал женскую репродуктивную сферу, потому что там пока что легче всего диагностировать. Но, в принципе, так можно любой вид рака обнаружить, только нужно проводить соответствующие исследования, при разных формах рака содержимое разных веществ в крови увеличивается», — рассказал исследователь изданию «Радио Свобода».
Участники от Украины подготовили разные проекты, но все — интересные и практические. Старшеклассница Лидия Захарук из Черновцов будет представлять собственный метод диагностики онкологических заболеваний с помощью лазера, а Владислав Нежура из Запорожья расскажет, как он применяет математическую теорию узлов в генетике. Илья Литкин из Запорожья разработал компьютерную программу для анализа разных поверхностей — от микроскопических клеток до далеких планет, а киевлянин Андрей Андрусишин через изучение ракообразных исследовал уровень загрязнения Черного моря тяжелыми металлами. Еще одна участница от Украины — Ольга Калиниченко — разработала проект по обогреву помещения с помощью энергии, которая высвобождается при доении коров.
А на днях стало известно, что на всемирном финале конкурса изобретений Microsoft Imagine Cup Украину представит 16-летний школьник Андрей Коноваленко с проектом Camtouch. Старшеклассник разработал программное обеспечение, которое способно любую поверхность, например, стену или экран проектора, превратить в сенсорную без дополнительных расходов. Кстати, Андрей — ученик Стахановской многопрофильной гимназии №15 в Луганской области — самый молодой участник конкурса. Парень рассказывает, что его изобретение будет полезным для образовательных заведений, поскольку технология позволяет всего за 200 гривен получить аналог мультимедийной доски, экономя при этом — несколько тысяч долларов США.
Кстати, в прошлом году в финале Imagine Cup победили украинские студенты — команда quadSquad создала перчатку Enable Talk, позволяющую трансформировать жесты в вербальную коммуникацию.
Похоже, что молодежь, получив неограниченный доступ к знаниям, благодаря интернету сейчас формирует новый пласт научных работников. По мнению социального психолога, заведующего лабораторией психологии масс и сообществ Института социальной и политической психологии Национальной академии педагогических наук Украины Вадима ВАСЮТИНСКОГО, такой всплеск умных детей связан с лучшими социальными условиями для развития интеллекта и выявления одаренных детей. «Есть приблизительное распределение: в каждом обществе 82% людей — со средним интеллектом, 9% — с высоким и 9% — с низким», — говорит пан Васютинский. В настоящее время дети имеют лучшие условия, чем их ровесники в 1990-х годах, а следовательно имеют больше путей для интеллектуального развития. «В 1990-х годах мы переживали большой экономический кризис, когда во многих семьях родители не знали, чем кормить детей. Дети массово недоедали. Это, конечно, снижало их активность, в частности и познавательную, которая как раз развивает интеллект. Поэтому, я думаю, те люди, чье детство и школьные годы прошли в тот период, в определенном смысле подверглись тогда негативному влиянию. Например, еще 5—10 лет тому назад преподаватели в вузах жаловались, что студенты стали слабее. Сегодня материальное благосостояние украинцев, безусловно, повысилось». Позитивную роль, по мнению социального психолога, также играет независимое тестирование, которое дает возможность более способным детям поступать на более престижные специальности, — по зову души и на основе собственной заинтересованности. Там они имеют больше возможностей раскрыться.
«В мире преобладает средний интеллект. И то, насколько человек сможет себя проявить, действительно зависит от определенных социальных условий», — подытоживает Вадим Васютинский.
Мария СЕМЕНЧЕНКО, «День»
КОММЕНТАРИИ
ДВА-ТРИ ПРОЦЕНТА ОДАРЕННЫХ ЛЮДЕЙ ДАЮТ СВЫШЕ 90 ПРОЦЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА
Юрий КОВАЛЬЧУК, ученый секретарь Института одаренного ребенка НАПН Украины:
— Государственная система выявления, развития, поддержки одаренных детей находится в процессе становления. А вообще одаренными детьми занимаются очень многие люди в Украине: школы, детские садики, общественные организации. Централизованной статистики относительно одаренных детей в Украине не существует. Одаренность во многих случаях — это латентная вещь, которая прячется до определенного времени, спрогнозировать это очень сложно. Также есть много общественных организаций, имеющих свои данные. Наш институт тоже делает попытки на своем уровне — у нас началось развитие сети региональных центров, одним из элементов работы которых является выявление одаренных детей.
В отношении к талантливым детям, думаю, необходимо ориентироваться на мировой опыт — стран, которые уделяют этому вопросу существенное внимание на наивысшем государственном уровне. К таким принадлежат Китай, Япония, США. Кстати, США собирают наиболее одаренных детей со всего мира (в том числе и из Украины), принимают их в свои университеты, обеспечивают работой в соответствующих лабораториях и т.д. В Японии подсчитали эффект деятельности одаренных детей и выяснили, что 2-3% талантливых дают свыше 90% экономического эффекта. Поэтому, условно говоря, относительно этого началось соревнование между странами. В частности, это проявляется в попытке начать влияние на детей как можно раньше. В Китае в настоящий момент централизовано (с финансовым, организационным обеспечением) прорабатывается технология влияния на ребенка с двух-трех лет.
В Европе этому вопросу тоже уделяется серьезное внимание. Если иметь в виду глобальные процессы, это напрямую связано с выживанием человечества, ведь все новейшие технологии создают эти одаренные люди. На уровне национальных интересов — конкурентоспособность страны определяется количеством ее одаренных граждан. Соответственно, если говорить о выявлении, поддержке одаренных и тому подобное — это государственная деятельность.
У нас, слава Богу, на это обращается внимание на государственном уровне, но, конечно, нужно сделать намного больше. Например, уже на протяжении многих лет «висит» вопрос о принятии закона об одаренных детях, хотя предложения подавались и от Малой академии наук, и от нашего института. При РНБО есть специальная комиссия, которая рассматривала в свое время этот вопрос. Одна из проблем — «отток мозгов»: тех людей, которые у нас занимают призовые места, мгновенно забирают США. Институт на своем уровне пытается эти проблемы решать: мы создаем специальную информационную сеть для одаренных детей. Замысел таков: благодаря сети ребенок может выйти на дополнительные знания, проблемные ситуации, то есть она может работать в интернете, выходить даже на ведущих научных работников в соответствующей отрасли. Таким образом могут проводиться занятия, консультации, исследования и т.д.
Кроме того, Институт создал (и в прошлом году даже получил за это государственную премию) портал «Остров знаний» (ostriv.in.ua), который тоже рассчитан на одаренных детей. Пытаемся создать такую же общеукраинскую сеть. В прошлом году мы открыли курсы повышения квалификации для педагогов с целью повышения их профессионального уровня в работе с одаренными детьми. Пытаемся распространять информацию, методики выявления одаренных детей, подходы к обучению. Последнее — очень сложная проблема. Ведь есть устоявшаяся система, которая не полностью отвечает задачам развития и поддержки одаренного ребенка. В ряде случаев она просто противоречит этому, ведь рассчитана на стереотипы и шаблоны, а одаренные дети нуждаются в личностном подходе. В начале 2000-х стало очень модным употреблять словосочетание «личностно-ориентированный подход». Он, по сути, не реализован, но является действительно наиболее необходимым в работе с одаренными детьми. Если нет реального личностного подхода, то вопрос о развитии и поддержке одаренности вообще не стоит.
Ольга ХАРЧЕНКО, «День»
НУЖЕН БАЛАНС МЕЖДУ ДЕТСТВОМ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ РЕБЕНКА
Анна Парходько, психолог, кандидат психологических наук, член Украинского союза психотерапевтов:
— Талант — это прекрасный дар для человечества. Вспомните музыку Моцарта, открытие Ломоносова и тому подобное. Возможно, этот мальчик сделает не одно открытие в будущей науке. Для того чтобы талантливый ребенок чувствовал себя хорошо, родителям необходимо заниматься не только его интеллектуальным, но и эмоциональным развитием. Важно, чтобы взрослые понимали, что интеллект ребенка может быть выше среднего уровня, а вот его эмоционально-психологическое развитие будет таким, как и у других сверстников. Талантливый ребенок, как и обычный, будет хотеть играть в футбол, смотреть мультики, играть с друзьями в компьютерные игры. Важен баланс между детством и интеллектуальным развитием ребенка. Если этот баланс не поддержать, то ребенок будет чувствовать себя несчастным. Маме талантливого ребенка важно спрашивать у мальчика, хочет ли он встречаться с журналистами или идти на дополнительные занятия, или ему лучше отдохнуть и поиграть. Иначе популярность только травмирует ребенка. Важно, чтобы у мальчика были друзья, которым он мог бы рассказывать о своих тайнах, о том, что, возможно, не может рассказать родителям. Талант — это дар, потому и родители, и учителя, и другие взрослые должны с уважением относиться к такому подарку, не преследовать ребенка и не относиться к нему как к «белой вороне».
Виктория КОБЫЛЯЦКАЯ, Черкассы