Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украина – в тренде постиндустриального мира

Общественность объявила инициативу брендировать страну как «страну мастеров»
27 мая, 2016 - 12:26
КИЕВЛЯНКА ПРЕДСТАВИЛА СВОЙ ПРОЕКТ ПРОИЗВОДСТВА «МАКРОПЛЕДОВ». НЕОБЫКНОВЕННЫЙ СТАРТАП ФИНАНСИРУЕТ САЙТ KICKSTARTER, ГДЕ ЗА КОРОТКИЙ ПРОМЕЖУТОК ВРЕМЕНИ ОН СОБРАЛ БОЛЕЕ 170 000 ДОЛЛАРОВ / ФОТО С САЙТА ZNAKCHASU

Фраза главного редактора «Дня» Ларисы Ившиной: «Мы настолько отстали, что можем быть впереди» во многом — пророческая. Оказывается, то, чем украинцы наиболее богаты — креативные люди, умеющие создавать своими руками уникальные вещи, — это тренд третьего тысячелетия, ключевая отрасль экономики постиндустриального общества... Не металл и даже не наше зерно могут вытащить страну из экономичекского кризиса, а... хендмейд. Для этого нужно немногое — сохранить людей от войны и эмиграции и обеспечить им комфортное законодательное поле для творчества...

В мире все больше предпочтения отдают уникальным товарам, сделанным вручную. Даже вместо дизайнерских, но серийных вещей, намного чаще покупают то, что выполнено в единственном экземпляре, пускай даже не такого именитого «автора».

При этом потребитель традиционно обращает внимание на качество товара. Как утверждает эксперт по мировому рынку хендмейда Елена Вечканова, только в Украине широко распространен миф, что «сделанное своими руками» может быть «косое», «кривое», потому что оно — «хендмейд». «Это — не так, — говорит эксперт. — Наоборот, все самые дорогие и самые качественные вещи в мире — это созданные вручную».

МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Украинцы заблуждаются еще и в том, что считают «хендмейд» продуктом только «народных мастеров»: вышиванка, глина, венки... Мир давно ушел от этих этнических стереотипов.

Культурные и креативные индустрии, к которым относится хендмейд, сегодня занимают 7% от мирового внутреннего валового продукта с ростом в 10% ежегодно. Эта сфера развивается быстрее, чем производство и рынок услуг. Она предоставляет рабочие места для 8,3 миллиона граждан ЕС.

«Современное мировое общество — это уже не общество знаний. Это общество творчества. Покупая вещь, люди все меньше ориентируются на количество предметов. Чаще покупают эмоцию, а поэтому предлагаемая вещь должна быть уникальной. Индустриализация, при которой штампуют тысячу одинаковых изделий в час, удовлетворить этот запрос уже не может», — рассказывает культуролог, кандидат философских наук Лариса Осадчая.

ХЕНДМЕЙД И БИЗНЕС

Интересно, что эксперты называют хендмейд еще и эффективной экономической моделью самозанятости, наиболее понятной и приемлемой в условиях кризисной экономики.

В последнее время в Украине появилась мода на хендмейд, и многие украинцы начали рассматривать свое хобби как инструмент подработки.

Елена Вечканова несколько лет назад создала проект Three-snails.com. Он помогает создателям хендмейда из Украины продвигать свои изделия на зарубежных рынках. На сайт могут обращаться мастера и предлагать цену, за которую готовы отдать товар. Все услуги по рекламе, логистике и доставке товара в любую страну мира ресурс берет на себя, а мастер за это ничего не платит. Менеджеры проекта также дают советы, над чем стоит поработать, чтобы сделать товар еще лучше.

«Честно говоря, покупать украинские товары иностранцы все еще боятся. Срабатывает стереортип «у вас война и коррупция». Я же мечтаю о том, чтобы об Украине знали прежде всего как о стране мастеров. Для этого нам не надо выдумывать ничего нового, ведь у нас уже есть огромное количество профессионалов», — рассказывает Елена Вечканова.

По словам эксперта, многие наши мастера сейчас находятся в растерянности: они не знают, как работать с клиентами. Но если всем вместе «поднажать», то рынок изделий ручной работы может стать сильным антикризисным средством и альтернативой сырьевому рынку.

Больше всего изделий ручной работы покупают в США и Канаде. Многие украинцы успешно реализуют свои товары только на этих рынках. Но, начиная продавать товар на другом континенте, надо знать некоторые нюансы. Например, в Канаду запрещен ввоз любого дерева: закарпатскую шкатулку ручной работы в Торонто уже не продать, ее сожгут прямо на границе. А чтобы выйти в топ списка мастеров на Etsy, нужно иметь уникальное предложение, публиковать действительно красивые фотографии изделий и вести с покупателями диалог на английском языке.

По словам Елены Вечкановой, рынок хендмейда в мире — быстрорастущий и очень плотный. Чтобы быть замеченным среди всего обилия предложений, аналогичных вашему, надо предлагать очень узнаваемый товар.

НЮАНСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В перечне существующих ныне украинских КВЭДов (классификаторов видов экономической деятельности) нет таких, которые описывали бы вид деятельности по созданию и продаже хендмейда.

Введение нового вида классификации экономической деятельности, как оказалось, имеет для мастеров первоочередное значение. Это дало бы им возможность работать в легальном поле: создатели товара смогли бы заявить о себе официально. Это не льготы, но существенный старт к прозрачным отношениям предпринимателя и государства.

КНИЖНЫЕ «НОЖКИ» ОТ ЛЕНЫ МИСНИК СТАЛИ ХИТОМ В ИНТЕРНЕТЕ / ФОТО С САЙТА BIBO.KZ

 

«Подобного вида деятельности в нормах просто не прописано. На встречах с министром культуры Евгением Нищуком мы несколько раз поднимали этот вопрос. Он, по крайней мере, взял на себя обязательство реструктуризировать министерство и наконец-то впервые в истории независимой Украины создать при нем департамент, отвечающий за креативные индустрии. И вот первоочередной его задачей будет как раз введение таких КВЭДов», — говорит доктор философских наук, главный эксперт группы «Культура» Реанимационного пакета реформ Наталия Кривда.

Чтобы любой украинский производитель мог продавать товары ручной работы за рубежом, нужно также смягчение законов и таможенного регулирования.

В январе этого года была создана инициативная группа, которая ведет с властью диалог по упрощению процессов экспорта товаров и услуг из Украины. Сейчас все договора о продаже нужно отдельно оформлять, распечатывать и показывать на таможне. Вместо этого инициативная группа добивается, в частности, того, чтобы признать договор оферты, вывешенный при заказе товара на сайте, действующим и при пересечении границы.

Сейчас в Верховной Раде на стадии рассмотрения находятся поправки в законы про экспорт товаров, и в случае, если позитивное решение будет принято, ситуация для украинских создателей хендмейда значительно улучшится. Предприниматели не будут тратить уйму времени на утрясание юридических проблем, а вместо этого смогут полностью уйти в профессиональную деятельность и создавать еще более качественный товар.

УСПЕХ УКРАИНСКИХ МАСТЕРОВ

Но все же, несмотря на то, что как государство Украина все еще опаздывает от тенденций «постиндустриального мира», на уровне личностных достижений у нас есть примеры, когда именно мы задаем тренд.

Случай с украинским брендом Ohhio можно назвать уникальным: это первый украинский хендмейд. Марка выступила на всемирной краунфандинговий платформе Kickstarter, поставив целью собрать деньги на развитие бизнеса. Вместо желаемых $20000, на счету бренда уже $173000, но деньги продолжают поступать!

Бренд Ohhio создан менее года назад, но им уже интересуются по всему миру. Ohhio производят модные на сегодняшний день вещи большим плетением, теплые и уютные, которые незаменимы в холодное время года.

А авторские закладки от украинки Лены Мисник, без преувеличения покорили мир. Ее «фирменный стиль» копируют уже компании США и Британии. Оригинальность и необычность их в том, что на конце закладки прикреплены ноги с разными элементами. Когда закрываешь книгу, то создается ощущение, что этот «герой» окунулся с головой в произведение и манит за собой в эту историю. Это не только удобный, но и красивый элемент для книги.

Алла ДУБРОВЫК-РОХОВА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ