Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Животные, которые помогают нам быть Людьми

16 августа — Международный день бездомных животных. Мы узнали, как им живется в частном приюте, и когда в Украине сформируется культура «усыновления» таких собак и котов
15 августа, 2013 - 17:44
Фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»

Сразу при въезде в село Федоровка, что в Вышгородском районе Киевской области — высокий забор, сбитый из свежих досок. За забором — когда-то полуразрушенная ферма, а в настоящее время своеобразная стройплощадка — здесь мастера активно возводят вольеры. Это и есть новая локация приюта «Сириус» — частного заведения, которое существует уже 14 лет и является домом для свыше 1,5 тысячи животных с непростыми судьбами — собак и котов. По причине окончания арендного договора приют, который до недавнего времени был в селе Толокунь тоже Вышгородского района, был вынужден искать новое место. И нашел. Впереди самое тяжелое — переезд.

Пока еще в новых вольерах живут почти 200 собак и столько же котов. Забор еще не достроен, а ворота на территорию не закрываются и не охраняются. Мы заходим вовнутрь. Половина территории — пустырь, на котором позднее должны появиться изолятор, помещение для карантина и другие необходимые здания. Другая часть частично занята новыми вольерами, прикрытыми от солнца простынями и покрывалами, из-за которых выглядывают интересные обитатели. Сначала на нас никто не обращает особого внимания, и вдруг собаки в вольерах начинают лаять, визжать, скулить, подвывать, бегать, прыгать, хвататься за сетку и просовывать в дыры морды. В воздухе висит плотная пыль, сбитая собачьими лапами, и разноголосый гам. В первое мгновение становится страшно, а если двери какого-то вольера не закрыты или закрыты неплотно. Порвут? Но вдруг замечаешь, что почти все псы и щенки размахивают хвостами и хвостиками, заглядывают просто в глаза, просовывают лапы и морды и, если подставить ладонь, активно ее лижут. Через несколько минут гам внезапно прерывается, и из каждого вольера по несколько пар глаз заинтересованно наблюдают за тобой и тем, что ты делаешь. Гостей здесь любят, потому что гости — это внимание. Как впоследствии заметит директор приюта Александра Мезинова, если зайти в вольер, то собаки будут у посетителя буквально на голове — это проявление радости, что на них обратили внимание.

«НАШИ СОБАКИ — ОЧЕНЬ СОЦИАЛИЗИРОВАНЫ. ЭТО ВСЕ БЛАГОДАРЯ ВОЛОНТЕРАМ, КОТОРЫЕ ОБЩАЮТСЯ С НИМИ, ЗАХОДЯТ К НИМ В ВОЛЬЕРЫ, ПРИУЧАЮТ К ПОВОДКУ...», — РАССКАЗЫВАЕТ ДИРЕКТРИСА ПРИЮТА. НАС ОБИТАТЕЛИ ТАКЖЕ ВСТРЕТИЛИ БОЛЕЕ ЧЕМ РАДУШНО

Но пока директора нет (повезла к врачу больного щенка), нас встречает Валентина Филипповна Мосол, жительница Федоровки. В приют женщина работает уже год, «потому что любит животных». У самой дома живет четыре собаки и восемь котов, четырех из которых ей подбросили. Валентина Филипповна — специалист широкого профиля: варит еду животным, кормит их, убирает, работает с волонтерами. Ее рабочий день начинается в семь утра, когда начинает разносить животным еду. «Я все делаю — и кормлю, и убираю. Начинала здесь с семи собак, а уже — 300. Щенкам варим рис с курицей, куриный бульон, взрослым — пшеничную кашу с фаршем из говядины. Каждый день варю 80 кг пшеничной крупы и 30 кг — фарша. Кормим два раза. Убирать помогают волонтеры», — улыбается Валентина Филипповна. Рассказывает, что сразу видит, когда животное чувствует себя как-то не так, что всегда с ними общается и не боится заходить даже к тем, к которым другие боятся, — доберману, ротвейлеру, алабаю. «А эти, — улыбается и показывает рукой на вольеры, где проживает пять собак одинаковой внешности, — бандиты, хулиганы. С ними нужно быть осторожными».

ПЯТЬ МИНУТ ОБЩЕНИЯ ДИРЕКТРИСЫ ПРИЮТА АЛЕКСАНДРЫ МЕЗИНОВОЙ С ПОЛУТОРАМЕСЯЧНОЙ КНОПОЧКОЙ — И ПЕЧАЛЬНЫЙ ЩЕНОК ОЖИВАЕТ ПРЯМО НА ГЛАЗАХ. ГОСПОЖА АЛЕКСАНДРА ЕЩЕ НЕМНОГО ИГРАЕТ С СОБАЧКОЙ И ОБЕЩАЕТ ЕЙ ВЕРНУТЬСЯ УЖЕ С ЧЕМ-ТО ВКУСНЕНЬКИМ. КСТАТИ, КНОПОЧКА ЖДЕТ СВОЮ СЕМЬЮ

В кошачьем вольере нас встречают спокойнее. Почти все обитатели продолжают заниматься своими делами — спать или есть. Лишь несколько котов подходят ближе и начинают тереться о ноги. С черным котеночком играется 17-летняя работница приюта Татьяна. Еще одна работница — 18-летняя, тоже Татьяна, показывает нам несколькодневных, еще слепых, котят. По словам работников приюта, котов чаще забирают домой, чем собак.

«ЕСТЬ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ПЕРЕБРАСЫВАЮТ НАМ ЖИВОТНЫХ ЧЕРЕЗ ЗАБОР — ТРЕХМЕТРОВЫЙ...»

Ежик, Фиона, Франц, Нутелла, Зевс, Барбара, Бонита, Мими, Джаз. В приюте все-все животные имеют имена. На сайте заведения можно познакомиться с ними поближе — узнать о жизненной истории каждого, о характере. Увидеть тех, кто уже нашел себе семью. Каждый из обитателей приюта пережил немало горя и боли. «Многие люди сдают своих животных. Есть люди, в которых возникает аллергия, но это минимальный процент. Многие обманывают, что у них аллергия. Есть люди, которые подбрасывают нам котят и щенков в мешках и коробках. Оставляют под воротами, абсолютно не думая о том, что, возможно, мы сегодня не выйдем именно через эти ворота. И животные там задыхаются. Котят подбросили в мешке. Была холодная ночь, дождь, гроза. Есть несознательные люди, которые перебрасывают животных через забор — трехметровый. Собаки ломают ноги и позвоночники. Коты летят через забор...», — говорит директор приюта Александра Викторовна. Рассказывает, насколько больно смотреть на тех животных, которых привозят после охоты догхантеров — с пулями в теле или отравленных. По словам пани Александры, много волонтеров уже потеряли веру в человечество.

17-ЛЕТНЯЯ РАБОТНИЦА ПРИЮТА ТАТЬЯНА ИГРАЕТ С КОТОМ. ХОТЯ ЖИТЕЛИ КОШАЧЬЕГО ВОЛЬЕРА НЕ СТОЛЬ АКТИВНО ВЫРАЖАЮТ ПОТРЕБНОСТЬ ВО ВНИМАНИИ И ЛЮБВИ, КАК ЭТО ДЕЛАЮТ СОБАКИ, ЭТО ВОВСЕ НЕ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ОНИ ЕЕ НЕ ИСПЫТЫВАЮТ

«Я вижу, каких животных нам привозят — с ужасным садистскими травмами. Конечно, трудно после этого любить человечество. Но рядом помогает врач, приходят волонтеры, спонсоры оплачивают операции... Да, у меня часто бывает депрессивное состояние, особенно, когда погибают животные. Они умирают и смотрят на тебя большим глазами. Это очень тяжело. Употребляю успокоительное. Но не заниматься этим я не могу и веру в людей не теряю», — рассказывает пани Александра.

Идя мимо вольеров, можно заметить, что многие из животных хромают, кое-кто пугается и шарахается в сторону. Грустная большая овчарка сидит около забора и скулит. Ее привезли буквально несколько дней назад — хозяин умер, а хозяйке стало трудно присматривать за животным. Теперь волонтеры будут искать для нее новую семью, ведь животное неописуемо горюет. В соседнем вольере, лежа в тени и как-то совсем незлобно хрипло лает собака. «Это Нонна — наш долгожитель. Она в приюте с первого дня основания, ей уже 14 лет. Если двух-трех животных в неделю забирают из приюта — то это уже очень хорошо. А привозят по 9—11 животных в неделю», — рассказывает Александра Викторовна.

ВАЛЕНТИНА ФИЛИППОВНА МАСЛАК, КОРМЯЩАЯ ОБИТАТЕЛЕЙ ПРИЮТА И УБИРАЮЩАЯ В ИХ «КОМНАТАХ», РАССКАЗЫВАЕТ, ЧТО ЛЮБИТ И ЖАЛЕЕТ АБСОЛЮТНО ВСЕХ СОБАК И КОШЕК. «ЛЮДИ СЕБЯ НЕ ЛЮБЯТ И ЖИВОТНЫХ НЕ ЛЮБЯТ», — ГОВОРИТ ОНА, ВСПОМИНАЯ ВСЕ ТЕ СЛУЧАИ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ЖИВОТНЫМИ, СВИДЕТЕЛЕМ КОТОРЫХ ПРИХОДИЛОСЬ БЫТЬ

По ее словам, чаще всего за животными приезжают представители среднего класса, очень редко — люди высокого достатка. Говорит, что в Украине пока не сформировалась культура брать животных из приюта, зато культивируется мода на животных, когда собака, как и машина или одежда, должна быть дорогой и статусной. «Средний класс приезжает за разными животными — и породистыми, и беспородными. С ними как-то проще. Многие приезжают и говорят: мы имеем возможность купить животное, но мы хотим кому-то помочь из приюта. Приятно, что таких людей становится все больше и больше. Это уже укрепляется в сознании, хотя все еще многие люди убивают и издеваются над животными...», — рассказывает директор.

ТЕ, КТО НАШЕЛ СЕМЬЮ

Каждая счастливая история в приюте — неповторимая. Часто это любовь с первого взгляда. Александра Викторовна рассказывает о молодой паре преподавателей, которые забрали из приюта... парализованную собаку. Через год собака уже самостоятельно ходила. Тогда пара вернулась в приют и взяла себе еще одну собачку — слепую. Это те животные, рассказывают работники приюта, у которых шансы найти семью равнялись нулю. «Молодежная лига проводит «Кубок Барбоса» — выставку беспородных собак. Очень приятно, когда встречаешь там наших воспитанников, которых очень трудно узнать. Сразу видно, что животное живет в любви. Очень приятно видеть этих ухоженных, любимых животных, у которых сияют глаза», — рассказывает госпожа Мезинова. По ее словам, со всеми семьями, которые взяли к себе животное, приют пытается поддерживать связь и по возможности помогать. Семья, в свою очередь, посылает фотографию любимца, рассказывает время от времени, как ему живется. «Это все равно наши животные, которых мы любим и о которых беспокоимся, даже когда они уже нашли семью», — объясняет директор.

О НЕРАВНОДУШНЫХ

Александра Мезинова очень любит животных. Это чувствуется по тому, как она разговаривает с животными, как каждого знает по имени. Дома у нее также есть любимцы — подобранные на улице или из приюта. Директор приюта работает безвозмездно, как и волонтеры. Весь приют держится за счет спонсорских денег. «Одно животное обходится в среднем в 200 гривен в месяц. Коты дороже, потому что их мы кормим хорошим кормом — они у нас преимущественно с какими-то проблемами. На котов идет 13 тысяч в месяц только на питание. А на собак — около 20 тысяч. А еще есть транспортные расходы... Если все посчитать, то приют в месяц тратит на обслуживание животных около 60—70 тысяч гривен. Это все пожертвования», — рассказывает пани Александра. Среди благотворителей встречаются удивительные люди. Есть женщина, у которой было две квартиры, одну из них продала, а деньги перечислила приюту. Еще один человек получил на работе огромную премию, и до копейки передал сюда. Мезинова рассказывает, как работники больших иностранных компаний в Украине приезжают всем офисом в приют в выходные дни — убирают здесь, кормят животных, красят забор и тому подобное. Как иностранные волонтеры из Канады, США, Италии приезжают сюда летом и тоже помогают, а, вернувшись домой, проводят благотворительные акции в интересах приюта. Как приезжают родители с детьми, чтобы помочь и научить малышей ответственности. Как неравнодушные украинцы проводят аукционы и благотворительные вечера. Александра Викторовна рассказывает, что когда только основала приют — все было беспросветно — ни волонтеров, ни спонсоров. «Иногда и сегодня кажется, что наша работа не имеет смысла: животных все ровно много, они все ровно размножаются, их все ровно выбрасывают, калечат — и выходит, как будто мы работаем даром. Но когда видишь вот таких людей, которые забирают животных из приюта, которые помогают, волнуются, хочется верить в лучшее», — подытоживает пани Александра.

P.S. Желающим помочь обитателям «Сириуса» материально или необходимыми вещами, или же собственным временем и силами — подробности на сайте приюта dogcat.com.ua

Мария СЕМЕНЧЕНКО, фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ