Этот материал хочу начать с фразы выдающегося ученого и археолога, творца национальной школы историков Владимира Антоновича. Он записал ее, еще будучи студентом университета святого Владимира: «Стыдно жить в крае и не знать ни сам край, ни его людность». Его многочисленные ученики и последователи, среди которых и Михаил Грушевский, автор многотомного труда «История Украины-Руси», эту мысль в разных вариантах повторяли сотни раз. И подтверждали ее своими основательными трудами.
За годы независимости Украины мы получили возможность узнать об истории своего края уже без купюр и фальшивых интерпретаций. Старшее поколение при желании может без страха переобучаться. А вот нашему миллионному студенчеству, ученикам школ это должны интересно доносить преподаватели и учителя. С каким результатом они это делают? Итоги ВНО по такому важному предмету за последние годы свидетельствуют, что здесь есть большие проблемы. Уровень знаний по истории Украины (да и географии) существенно упал. Такая ситуация в первую очередь должна была бы обеспокоить Министерство образования и науки, его управление и отделы в регионах. В стороне не должен был бы быть и соответствующий Комитет Верховной Рады. Когда же говорить откровенно: этого я не наблюдаю немало лет. Такая же мысль звучит из колонок ряда авторитетных периодических изданий, среди которых я на первое место ставлю газету «День».
Минобразования, например, во многих технических вузах предмет «История» умудрилось возвести к меньшему количеству часов... Заведующая кафедрой социального обеспечения и гуманитарных наук Луцкого технического университета, кандидат исторических наук, доцент Оксана Николаевна Жук дала мне комментарий по этому поводу: «Сейчас вузам предоставлено право на добровольный выбор количества часов на преподавание этого предмета. Он у нас называется «История украинской государственности». У нас как было в предыдущие годы 45 аудиторных лекций, так и оставили. Еще столько — предоставлено студентам на самостоятельную проработку тем. Но это, конечно, мало. Ведь что греха таить: немало абитуриентов приходит со слабыми знаниями истории».
А что часто слышим с трибун и на ток-шоу от некоторых нардепов? Не видим в телепрограммах основных каналов передач на просветительские темы. И о каком уровне патриотизма, роли государственности, широкой общественности может идти речь?! В конечном итоге, это продемонстрировали и последние выборы главы страны и новых членов парламента, во время которых популистские обещания и потребительские настроения взяли верх. Для новоизбранных нардепов господин Разумков, кроме недельных занятий в Трускавце, планирует организовать еще спецкурс лекций. Хорошо, если это поможет поднять уровень их знаний.
...Вот здесь позволю сделать отступление. Вернусь в свои далекие школьные и студенческие годы. Они пришлись на времена хрущевской оттепели. Наша незабываемая учительница истории Мария Саенко — выпускница Глуховского пединститута — по окончании вуза получила направление на Волынь и почти 30 лет работала в Доросиновской средней школе. Ее добрым словом вспоминают сотни выпускников за стремление передать свои знания детям хлеборобов. У нее не было «любимчиков» и «пасынков». Если не знаешь важных хронологических дат и связанных с ними фамилий, не надейся на «четверку» или «пятерку». Мы и до сих пор помним организованные ею пешие экскурсии в Берестечко, Дубно, Почаев, в Колодяжное — музей-усадьбу Леси Украинки, поездки в Брестскую крепость, Львов...
Основанное ею краеведение стало хорошей помощью в изучении истории Волыни и Украины. Это дело уже много лет охотно продолжала Наталья Ситовская, а в настоящее время — Ярослав Троцюк и Светлана Вавринюк. Фотографии из походов и путешествий размещают на специальных стендах и в альбомах. Прежние выпускники — предприниматели, фермеры спонсируют такие поездки, а лучшим знатокам истории вручают книги по этой тематике. В Рожищенском районном отделе образования молодежи мне назвали еще ряд школ, где ученики получают хорошие знания по истории. В этом перечне Копачевская ООШ (учитель Сергей Янишевский), Пересповская (Юлия Романюк), Мильская (Ананий Фищук), Залисцовская (Любовь Романюк) и Рожищенские № 1 и 2 (учителя Мирослав Максимьюк, Галина Степанюк и Лариса Свистунова и Светлана Яручик). Кстати, здесь ученики и педагоги создали музеи истории своих сел и школ. Методическую помощь оказал им районный краеведческий музей, который возглавила два года тому назад выпускница ВНУ имени Леси Украинки Наталья Патийчук.
В памяти зафиксировалась моя встреча в первые дни сентября у входа в областной краеведческий музей со старшеклассниками одной из гимназий Луцка. У них я поинтересовался целью посещений заведения. «Хотим больше узнать об истории своей области», — ответил один из группы. «Это хорошо», — не удержался я от похвалы.
— А вы, юные друзья, не против, если поставлю несколько вопросов? — продолжил общение. — Тем более что уже должны были бы немало знать из предыдущих занятий и материалов прессы и ТВ.
Поэтому, на засыпку три: «Назовите самый старый город края?», «Когда была образована наша область?», «Помните ли дату освобождения Волыни от немецко-фашистских захватчиков?» Вот здесь и начался разнобой в ответах. Несколько помогли мои уточняющие вопросы. В конечном итоге ситуацию спасли две девушки.
Почти такая неутешительная картина была с третьекурсниками исторического факультета. «Ну, как же так: это же ваш хлеб — преподавание истории», — пожурил их.
— Интернет, Википедия выручат, — бодро ответили.
...Рвемся в заморские края, а не знаем истории и достопримечательностей родной страны, красоты и прелестей своей малой родины. Что при таких знаниях об Украине мы донесем на уровне народной дипломатии к сердцам наших заграничных друзей? По-видимому, не подобает с таким бедным багажом идти в Европу, жить в ХХІ веке.
Считаю, что с целью улучшения преподавания этого важного предмета стоит провести съезд учителей истории Украины или для начала — хотя бы кустовые совещания и определиться, в конце концов, с главным учебником — профессиональным, написанным интересно, доступным языком.