Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Цена телевышек...

Почему «телевизионные войска», в отличие от силовиков, проваливают АТО?
13 мая, 2014 - 10:24
Цена телевышек
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Третий день подряд в Славянске Донецкой области террористы обстреливают украинских силовиков, охраняющих телевышку. Очередная попытка захватить стратегический объект произошла 10 мая, когда вооруженные бандиты атаковали украинских военных. На следующий день обстрел телевышки продолжился. По информации группы «Информационное сопротивление», в результате спецоперации двое украинских военных пострадали: одного контузило, другого поранило осколком. Вчера, прячась за жилыми домами, террористы в который раз обстреляли телевышку. На этот раз — из минометов. «Опять ночью «мирные» славянские сепаратисты 14-ю минометными выстрелами, как обычно, из-за жилых домов — обстреливали телебашню и украинских бойцов, которые ее охраняют. Отвечали. Пострадавших у нас нет», — написал в «Фейсбуке» и.о. министра внутренних дел Арсен АВАКОВ.

Напомним, что еще 17 апреля в Славянске вооруженные бандиты захватили местную телевышку и отключили вещание украинских телеканалов, заменив их на российские. Этот радиотелевизионный передаточный центр обеспечивает трансляцию телесигнала на Славянск, Краматорск, Горловку и Макеевку. Объект украинские военные отбили и взяли под свой контроль. Кроме того, во время сложной спецоперации в Константиновке Донецкой области на прошлой неделе украинские военные также отбили очередную атаку вооруженных бандитов, которые пытались захватить местную телебашню. В целом на протяжении апреля-мая телевышки Луганской и Донецкой областей становились ключевыми объектами для террористов. Они, то захватывали их, включая в регионе трансляцию российских каналов, то вынуждены были отступать. Украинские каналы возвращались. Нетрудно представить, какой является каша в головах части местного населения, для которых ТВ — главный источник информации.

Информация в условиях войны приобрела военно-стратегическое значение. Этого долго не понимала украинская власть, этого, похоже, и до сих пор не понимают наши журналисты. Ведь центральные каналы не полностью используют возможность вещания на востоке, которую ценой здоровья и даже жизни им обеспечивают военные. Более того — предоставляя эфир сепаратистам и не придерживаясь правильной «линии поведения» в условиях войны — ТВ часто подыгрывает врагу. Отбив с боем и потерями телевышку, скажем, в том же Славянске, люди из этого региона (включив украинские каналы!) продолжают видеть в эфирах «баланс мыслей» — позицию сепаратистов, террористов и убийц. «Телевизионные войска», угождая медиа-магнатам игрой в либерализм, проваливают АТО. А государство, которое должно было бы «нормализовать» работу СМИ, отмалчивается. Каковой является настоящая цена телебашен, а, следовательно, и информационного пространства?

«Наши военные реально рискуют своими жизнями, уже вторые сутки, защищая телевышку в Славянске. Уже пролилась кровь наших ребят. Сейчас, действительно, эта обычная телевышка стала стратегическим объектом, хотя она и местного значения. Недаром при штурме террористами задействованы пулеметы и управляемые противотанковые реактивные снаряды. И у меня все тот же вопрос, а что сделали наши телевизионные войска (национальные телеканалы), чтобы хотя бы поддержать наше воинское подразделение, которое героически их защищает, — этих телевизионных войск — важнейший объект, без которого они ничего не стоят, — написал на своей странице в «Фейсбук» экс-премьер-министр Украины, экс-министр обороны Евгений МАРЧУК. — Смело и гневно трепаться в спокойных киевских кабинетах о том, что мы проигрываем России информационную войну, конечно, это круто. Но неужели нужно откуда-то получать письменные указания, что в военное время принцип сбалансированности информации играет на руку врагу. Что люди в военной униформе, в «балаклавах» и с боевым армейским оружием в руках на нашей земле — это никакие не сепаратисты, а просто террористы и бандиты. И что они не должны что-то там говорить на украинских телеканалах, потому что нужно давать сбалансированную информацию... Неужели без госзаказа, без указания владельца канала нельзя сделать интересный видеоматериал об опасностях донецкого сепаратизма на человеческом уровне для самих представителей Донецка, о чеченской трагедии, о греховности пособничества террористам и многом другом, что было бы нормально воспринято большинством жителей этого региона. Не говоря уже о спокойном и доверительном разговоре о том, чем там вынуждены заниматься внутренние войска, СБУ и Вооруженные силы. А развенчивание идиотского мифа об ужасах бандеровцев и Правого сектора не только в Киеве. Ведь псевдореферендум в агитационном смысле будет базироваться именно на этих мифах. Для чего тогда наши военные уже вторые сутки, рискуя своими жизнями, защищают эту телевышку? Зачем она им? Кстати, а о них самих можно было бы сделать коротенький видеоматериал?

КОММЕНТАРИИ

«УКРАИНА НЕМЕДЛЕННО ДОЛЖНА НАВЕСТИ ПОРЯДОК В ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Наталия ЛИГАЧЕВА, медиа-эксперт, шеф-редактор «Телекритики»:

— С одной стороны, мы видим удивительно недопустимую на первых этапах халатность украинских силовых органов, которые не применяли все необходимые меры для того, чтобы не допустить захваты телебашен. С другой — чувствуем в этом заинтересованность местных князьков-политиков, контролирующих ситуацию на востоке страны. Показательным было выступление первого заместителя генерального прокурора Украины Николая Голомши на «Интере», который сказал, что сепаратистов в Донецкой области раза в 3—4 меньше, чем представителей силовых структур. И рассказывать о том, что они не могут справиться с ними — смешно. Проблема в том, что силовые структуры или прямо, или опосредованно являются пособниками сепаратистов и террористов. Иначе, почему 3—4 тысячи военных не могут противодействовать 500 бандитам? Почему силовые структуры иногда легко сдают свое вооружение? Известно, кому подчинены местные силовики, кто их набирал... К сожалению, Киев сам часто не контролирует своих силовиков на местах. В частности, не давал ранее указаний в любом случае удерживать телевышки.

Также очень важно, чтобы местные СМИ проводили украинскую политику, а не пророссийскую. Даже когда не захватывают медиа или телебашни, в том же Луганске, СМИ, в частности печатные, продолжают занимать далеко не проукраинскую позицию. Нужно немедленно вмешаться в ситуацию украинской власти и навести порядок в информационной безопасности.

Есть немало вопросов также к политике центральных каналов. Медиа-эксперты разработали рекомендации как работать в нынешних условиях, в частности относительно точности в названиях — нельзя называть террористов сепаратистами или просто протестующими. Впрочем, к этим рекомендациям далеко не все прислушиваются.

«КРАЙНЕ ВАЖНО МИНИМИЗИРОВАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УКРАИНСКИХ МЕДИА КАК СРЕДСТВА ДОНЕСЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ОТНОСИТЕЛЬНО ПОЗИЦИЙ ПРЕСТУПНИКОВ»

Михаил БАСАРАБ, политолог:

— Контроль над трансляторами телевизионных каналов является очень важным, ведь мы прекрасно понимаем, что перед тем, как осуществить вторжение на территорию определенных регионов, Россия продолжительное время вела информационную агрессию, которая в настоящий момент, к сожалению, дала свой результат. Поведение многих жителей восточных регионов свидетельствует о том, что они имеют ошибочную или даже противоположную информацию относительно ситуации, которая там происходит. Это — заслуга российского телевидения и результат продолжительной тщательной пропагандистской работы российских СМИ. Поэтому, не нужно недооценивать влияние средств массовой информации в урегулировании ситуации на Востоке.

Что же касается украинских медиа, понятно, что установки отечественных телеканалов в настоящий момент должны быть четко очерчены рамками отпора агрессору и поддержки действий украинских военнослужащих. Однако, чтобы не превращаться в геббельсовское телевидение нужно также отображать и позиции жителей Востока. В конце концов, это может помочь и им самим понять ошибочность их взглядов и неверность оценок. Сравнивая объективную картину событий, которые там разворачиваются, и свою реакцию, они могут скорее изменить свое мнение. Откровенная пропаганда не будет иметь такого эффекта, ведь она всегда воспринимается в штыки, особенно, если человек уже имеет «сформированное» мнение. Рубить сплеча и пытаться продавить свое мнение, было бы неправильно.

Заодно, крайне важно минимизировать возможность использования украинских медиа как средства донесения позиций откровенными преступниками, способствующими агрессору, псевдолидерами общественного мнения, рупорами Москвы, такими как Царев, Добкин и др. Там нет никакого конструктива, только отстаивание интересов России. В то же время, мнение простых граждан, Донецка и Луганска, можно было бы освещать, пытаясь на сравнениях и примерах демонстрировать ошибочность их оценок.

«НИКОГДА ЕЩЕ КАЖДОЕ СЛОВО, КАЖДЫЙ СИНХРОН НЕ БЫЛИ ТАКИМИ ВАЖНЫМИ»

Татьяна КОТЮЖИНСКАЯ, медиа-эксперт НСЖУ:

— Дискуссии относительно стандартов работы продолжаются сегодня среди журналистов со всей Украины. Как и государство, медиасообщество столкнулось с абсолютно новыми вызовами. Никогда еще не было такой откровенной пропаганды на российских каналах, никогда еще каждое слово, каждый синхрон не были такими важными. То, что еще совсем недавно было нормой, сейчас вызывает острую реакцию неприятия. Демократические стандарты требуют от нас перестроить свою работу. Нас призывают «услышать Донбасс», и мы должны дать слово тому, кто его представляет. Но мы впервые столкнулись с тем, что его представляют не только бизнес-группы, политики, но и террористы, и «мирные жители» с гранатометами. Мы, журналисты, должны пройти через все это, чтобы понять для себя, как нам действовать. Определенные изменения заметны уже сегодня. Раньше в информпространстве появлялись «зеленые человечки», максимум — «сепаратисты». Теперь же мы четко идентифицируем их как террористов. Раньше мы давали много синхронов — фактически они говорили все, что хотели. Сегодня мы даем лишь короткую информацию, чаще всего вообще без синхронов и только о тех террористах, о которых уже что-то сообщила СБУ или российские каналы. Все кто, поступает иначе, — либо поддерживают террористов, либо еще не осознали необходимость изменения стандартов, либо же плохо знают действующее законодательство. Каждый такой случай нужно отдельно анализировать. Вместе со всей страной журналисты сегодня работают над новой парадигмой жизни.

Вадим ЛУБЧАК, Анна ЧЕРЕВКО, Роман ГРИВИНСКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ