Не успел гарант прав и свобод народа Украины вернуться из Москвы, как из рядов регионалов послышались восторженные отклики. В первую очередь — по поводу снижения цены на газ. Наконец-то стратегический партнер в страхе перед собственным Майданом пошел на уступки. Хотя уже очевидно, что оставил за собой право через три месяца все вернуть обратно.
О кредите в 15 миллиардов долларов вообще говорить не стоит, так как проценты по нему выше, чем у МВФ. К тому же он все равно будет разворован и нашему бюджету не сильно поможет.
Как-то осталось без особого внимания, что в Москве было подписано 14 соглашений. И все они достаточно важные. В частности, речь идет о сотрудничестве в области авиации, производстве самолетов из группы Ан с двигателями «Мотор Січ». И вообще ставится вопрос о расширении и углублении военно-технического сотрудничества.
В принципе, возражать особенно не приходится. Сотрудничество на основе взаимной выгоды следует только приветствовать. Имея достаточно мощный военно-промышленный комплекс, наша страна могла бы выйти на твердые позиции в мировом экспорте вооружений и тем самым существенно наполнить бюджет. ВПК не только создает рабочие места для высококвалифицированного персонала, но также двигает научные и опытно-конструкторские работы. Промышленность и сельское хозяйство получают заказы и стимул к развитию.
Однако с нашим северным соседом надо быть крайне осторожным, и не поддаваться эйфории при обещаниях огромного потока заказов для нашего ВПК.
В Москве много говорится о том, что в случае ассоциации с ЕС наш ВПК будет никому не нужен и полностью уничтожен. Европе он не нужен. Вполне возможно, что так. Но он нужен нам и с учетом крайне необходимого перевооружения украинской армии современным оружием он будет обеспечен заказами на годы вперед. Только государство должно в необходимых объемах финансировать этот процесс. А вот этого как раз и не наблюдается. Так что проблема совсем не в возможном подписании Соглашения об ассоциации, а в непрофессионализме украинской власти.
О том, как наши соседи хотели бы облагодетельствовать украинский ВПК полноводным потоком заказов, довольно откровенно рассказал в эфире радиостанции «Эхо Москвы» в программе «Арсенал» вице-премьер правительства России, председатель Военно-промышленной комиссии Дмитрий Рогозин.
«Если взять авиапром — он тоже никому не нужен — ни в Европе, нигде. Скажем, китайцы интересовались на ранних этапах украинским авиапромом, прежде всего даже не столько самолетами, сколько двигателями — это «Мотор Січ», завод в Запорожье, «Ивченко-Прогресс», КБ очень хорошее, толковое. Но все антоновские самолеты являются российско-украинскими. АН-70 — самолет, который сейчас не запускается в производство, транспортный самолет, но он принадлежит России и Украине. То есть, на самом деле у Украины даже нет шансов найти какого-то другого партнера.
Это все будет загружено заказами. Более того, мы не идем сейчас на то, чтобы брать на себя какие-то украинские заводы, мы идем по другому пути, путь, мне кажется, очень разумный и подержан обеими сторонами — мы соединяем интеллект. То есть, например, Объединенная двигателестроительная корпорация России создает единый инженерный центр, к которому, в виде СП, присоединяется «Ивченко-Прогресс».
Второй момент. Авиапром. КБ Антонова в Киеве и завод, который является фактически заводом-КБ, создают совместное предприятие с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК). Они примерно равноценны. ОАК сам по себе больше, чем КБ Антонова, но транспортные самолеты, прежде всего, КБ Ильюшина, они входят с «антоновцами» в единый контакт и у нас уже появляется перспектива начала работы над крайне востребованным не только на российско-украинском рынке, а в Китае, Индии, — дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет.
Наши КБ сейчас перегружены работой. Мы даже не успеваем делать то, что заказывает Минобороны — слишком много заказов. И промышленность как бы раскачивается, раскручивается, но именно сейчас как раз мы можем загрузить украинские предприятия нашими общими заказами. И это для Украины единственный шанс. Это даст ей экономику, восстановит ее промышленный потенциал, даст ей деньги в бюджет — они почувствуют себя нормально, нормальными людьми, коими всегда были. Советские промышленники, работники большой, огромной советской индустрии, проживающие и работающие на территории Украинской Советской Социалистической Республики».
Столь длинная цитата дает достаточное представление о стремлениях наших соседей в отношении так называемого сотрудничества в сфере ВПК вообще и в авиастроении в частности.
Во-первых. Налицо признание, что все попытки заместить импорт из Украины в области авиастроения успехом не увенчались. Особенно это видно на примере Ан-70. Уж как старалось министерство обороны России не покупать такие самолеты, заказы давали своим КБ и заводам, но ничего не получилось.
Во-вторых. В разгар таможенной войны в августе Путин потребовал, чтобы продукцию ВПК из Украины пропускать через границу без помех. Так что ничего такого особенного наш президент из Москвы в области авиастроения не привез. Очередные обещания по поводу Ан-70, который Россия так и не смогла угробить. И нет никаких факторов, свидетельствующих о том, что такое сотрудничество будет продолжаться. Слишком много раз документы под аплодисменты подписывали, а потом все замораживалось.
В-третьих. В России прекрасно понимают, что, имея Украина не такое правительство профессионалов, а настоящих специалистов, наш ВПК, в том числе и авиастроение, составят серьезную конкуренцию российскому на рынке вооружений. И когда-нибудь такое правительство у нас появится. Значит, уже сейчас конкурента, пока он испытывает определенные трудности, нужно мягко задушить в объятиях в виде СП или других форм поглощения.
В-четвертых. Российский ВПК находится в положении, когда он не соответствует широким замыслам Путина и Ко. За словами Дмитрия Рогозина, что их КБ перегружены работой, скрывается очевидное несоответствие желаний руководства страны восстановить статус сильной в военном отношении державы и реальными возможностями промышленности. Не только авиастроение, но и судостроение не в состоянии выполнить заказы военных. Вот и понадобился украинский ВПК в качестве подмастерья.
В-пятых. Задумаемся о более далеких перспективах. Сейчас нам обещают и вполне возможно, что дадут на год или два какие-то деньги. Но стоит ли нам за эти подачки участвовать в усилении ракетно-космического Чингисхана, который рано или поздно проявит свои экспансионистские устремления в отношении Украины. Иначе зачем бы Москва впадала в истерику по поводу подписания Соглашения об ассоциации.
В-шестых. Рогозин и его начальники продолжают мыслить категориями СССР и УССР. И в этом очень большая опасность развертывания нашего военно-технического сотрудничества. К Украине относятся не как к суверенной стране, а как осколку большой России, который временно отпал в силу исторического вывиха и неблагоприятных внешних условий. Нас откровенно не только покупают, но и привязывают. И разорвать эти канаты не так и легко, как показывает наша история.
Главная проблема нашей власти даже не в том, как кричали депутаты-регионалы в кинотеатре «Зоряный», что столько воровать нельзя, а в отсутствии понимания перспективы. Выклянчили снижение цены на газ, а также 15 миллиардов долларов и думают, что до выборов как-нибудь дотянут. Расскажут о светлом завтра авиастроения и попытаются уговорить киевлян не выходить на Майдан.
А что потом будет с нашим ВПК — в результате таких поездок в Москву, никто задумываться не хочет или не может. Вот и возникает вопрос: зачем Президент ездил в Москву, если от его поездки никакой пользы нет. Хотя бы вред уменьшить.