Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как наполнить суверенитет?

«Имеем 30 лет декларации о намерениях. А что, собственно, с построением государства?» — Лариса Ившина
15 июля, 2020 - 18:51
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

30 лет назад Верховная Рада тогда еще Украинской ССР приняла Декларацию о государственном суверенитете Украины. Киев не был первым на «параде суверенитетов», так как перед нами соответствующие декларации приняли страны Балтии, Азербайджан, Грузия, Россия, Узбекистан, Молдова, однако решения Украины в этом направлении всегда были ключевыми, поскольку считалось, что без украинцев существование СССР или какого-то его обновленного варианта (о чем мечтал Горбачев) было нереальным. Обратите внимание, что даже Россия объявила свой суверенитет раньше большинства других республик, потому что таким образом, в частности, председатель Верховного совета РРСФР Ельцин боролся с союзным центром во главе с Горбачевым.

Впоследствии, после окончательного распада СССР, Ельцин дважды избирался президентом уже Российской Федерации (не будем вдаваться в подробности, как именно). И эти годы принято называть «глотком демократии» (хотя далеко не все было так гладко, в том числе по отношению к Украине), потому что после определенной паузы и передышки в 90-х Москва все равно взяла курс на имперский проект, который уже 20 лет воплощает путинский режим, начиная с 2000 года. Нападение на Украину и захват части наших территорий (не мы единственные пострадали от российской агрессии) — это как раз часть воплощения этого имперского проекта. А недавние изменения к Конституции РФ — лишь очередной этап и подтверждение дальнейшей агрессивной политики Кремля.

С другого фланга мы имеем Польшу, которая на сегодня является членом НАТО и Евросоюза, однако на днях там второй раз на президентских выборах победили правые силы с соответствующей политикой. Главным образом речь идет о гуманитарных вопросах в контексте украинско-польских отношений, которые существенно обострились после ряда решений польских властей по общей истории и украинским героям. Сейчас отношения между двумя странами вроде бы урегулировались, однако украинской власти всегда нужно быть в контексте и в готовности.

Украина же за эти 30 лет пережила много пертурбаций, но мы до сих пор, в отличие от большинства своих соседей, фактически боремся за стартовые позиции в гуманитарных, экономических, политических вопросах (есть потеря территорий и людей). Примером можем быть языковой вопрос, который действующая власть снова поднимает как раз на 30-летие принятия Декларации о государственном суверенитете. Плохой знак. Казалось бы, эта история давно должна быть урегулирована, но она до сих пор используется как политический инструмент различными «пятыми колоннами» при поддержке Москвы. А все потому, что, как и во многих других вопросах, у нас еще с 90-х гг. телегу ставили и ставят впереди лошади.

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО УКРАИНСКИМ ИНСТИТУТОМ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПАМЯТИ

«После возобновления независимости, возникло много неотложных проблем, и важно было определиться с чего начать. Было немало людей в лагере национал-демократов, которые боролись по лекалам 18 века. И пока «руховцы» делили гуманитарные вопросы, советская номенклатура делила деньги. Я и тогда и сейчас считаю, что нужно было бороться за полноту политической власти на разных языках. Потому что нам нужны были союзники в разных лагерях. И бороться нужно было, как польская «Солидарность», за экономические права: в союзе интеллигенции с рабочими. Возможно, потому у них и нет олигархата. А у нас в стране из-за того, что были не точно выбраны приоритеты, средний класс находится в слабом положении, и по большей части те, кто борется за язык, не владеют ресурсами, проще говоря - не имеют денег. А те, кто их имеет, монополизировали постсоветскую собственность и значительную часть информационного пространства. Понятно, почему наш путь от декларации о намерениях суверенитета оказался таким сложным. Нужно учесть предыдущие ошибки. Хотя и большая цена «пересдачи экзамена», но, кажется, общество постепенно взрослеет».

Именно в этом ракурсе мы предлагаем поставить следующие вопросы к нашим экспертам:

1. Что мы, собственно, отмечаем? Обрела ли наша страна за это время реальный государственный суверенитет?

2. Как вы оцениваете нашу турбулентность в предыдущие годы и нынешнее состояние, результат?

3. На кого украинцы должны возлагать надежды — на ответственное общество, одиночек-лидеров, армию? Как и кто должен развивать наш суверенитет?

«ПОЛНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ, ПОМИМО ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО, НАМ ЕЩЕ НУЖНО ПОЛУЧИТЬ, И ПОЛАГАТЬСЯ НУЖНО НА СЕБЯ»

Юрий БУТУСОВ, главный редактор сайта Цензор.Нет, лауреат премии Джеймса Мейса 2019 года:

— Украина достигла суверенитета юридически, если мы говорим об этом, как о признании в мире, то есть дипломатический суверенитет. Сейчас мы переживаем период построения нации и государства, поэтому наш суверенитет является фрагментарным. Полный суверенитет, помимо дипломатического, нам еще нужно получить. Суверенной, независимой, своей политики в Украине пока нет, даже не определены полностью границы государства. Нет безопасности, экономической независимости, на нас очень влияют внешние факторы.

Однако мы постепенно идем вперед и о суверенитете можем говорить прежде всего как об обретении гражданского общества — то, что может сплотить людей вокруг себя. Однако суверенитета государственной политики, к сожалению, нет.

Наши страны-соседи движутся активнее, потому что у них другие исторические условия, они не имели многих проблем, которые есть у нас: вопросы развития нации, гражданского общества, государственных основ. Хоть плохой или слабый опыт, но он у них был, в отличие от нас. Конечно, у каждой нации, к тому же, есть свои скорости. Я считаю, что мы развиваемся очень быстро, особенно с учетом того, что у нас опыта государственного строительства, как у поляков, например, и других европейских соседей никогда не было даже близко. Наша государственная история не сопоставима с историей Польши, Венгрии, даже Румынии. Поэтому надо понимать, что чудес не произойдет, они рукотворные и их надо творить каждый день. Украинцы в процессе развития государственного суверенитета должны полагаться на себя, потому что восстановление государства — совместный проект. Большое количество участников делает этот проект быстрым или эффективным. Здесь все зависит от того, насколько быстро украинскому обществу удастся адаптироваться, сплотить себя, самосовершенствоваться. Это зависит от нас с вами.

«МЫ В МАРГИНАЛЬНОМ СОСТОЯНИИ, ПОЭТОМУ ДЛЯ НАС КАЖДОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕЕТ ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ»

Евгений ГОЛОВАХА, доктор философских наук, заместитель директора по научной работе Института социологии НАН Украины:

— Мы с моими коллегами из отдела методологии и методов Института социологии НАН Украины в этом году разработали тест о субъектности Украины. Правда, его проводили только в онлайн-формате из-за карантинных мероприятий. Результат, к сожалению, неутешительный: большинство украинцев считают Украину не субъектом, а думают, что Украина более зависима, чем самостоятельна в принятии экономических, политических и социально-культурных решений. То есть формально Украина является независимым суверенным государством по всем признакам, но это легальная сторона государства, а легитимность — то, что  в сознании, и в этом измерении Украина не является субъектной. Я назвал этот тест «индексом государственной субъектности Украины».

Наше государство находится в более сложной ситуации, чем наши соседи. Польша, например, с самого начала была ориентирована на евроинтеграцию, с момента выхода из-под влияния СССР. Украина до сих пор находится в затруднительном положении: здесь и идеологическая, и региональная дифференциация. Украина окончательно не вышла из Советского Союза. Для нас большой проблемой также является Россия, которая тот самый Союз пытается восстановить. С другой стороны, есть Европа, которая до сих пор не может решить, насколько ей хватит здравого смысла, чтобы принять Украину в состав ЕС, и мы находимся между двух полюсов. Мы находимся в маргинальном состоянии, поэтому для нас каждое политическое решение имеет определяющее значение. Мы сами должны решать, как нам развивать свой суверенитет. По моему личному мнению, мы все же должны последовательно воплощать принцип европейской интеграции. Поэтому наша задача убедить европейских партнеров, которые являются людьми, как и мы, и тоже имеют свойство сомневаться: что с нами они найдут не много новых проблем, а много новых решений.

«НЕЗРЕЛОСТЬ ЭЛИТЫ УПУСТИЛА СТАРТОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ 90-Х, ПРЕВРАТИВ УКРАИНУ В ВОТЧИНУ ОЛИГАРХАТА»

Владимир КВУРТ, городской голова Винник, основатель ОО «Большой Львов»:

— Принятие Декларации о государственном суверенитете Украины — исторический факт! Мы провозгласили миру восстановление Украинской государственности, и сегодня Украина, безусловно, — суверенное государство! Так, уровень экономического развития, авторитет и военная мощь, скорее, формируют задачи к большой работе, чем дают основания гордиться достигнутым. И будущее — в руках украинского народа и в желании украинской нации стать в первые ряды успешных стран планеты.  То же, что происходит под куполом Верховной Рады, — подтверждение, что война за независимость продолжается. Военная агрессия, аннексия Крыма, использование военной силы, захват контроля над информационным пространством, желание расколоть страну по языку, религии, разжигание национальной розни — все это действия России, беременной имперскими амбициями кремлевского недомерка.

Попытка удерживать значительную часть украинцев в российском языковом пространстве — это формирование электоральной базы коллаборантов и «пятой колонны» Москвы как способы влияния на политическую жизнь страны и ее международную политику. Это попытка воспользоваться демократическими принципами Украины и понимание, что российское языковое пространство все еще намного больше, чем численность россиян по национальности. И именно поэтому так яростно, изобретательно адепты Путина защищают русский язык, а значит — свою возможность быть избранными во все уровни власти. Они не теряют надежды воспользоваться псевдореферендумом или любым другим властным актом (по примеру стран Балтии перед Второй мировой или Крыма), чтобы снова сделать Украину частью Российской империи и призывать северного диктатора ввести войска.

Понимание целей врага — вызов и побуждение к действию национальной элиты! Хотя, собственно, незрелость и жадность ее упустила стартовые возможности 90-х, превратив Украину в вотчину олигархата и территорию коррупции. Столетие без собственной управленческой элиты сыграло с нами злую шутку, когда на вершину власти поднялись люди с мелкими мечтами и большими аппетитами. Вассалы сумели формулировать собственные интересы и не удосужились ни сгенерировать интересы собственной страны, ни способности их отстаивать.

Это ослабило государство, чем воспользовались враги. Популизм, тщеславие, управленческая безграмотность на самом деле приводят к власти прислугу, а не лидеров, не позволяют на равных вести гуманитарный диалог ни дома, ни со странами-соседями, быть убедительным в вопросах культуры, истории, экономических проектов. Поэтому шанс для украинцев — поверить в собственные силы и в государство Украина! Делать страну сильной, прибегать к украинскому просветительству — это означает развивать наш суверенитет! Перестать перекладывать вину на других, врагов или депутатов, подниматься с диванов, отрываться от гаджетов и идти строить собственное государство!

Это Большой труд. Это — ответственность. И готовность к пожертвованию.

Это — осознание, что истинный гражданин контролирует власть и платит налоги.

Убежден: мы способны удивить мир большими мечтами и делами, достойными великих наций!

«ЧЕРЕЗ ВОЙНУ НА ДОНБАССЕ ПРОИСХОДИТ ПОСТЕПЕННОЕ ОСОЗНАНИЕ ЦЕННОСТИ СОБСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА»

Юлия ПАЧОС, кандидат исторических наук, директор центра инноватики и стратегического развития ДонНУ им. Василя Стуса:

— На то время Декларация о государственном суверенитете Украины четко очерчивала принцип народовластия, самостоятельность государственной власти, территорию ее распространения, очерчивала свою самостоятельность в принятии решений относительно экономики, экологической безопасности, культурного развития, самостоятельность во внешнеполитической деятельности. Но, к сожалению, от провозглашения государственного суверенитета наше государство пребывает в постоянном состоянии угрозы его потерять. Уже нарушена территориальная целостность государства, отсутствуют механизмы распространения государственной защиты граждан Украины, которые находятся на аннексированных и оккупированных территориях. И имеем очередное посягательство на суверенитет из-за языкового вопроса, который неоднократно становился разменной монетой в политических играх и в результате привел к формированию искусственного стереотипа «двух Украин» — Восточной (русскоязычной и, как результат, — непатриотичной) и Западной (украиноязычной и патриотической). Хотя война на Донбассе, состав добровольцев и военных демонстрируют, что патриотизм и готовность защищать границы и суверенитет государства не измеряется языком, нацией, местом проживания. Безусловно, тогда, в 1990 году, определение границ своего государственного суверенитета позволило Украине позже провозгласить независимость и стать самостоятельным государством на политической карте мира. Но сегодня реальность государственного суверенитета призрачна.

Так, Украина, в отличие от своих ближайших соседей России и Польши, имеет значительно меньший опыт государственного строительства, слабость традиций и практическое отсутствие, собственно, опыта независимости и суверенности. 30 лет — это небольшой срок для государства. Однако мир, который сегодня быстро развивается, ставит перед нами новые требования — не просто сохранить независимость и суверенность, а развивать экономику, науку, вкладывать ресурсы в собственных граждан. Мы имели хорошие стартовые позиции в 1990-х годах, не хуже, чем Польша, и недальновидность украинского политикума, сильные позиции левых сил в государстве, отсутствие национальной идеи и стратегического видения развития государства как в обществе, так и у власти привели к периодическому ослаблению суверенитета — через управляемость извне, через провокации с культурными и языковыми особенностями регионов Украины, через военное вторжение. Это результаты безответственности, но не только власти, но и граждан. В силу образования, идеологического воспитания и экономического положения для граждан Украины государство и его суверенитет как таковые не были ценностью. Сегодня путем жестокого напоминания в виде войны на Донбассе происходит постепенное осознание ценности собственного государства, зависимости своей жизни от положения в стране, взаимосвязанности собственных поступков с тем, как ведет себя власть.

Следовательно, украинцам стоит возлагать надежды только на самих себя. Мы имеем сейчас новое подрастающее поколение, которое не имеет советского прошлого, которое воспитано на украинской литературе и кино, которое в хорошем смысле не имеет границ в своих мыслях, мечтах, стремлениях. Именно такие молодые люди сегодня являются активными гражданами, которые смело защищают Донбасс, которые не позволяют посягать на язык, которые протестуют против ограничений прав и свобод, которые проводят акции и обучаются новому, которые не боятся вслух говорить о важном. Потому что они знают, что такое свобода, самостоятельность и независимость, другого знать не хотят. Поэтому государство максимально должно вкладывать именно в образование, во все уровни и формы, воспитывая и развивая молодое поколение, повышая политическую и правовую культуру, прививая осознание того, что именно граждане решают судьбы государства, его суверенитета и благосостояния.

Подготовили Иван КАПСАМУН, Алиса ПОЛИЩУК, «День»; Татьяна КОЗЫРЕВА, «День», Львов; Олеся ШУТКЕВИЧ, «День», Винница
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ