В древней Византии крестным ходом и торжественным молебном отмечали военные триумфы или же просили помощи в трудные времена. Украина сегодня таким образом молится о победе над агрессором и празднует свое религиозно-национальное возрождение, которое дает нам шанс на долгожданное единство.
Крестный ход к отмечанию 1030-й годовщины крещения Киевской Руси-Украины стал для меня первым столь масштабный мероприятием, к которому я присоединилась. Меня поразило не только количество людей, но и их настроение и мотивы, с которыми они шли по улицам Киева.
Многие из них в вышиванках, с сине-желтой символикой и улыбками на лицах. Не все киевляне, были делегации из целой Украины. Люди несли плакаты парафий и из Мариуполя, Волновахи, Бердянска, Одессы. Ничто так не порадовало меня, как надпись: «Донбасс за единую поместную православную церковь Украины!».
Кроме церковных хоругвей, люди преимущественно несли сине-желтые флаги. Казалось бы, церковной атрибутики должно быть больше, однако, возможно, именно сине-желтый флаг является сейчас самой главной хоругвью для нас.
В толпе, которая двигалась к Владимирской горке, все чаще звучали возгласы «Слава Украине!» и «Одна, единая, соборная Украина!». Однако единая теперь не только страна — такой должна стать церковь, потому все эти люди, из всех сел и городов приехали в столицу. Это были самые обычные парафияне своих малых церквушек, простонародье, среди которого я выросла, потому покрывалась мурашками, когда они, утомленные солнцем, так вдохновенно двигались навстречу куполам киевских святынь. А они сегодня сияли, как никогда, виднелись из-за столичных небоскребов, хотя и в будни ты их никогда не замечаешь. Солнце отблескивало на позолоте Софии и Михайловского собора, указывая людям путь.
К счастью, я не видела отцов-спецслужащих с рациями под рясой. Я видела капелланов, которые шли первыми, и остальных священников, которые иногда и не отходили от своих парафиян, беспокоились о них и излучали смиренность.
Кто-то видит откровенную политизацию таких мероприятий, и я тоже ее вижу. Но это та политика, которая воспитывает ответственность за восстановление исторической справедливости и за твой следующий выбор. «Хочется что-то изменить. Те, что при власти, ничего не делают. Хотя мы сами виноваты, мы их выбирали», — говорит бабушка лет 70-ти. В этот момент я понимаю, что никакой пропасти между поколениями нет, есть ценности и цель. Для меня, как и для той бабки, это единство и благосостояние моего народа, чтобы он молился в своей церкви и работал на своей земле. Мне не нужно было слышать речи президента или еще кого-то компетентного в религиозных делах. Я слышала свой народ, и я знаю, за что он молился.
Весь поток людей, которые шли крестным ходом, является не просто празднованием крещения Руси-Украины, это подтверждение наших намерений и желаний. Хоть Томос мы еще не получили, но делегация Константинопольского патриарха должна была увидеть, что мы уважаем свою историю, свою церковь и ее традиции. Православный мир должен знать, что мы здесь, в самом центре Европы, и мы подтверждаем свою каноничность от запада до востока, с севера на юг. Но, как говорил Вячеслав Липинский, «Когда наше дело правдиво и угодно Богу, никто нас не победит!». Сегодня мы творим, но, скорее, исправляем свою историю, забираем то, что украли. Поэтому пусть радостно звонят колокола украинских храмов. Владимир опять окрестил Украину для новых побед.