Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Крым не может существовать отдельно от Украины»

18 мая 73-я годовщина депортации крымскотатарского народа со своей Родины
17 мая, 2017 - 18:57
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»
РЕФАТ ЧУБАРОВ
СЕРГЕЙ КОСТИНСКИЙ
АНДРЕЙ КЛИМЕНКО

73 года назад целый народ был выселен из Крыма. В течение нескольких суток. В 1944 году крымских татар обвинили в сотрудничестве с нацистами. Утром 18 мая и до вечера 20-го более 183 тысяч крымских татар принудительно вывезли из территории полуострова. По неофициальным данным, половина из них во время переселения погибла. День памяти жертв депортации народов из Крыма, который отмечается по решению Верховной Рады автономии, принятому еще в середине 90-х годов. Важную роль в обнародовании засекреченных данных об истинных последствиях этой трагедии сыграл украинский генерал Петр Григоренко, который публично выступил против фальсификации советскими следственными органами информации о потерях крымскотатарского народа после депортации и подготовил специальную речь «Кто же преступники?». Впрочем, имя самого Петра Григорьевича, правозащитника и диссидента, и сегодня остается малоизвестным для нового поколения украинцев.

Москва, которая исторически боялась и ненавидела крымских татар, после депортации, видимо, могла с облегчением вздохнуть. «Надо было, Васюшка, без пути средь крымских улусов не разъезжать, — писал Иван Грозный Василию Грязнову, который попал в крымский плен, — Крымцы так не спят, как вы, да вас, неженок, умеют ловить; они не говорят, дойдя до чужой земли: «Пора домой!» Если бы крымцы были такими бабами, как вы, то им бы и за рекой не бывать, не только что в Москве».

После депортации непокорные народы — чеченцы, ингуши и крымские татары, которых нельзя было уничтожить физически, должны были раствориться в «братской» семье народов, ассимилироваться, забыть свои корни и, в конце концов, смириться. Ведь «будут только советской нации люди». Поэтому, когда почти через полвека чеченцы начали оказывать сопротивление, заявив о своей независимости, а крымские татары начали возвращаться из далеких, но чужих земель на свою Родину, где их жилища уже давно были заняты другими людьми, Москва вздрогнула.

Не секрет, что даже при независимой Украине доминация российского влияния в Крыму была тотальная. Россия Крым раскачивала, провоцировала, скупала. Крымские татары для Кремля стали особым объектом. С одной стороны, россияне делали все, чтобы не допускать их к власти, а с другой — всячески пытались заигрывать, особенно сейчас, после оккупации полуострова. Но тот, кто помнит боль и надругательство, отличает коллаборацию от нормального сосуществования.

«ТЕПЕРЬ УКРАИНЕЦ НИКОЛАЙ СЕМЕНА ПРЕСЛЕДУЕТСЯ ЗА ТО, ЧТО ОН ЯВЛЯЕТСЯ ПАТРИОТОМ УКРАИНЫ, А Я — НЕ МОГУ УВИДЕТЬ МАМУ»

«Когда я был маленьким, мама мне рассказывала, как их выселяли, как она ехала ребенком в поезде, — говорит «Дню» председатель Меджлиса крымскотатарского народа Рефат ЧУБАРОВ. — Конечно, она тогда не рассказывала все ужасные детали, чтобы не травмировать меня маленького. Но уже тогда я знал, как им было тесно в вагоне, душно, как умирали люди. Она все это видела в свои 10 лет. Я был маленьким, и мне очень хотелось оказаться там, где была мама, но таким, чтобы я мог ее защитить. Образ мамы, как ребенка, беззащитной девочки, вызывал у меня невероятную жалость. Мне очень было ее жаль и я представлял, как могу ее защитить там, в том ужасном вагоне. У меня в сознании стирался промежуток времени от моего детства до 1944 года. И вот прошло 70 лет. Моя мама в родном Крыму, но меня к ней не пускают. Через столько лет остается ощущение того, что та беда, та трагедия нас и всего народа продолжается. И я опять не могу защитить маму, хотя мне уже почти 60 лет».

На вопрос, что для крымских татар сейчас должна сделать Украина, которая сейчас воюет против агрессора и столкнулась с неожиданными испытаниями, Рефат Чубаров ответил: «Украина сейчас должна сделать то, что она не делала 23 года до того, как началась война и оккупация Крыма. Она это не делала не только для крымскотатарского народа, а прежде всего для того, чтобы защитить себя. Если бы крымские татары имели соответствующие права в полной мере, то они бы просто не позволили России начать вторжение. Речь идет о создании национальной крымскотатарской автономии в Крыму. Крымские татары имели бы больше возможностей там не только реализовывать свои права, но и укрепить украинскую государственность. Когда сейчас говорят, что этого нельзя сделать, ведь Крым не контролируется Украиной, потому не стоит спешить, я отвечаю, что как раз сейчас нужно спешить. Ведь когда опять сядут мощные игроки вместе с Украиной за стол переговоров, то каждая сторона будет приводить свои аргументы. Москва будет говорить о своих «духовных скрепах». А Украине, кроме четких правовых моментов о границах и территориальной целостности, о нарушении Россией международного права и договоров, нужно иметь такой аргумент, которого нет ни у кого. Таким аргументом является право коренного народа на самоопределение».

«Конечно, нужна была ответственность пророссийских сил за шаги, которые в течение 20 лет провоцировали и создавали условия дестабилизации в Крыму и в целом в Украине, — продолжает Рефат Чубаров. — 11 лет назад накануне 18 мая газета «День» напечатала большое интервью Николая Семены, который сейчас преследуется оккупационной властью, со мной. Там было очень четко указано, что Украина должна делать срочно для того, чтобы обеспечить и безопасность, и будущее Крыма в лоне украинского государства. Это интервью называлось так: «У каждого крымского татарина есть своя Хоружевка». Это были мои слова в наивном ожидании того, что мы тогда, при президенте Викторе Ющенко, достучимся до власти. К сожалению, ни тогда, ни раньше, ни позже мы так и не достучались. Теперь Николай в Крыму преследуется за то, что он является патриотом Украины, а я не могу поехать домой и увидеть свою маму».

Однако тема предоставления национальной автономии не всеми воспринимается однозначно. И проблема здесь не в самих крымских татарах. На территории Украины в действительности существуют и другие народы, в частности гагаузы, которые также считаются коренным народом Украины и с которыми, как и со всеми представителями Южной Бессарабии, открыто и мощно работает российская пропаганда. Знаем, как Кремль умеет «вживлять» в те или иные структуры своих «троянских коней», которые в определенный момент становятся представителями целых движений. Тогда искренние идеи могут стать в лучшем случае подножками хорошим отношениям, в худшем — предметом раздора. Опыт разделять и властвовать у Москвы большой. Потому тема предоставления какой-либо автономии должна осуществляться особо осторожно и мудро, с осознанием ответственности всех народов и их представителей.

«Украинцы и крымские татары, которые живут в одном государстве Украина, имели в течение веков разную историю отношений, — убеждает Рефат Чубаров. — Часто мы объединялись против других противников, были между нами и столкновения. Но мы никогда не переходили границу, за которой стоит цель истребления друг друга как народа. Крымские татары знают, что такое геноцид. Но узнали они эту беду не от украинцев. Так же и украинцы пережили голодомор-геноцид. И в первом, и во втором случаях у нас общий источник опасности».

«СЕЙЧАС РФ ВЕДЕТ СЕБЯ В КРЫМУ, КАК МЕДВЕДЬ В ПОСУДНОЙ ЛАВКЕ»

«История с аннексией наглядно демонстрирует, что сам Крым не может существовать отдельно от Украины, — говорит «Дню» член Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания Сергей КОСТИНСКИЙ. — Украинское государство должно услышать крымскотатарский народ. И в этом плане сделано уже очень много. Постановлениями парламента крымскотатарский народ признан коренным народом Крыма в составе Украины. Должен быть принят закон о коренных народах Украины, а именно о статусе крымскотатарского народа, караимов и крымчаков. В этом законе должно быть выделено место под органы местного самоуправления — Меджлис и Курултай. Должен быть решен вопрос относительно использования или неиспользования процедуры квотирования при выборах местного самоуправления и в республиканские органы власти Крыма во избежание дискриминации крымских татар. Я, как человек, который всю жизнь прожил в Крыму, был свидетелем такой дискриминации, когда крымским татарам не давали возможности работать в судебной системе, правоохранительной системе и органах государственной власти. Этнические россияне обеспечивали в Крыму свою доминацию. От этого страдали не только крымские татары, но и этнические украинцы. Сегодня крымскотатарский народ является народом-узником. Если посчитать представителей этнических групп граждан Украины, которые больше всего задерживаются в Крыму и к которым приходят с обысками, то можно убедиться в том, что это, прежде всего, крымские татары».

«Отмечаю, что крымские татары никогда не стремились присоединить Крым к другому государству или создать отдельное свое, — продолжает Сергей Костинский. — Те россияне, которые раньше кричали, что крымские татары стремятся присоединить Крым к Турции, в конце концов оказались сами имперцами, поддержавшими аннексию Крыма РФ. История с аннексией наглядно демонстрирует, что сам Крым не может существовать отдельно от Украины ни экономически, ни любым другим способом. Но при этом крымским татарам нужно ощущение того, что они находятся в своем доме в украинском государстве».

Как уже говорилось, россияне и далее будут заигрывать с крымскими татарами на территории Крыма. Насколько действительно реальна угроза зарождения если не пророссийских, то хотя бы лояльных или терпимых к Кремлю настроений?

«Сейчас РФ ведет себя в Крыму по отношению к крымским татарам, как медведь в посудной лавке, — отвечает Сергей Костинский. — По сути, они вообще не понимают, кто такие крымские татары, крымские мусульмане, и не хотят понимать. Они работают по тому лекалу, по которому работают в Дагестане, Чечне. Те народы для них являются экстремистами, террористами. Так же они относятся и к крымским татарам. Так, они заигрывают с ними, но именно с теми людьми, которые имеют коррупционную заинтересованность. Это совершенно небольшой процент политиков и чиновников. Страна, которая считает себя правопреемником Советского Союза, не может пользоваться популярностью среди тех людей, чьи родители, деды и прадеды почувствовали на себе, что такое Кремль с его депортациями, тотальными дискриминациями и репрессиями».

«С весны 2014 года в стратегии по деоккупации Крыма мы сформулировали в качестве одного из пунктов изменения к Конституции Украины относительно статуса АР Крым как национально-территориальной автономии крымскотатарского народа, — утверждает главный редактор проекта BlackSeaNews, крымчанин Андрей КЛИМЕНКО. — Разумеется, с таким решением Украина опоздала, но сегодня это был бы мощный сигнал и крымскотатарскому народу, который находится в оккупации, и мировому сообществу, что Украина поддерживает права коренных народов и таким образом идет на подобный шаг. В данном случае этот шаг означал бы, помимо прочего, моральную поддержку крымских татар как основной проукраинской силы в Крыму. Я занимаюсь проблематикой крымскотатарского народа с 1988 года. Тогда началось массовое возвращение крымских татар домой. Когда говорят, что крымские татары отделятся от Украины и даже присоединятся к Турции, это бессмыслица. Этот народ является одной из опор государственности Украины».

Валентин ТОРБА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ