Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Мудрая сила

«Церковь-Мать не уступала свои канонические права над Украиной и взяла на себя инициативу решить украинский вопрос», — Патриарх Варфоломей
3 сентября, 2018 - 19:07
ФОТО С САЙТА PATRIARCHATE.ORG

Визит главы Русской православной церкви Кирилла к Константинопольскому Патриарху Варфоломию никак не приуменьшил ожидания сторонников предоставления Томоса Украинской поместной православной церкви. Подробностей мы не знаем, но информация, которая появилась в СМИ после встречи, имела позитивные сигналы. Многие назвали визит Кирилла — провальным.

Архиепископ Украинской православной церкви Киевского патриархата Евстратий (Заря) написал у себя на Facebook:

«Боимся только Бога». Если верить пророссийскому грекоязычному порталу церковных новостей Ромфеа, именно так сказал Вселенский Патриарх Варфоломий на встрече с Московским в ответ на угрозы «расколом всего Православия» через Томос автокефалии для Украинской Церкви.

«Мы не угрожаем и не воспринимаем угроз», — отметил Вселенский Патриарх.

«У нас нет денег, нет армии, нет силы, но мы боимся только Бога!» — добавил он.

Московский патриарх настаивал на том, что Украина находится в его юрисдикции и все должно оставаться, как доныне. Однако известно, что Патриарх Варфоломий в речи 1 июля публично отрицал, что юрисдикция над Киевской Митрополией кому-то передавалась каноническим путем. Также представители Константинополя (например митрополит Элпидофор) не раз отмечали, что Москва за 25 лет ничего не сделала для решения проблем в Украине, и ситуация не может оставаться такой, как доныне».

Как показывает ситуация, Вселенский Патриарх Варфоломий держит удар и демонстрирует последовательность в намерениях предоставить заветный Томос.

После отъезда Московского патриарха в Константинополе в Патриаршем соборе св. Георгия сразу началось заседание (Синакс) иерархов этой Церкви. Патриарх Варфоломий выступил с речью, в которой, в частности, остановился на трудностях, с которыми столкнулось украинское православие, назвав их трудностями не сегодняшнего дня, трудностями, которые не создал Вселенский Патриархат, но которые он должен и имеет законное право решить, говорится на сайте uocofusa.org (перевод — risu.org.ua).

Остановимся подробнее. Патриарх Варфоломий сделал экскурс в историю, во времена, когда произошло присоединение православной Киевской митрополии Константинопольского Патриархата к Московскому. Речь шла о 1686 годе, когда Вселенский Патриарх Дионисий IV и Священный Синод Константинопольской Церкви под давлением сложных исторических обстоятельств выдали противоречивый Томос о передаче Киевской митрополии в каноническую юрисдикцию Московского Патриархата.

«Все началось в начале 14-го века, когда престол Киевской митрополии был перенесен без канонического разрешения Матери-церкви в Москву. И с того времени со стороны наших киевских братьев продолжались беспрестанные усилия получить независимость от церковного контроля со стороны Московского центра. Действительно, упрямство Московского Патриархата стало причиной  раскола, от которого до сих пор страдает народ Украины», — отметил в речи Варфоломий I.

По словам Вселенского Патриарха, рассмотрение этого вопроса, учитывая святые каноны, не оправдывает никакого вмешательства со стороны Церкви России, поскольку это не юрисдикция Московского Патриархата. Киевская Митрополия, отметил в который раз Патриарх Варфоломий, «остается постоянно и непрерывно в канонической зависимости  от Константинопольской Церкви-матери».

Патриарх акцентировал на том, что Церковь-мать (Константинопольский Патриархат) не уступала свои канонические права над Украиной, и в той ситуации, которая сегодня сложилась в украинском православии, и сложилась из-за России, которая не смогла решить проблему, Вселенский Патриархат взял на себя инициативу решить украинский вопрос. Такую ответственность имеет Церковь-мать, в соответствии с полномочиями, предоставленными ей Священными Канонами и учитывая юрисдикционную ответственность Константинополя над Киевской митрополией.

Патриарх Варфоломий сообщил иерархам Вселенского Патриархата о просьбе предоставить Томос на автокефалию Украинской православной Церкви от парламента Украины, а также о периодических обращениях от Патриарха Киевского Филарета об обжаловании его дела (то есть снятие анафемы, наложенной Московским Патриархатом. — Ред.).

Патриарх Варфоломий в своей речи вспомнил епископа и профессора Макария Кристополиса, который долгое время изучал украинский вопрос и направил официальный доклад на 90 страниц по этому поводу  епископату Константинополя.

Изучив все соответствующие церковные каноны, кантонисты Вселенского Патриархата сделали вывод, что «только один Константинопольский Патриарх имеет привилегию судить и решать конфликты епископов, духовенства и митрополитов других Патриархов».

«Миссия Вселенского Патриархата не заключается в навязывании новых экклезиологических принципов, но в сохранении истин веры, традиций и вдохновенных святоотцовских учений, созданных много веков назад. Экуменический Патриархат несет ответственность за решение вопросов в церковном и каноническом порядке, поскольку он единственный имеет каноническую привилегию выполнять этот высокий долг», — резюмировал Патриарх Варфоломий.

Как видим, Вселенский Патриарх апеллирует историческими фактами, знаниями и правдой. Это та основа, которой нет у Московского патриархата. Последний действует с помощью силы, финансов и лжи. Библиотека газеты «День» в течение 15 лет как раз направлена на то, чтобы развенчивать московские мифы и подготовить интеллектуальную почву для украинцев. Еще в 2015 году «День» издал книгу «Повернення в Царгород», которая имеет непосредственное отношение к нынешней теме. «Когда к истории наследия Византии (как и Киевской Руси) обращается Россия, то это превращается в безуспешное стремление найти то, чего нет. Для Украины же это — лучший путь познать путь», — пишет в Слове к читателям главный редактор «Дня» Лариса Ившина.

«Следует понимать, что агрессивная политика Москвы, и в настоящий момент, и в далеком прошлом коренится в глубоко скрытом и неосознанном комплексе вассальной зависимости — зависимости от нашей истинной, Киевской Руси, от неискаженной имперскими подтасовками истории, — пишет дальше Лариса Ившина. — Разве не об этом свидетельствует трагикомический проект сооружения в Москве памятника Владимиру Великому, нашему киевскому князю? Я оцениваю это с грустной иронией: когда-то они состязались за звание «Третьего Рима», пролили реки крови, испортили ради этого мегатонны бумаги, а теперь стремятся, в сущности, стать «вторым Киевом»... А все от того, что нет смелости поставить вопрос: кто же они такие? Именно здесь — корень великодержавного экспансионизма России. Они точно знают, где спрятана «игла Кощея» — на Печерских холмах. Так как украденная, чужая история не прижилась, не «проросла» в России. Чтобы заполнить пустоту — творятся  новые преступления.  Творятся и ради того, чтобы закамуфлировать преступления прошлые».

Как могут развиваться события по предоставлению Томоса Украинской Церкви дальше? Комментарий «Дню» дает Людмила ФИЛИПОВИЧ, доктор философских наук, заведующая отделом истории религий и практического религиеведения отделения религиеведения Института философии НАН Украины:

— Мы надеемся, что украинский вопрос в православном мире наконец будет решен. Думаю, не только меня, но и других не отпускает ощущение, что в противостоянии между Константинопольским и Московским патриархатами, между Украиной и Россией весы все-таки склонись на сторону Константинополя и Украины. Конечно, пока мы не можем сказать, что РПЦ и Кирилл проиграли, но в данной ситуации Константинополь укрепил свои позиции. Ему удалось убедить своих иерархов и митрополитов православных церквей в необходимости сохранения единства, несмотря на то, что украинская церковь получит автокефалию. Это были и есть очень сложные шахматные комбинации, поскольку Москва всегда давила своей численностью прихожан и количеством приходов, потому что она пока остается наибольшей церковью в православном мире. Но как показывают нынешние события, не все победы добываются численностью. Оказывается, победы могут добываться ежедневным, ритмичным, но тихим трудом.

Сам процесс относительно автокефалии не прекращался с 1917 года. В 2008-ом, когда в Киев приехал патриарх Варфоломий, мы, да и он, были еще не совсем готовы. Вселенский патриарх тогда придерживался совсем другой модели признания автокефалии церкви. Но события последних лет, в частности связанные с аннексией Крыма, оккупацией части Донбасса, войны плюс отказ РПЦ признавать Всеправославный собор 2016 года, сыграли нам на руку. Поскольку не только в православном мире, но и на Западе, Путин и его церковь начали серьезно напрягать всех. Кто-то все-таки должен был проявить мудрую силу. И, как ни странно, им стал духовно-религиозный лидер православного мира — патриарх Константинопольский.

Нам нужно быть готовыми к тому, что с приобретением Томоса для украинской церкви наступят непростые времена, потому что очень разными являются те субъекты, которые будут втянуты в процесс создания Украинской поместной православной церкви. Плюс извне нам будет «помогать» Россия. Минимум, что они будут делать, — это будут опровергать предоставление Томоса. Видите, они же даже не отобедали после встречи в Стамбуле, собрались и поехали разрабатывать план сопротивления украинский православной церкви. В действительности Кирилл сегодня в очень непростой ситуации. В Кремле его поставили перед фактом: или автокефалия, или патриарший куколь. Если его оставят на должности, значит, светская власть попытается принять его позицию, а его позиция была достаточно молчаливой. «Хорошо-хорошо», — сказал он после встречи с Варфоломием. Если его сменят, значит, не справился. Но он может прибегнуть и к определенной оппозиции к современной власти в России. Увидим.

Думаю, к середине октября станет ясно, куда будет направляться этот корабль. Авторитет Вселенского патриарха укрепился, он ведет себя разумно и мудро: всех выслушивает, но делает так, как нужно именно Константинопольскому патриархату. До сих пор он не хотел портить свои отношения с РПЦ, но времена изменились. Русская православная церковь пошла на поводу у общей геополитики России. Нужно было все-таки придерживаться дистанции, ведь у церкви свои задачи и миссия.

Синод Константинопольской церкви должен принять решение не просто о предоставлении Томоса, но и о процедуре — что и как должно быть? После этого мы ожидаем, что будет созван собор. Сейчас как раз решается — это будет архиерейский собор в составе тех, кто направил обращение к Варфоломию о предоставлении Томоса или это будет всеправославный собор. Но собрать людей со всей Украины, наверное, будет сложно, поэтому скорее церкви ограничатся именно архиерейским собором. Дальше должен быть избран предстоятель единой церкви, который получит от Константинополя (неизвестно это будет сам патриарх Варфоломий или он пришлет своего почетного представителя) Томос. Так должно быть, однако есть много разных обстоятельств. Константинопольцы никогда не спешили, они, в отличие от нас, измеряют время веками.

Сейчас самое главное — изменить сознание людей, ведь у них в головах много мифов. Должна быть инициатива государства, чтобы работали социальные психологи, эксперты, которые будут объяснять людям, что означает этот шаг и что он нам даст. Если церковь хочет быть поместной, она должна опереться на социальную прослойку, на верующих. Нужно работать с людьми. Автокефалия — это позавчерашний шаг, который нужно было осуществить. Уже все нормальные нации имеют самостоятельные церкви.

Иван КАПСАМУН, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ