Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Надежда с нами!

«...Спасибо всем людям за то, что вы боролись за меня и за каждого»
25 мая, 2016 - 19:11
ФОТО REUTERS

Два года плена, два года войны... Не выдерживали танки, сдавали нервы, частично прогнулся даже мир. Она же пережила, выдержала, победила и дала надежду. И, ступив на украинскую землю, Надежда нашла нужные слова: «Прошу прощения у тех матерей, сыновья и дочери которых в неволе. А я — на свободе!». При этом Савченко не церемонилась в диалогах и не купалась в пафосных торжествах. Ее первая реакция — армейские команды журналистам, определение своей территории и акцент на субординацию. Как будто с того дня, когда она двинулась в ад под Луганском, и этим днем ее свободы кто-то вычеркнул время. И она вновь готова к бою.

День в день во вторую годовщину выборов Президента Украины информационные ленты буквально разорвали сообщения об освобождении Надежды Савченко. Еще утром сестра Надежды Савченко Вера газете «День» сообщила, что ей пока что ничего не известно о возможном возвращении Надежды в Украину. «Я слежу за сообщениями от Президента», — сказала она, но когда Вера Савченко с матерью прибыли в Борисполь, сомнения относительно возвращения Надежды отпали окончательно. До того на стол Президента легли документы о помиловании двух российских ГРУшников, хотя российская сторона отрицала возможность обмена этих кадровых военных РФ на Савченко. Россия не признает собственных ГРУшников своими, потому что тогда легализуется российская агрессия, а Савченко Кремль рассматривает не как военнопленную, а как «преступницу».

ПРЕЗИДЕНТ ПЕТР ПОРОШЕНКО ВРУЧИЛ НАДЕЖДЕ САВЧЕНКО «ЗОЛОТУЮ ЗВЕЗДУ» ГЕРОЯ УКРАИНЫ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Понятно, что такой обмен носит характер спецоперации, а не просто политического или правового акта. Поэтому о нем никто не знал вплоть до 25 мая. Российские СМИ в этот день распространили информацию, что Порошенко летит из Киева в Ростов. Намек ясен — путь Януковича. С самого начала РФ играло «в города»: суд над Савченко в «российском Донецке» Ростовской области (часто случался каламбур с украинским Донецком на оккупированном Донбассе). Целая драматургия, за которой драма тысяч человек. И образом этой драмы стала не только Надежда, но и десятки других украинцев, являющихся пленниками кремлевского режима. А за ними сотни и тысячи убитых, покалеченных и тех, кто никогда не забудет и не простит. Последний пункт — принципиальный. Не забывать и не прощать, ведь даже в эти дни погибло семеро украинских военных (больше всего с начала года) и двое попали в плен. Такой себе «обмен». И, в конце концов, обмен на кого или на что?

«УВИДЕВ ЕЕ В ФУТБОЛКЕ «Дня», МЫ ПОЧУВСТВОВАЛИ НЕВЕРОЯТНУЮ ГОРДОСТЬ», — ТАК МЫ ПИСАЛИ 18 ДЕКАБРЯ 2015 г. СЕГОДНЯ МЫ ГОВОРИМ — ОНА ПОБЕДИЛА! ПОЗДРАВЛЯЕМ НАДЕЖДУ И ВСЕХ НАС! / ФОТО МАРКА ФЕЙДИНА С TWITTER

Год назад задержали российских военных Ерофеева и Александрова под Счастьем — именно там, где и была взята в плен Надежда Савченко. Стоит вспомнить, что задержание этих двух российских ГРУшников произошло благодаря рядовым украинским военным, а огласку история с ними приобрела исключительно потому, что один из военных имел доступ к интернету и обнародовал этот резонансный факт. Иначе и Александров, и Ерофеев пополнили бы списки «сотен задержанных российских военнослужащих», о которых почему-то «нельзя говорить в СМИ», как сообщало высшее военное руководство год назад. И это важный акцент, ведь, кроме Надежды, за решеткой и в подвалах остаются сотни военных и гражданских украинцев. О многих из них общественность даже не слышала, не говоря уже об осведомленности об их судьбе.

СДЕРЖАННАЯ ВСТРЕЧА / ФОТО РЕЙТЕР

Нужны ли ГРУшники Путину? «Своих холопов мы вольны жаловать и казнить», — писал Иван Грозный первому российскому диссиденту Андрею Курбскому. Но можно вспомнить  даже циничное, злое письмо Ивана Грозного своему преданному «холопу» Василию Грязнову, который попал в плен к крымчакам. В этих письмах есть все, что нужно для понимания поведения Кремля. Философия московских «царей» за все это время не изменилась — ни во времена Сталина, который своего «рядового» сына «на генералов» не менял, ни теперь при «царе»-олигархе мирового масштаба Путине.

Фактически Путин сам своими вроде бы безумными, дерзкими и незаконными действиями (волновала ли Путина когда-либо законность?) превратил обычного офицера «Айдара» Надежду Савченко в персону с усиленным вниманием, и тем самым повысил ее цену на фоне других заключенных.  Теперь РФ может на международной арене в очередной раз поднимать вопрос снятия санкций и давления на Украину для проведения выборов на оккупированной территории Донбасса. О Крыме, кроме формальных заявлений, вообще давно уже речь не идет, и только Госсекретарь США Джон Кэрри в Брюсселе с паузами отчеканил фразу: «Только не думайте, что мы забыли о Крыме!» Другие слишком европеизированные политики обязательно используют этот факт для того, чтобы лишний раз сесть за один стол с нефтегазовым палачом. Но не можем забывать: мы — украинцы. Точно так, как и не забывать о других пленных — в казематах РФ и подвалах на оккупированных территориях.

Судилище над Надеждой Савченко и история с ее освобождением после того, как российские бандиты ее взяли в плен, на этом этапе является прологом к другой истории — Надежда Савченко в Украине. «Надежда выдержала испытание несвободой, — говорит главный редактор «Дня» Лариса Ившина. — Теперь наступает время другого испытания — свободой».

Какова будет ее роль в политикуме? Газета «День» писала о том, что по возвращении Надежды нынешняя «элита» будет ее «обрабатывать», то есть «подстраивать» под соответствующие политические цели и проекты. Именно поэтому после борьбы за Савченко, должна начаться борьба Савченко за саму себя уже в новых реалиях, где вокруг не будет надзирателей и судей, а будут льстивые лица с улыбками и предложениями, от которых вроде бы «нельзя отказаться». При этом все знают (и те, «кому нужно», знают еще лучше) вспыльчивый характер Надежды, иначе говоря, ее психологический портрет. А это значит, что она в определенный момент может стать торпедой для процессов или хаотических, или тех, которые кое-кто верно регулирует. Причем торпеду эту могут действительно запустить из РФ. Иначе говоря, Надежде Савченко ни в коем случае нельзя допустить превратить себя из героини на «проект». Для украинцев Надежда в настоящее время является надеждой на альтернативу той загнившей политико-олигархической среде, которая доминирует в Украине и фактически тянет ее на дно во время войны. Это уже не просто героизм, как исторический эпизод. Это — миссия.

«НАДЕЖДА СТАЛА СИМВОЛОМ НАЦИИ, И Я НЕ ХОЧУ, ЧТОБЫ ОНА СТАНОВИЛАСЬ УКРАИНСКИМ ПОЛИТИКОМ»

Дмитрий ТИМЧУК, народный депутат:

— Надежда — это наш миф в хорошем понимании этого слова. У нас очень много героев, которые показали себя настоящими патриотами. Они потеряли не только здоровье, но и жизнь. К сожалению, эти имена очень слабо узнаваемы в обществе. Если сейчас спросить у прохожих о том, каких самых известных «киборгов» они знают, то немногие из них уверенно назовут их имена. Это очень плохо. Надежда — это наш герой, которого очень хорошо восприняло общество, она стала символом украинского духа и непоколебимости. Именно поэтому Савченко стала символом консолидации  нации.

Но я боюсь, что при возвращении Надежды в Украину ее образ будет дискредитироваться именно с политической стороны, хотя он жизненно необходим нашей стране. Сейчас она выступает не в роли украинского политика, и я бы не хотел, чтобы она в такой роли выступала. Более того, я сам не считаю себя украинским политиком, хотя в политическом поле существую два года, ведь этот срок предусматривают очень много негативных вещей. Украинская политика — это очень специфическая сфера, требующая разного рода «договорняков» и постоянных подковерных игр. Конечно, в идеале хотелось бы, чтобы благодаря Надежде украинская политическая реальность изменялась, но побаиваюсь, что эта среда лишь поглощает в себя и не способна к изменениям.

Прибавлю, что мы «профукали» тот потенциал для обмена, который имели с начала июня 2014 года. Тогда мы брали в плен очень много российских военных, которые даже не прятали свои документы. По нашим подсчетам, в 2014 году у нас в руках находилось минимум 300 российских военных, которых можно было четко идентифицировать. Когда мы спрашивали у наших компетентных органов, почему эти персоны не предъявляются украинской и мировой общественности для того, чтобы доказать факты российской агрессии, а не якобы гражданского конфликта, то нам отвечали, что наша сторона этот потенциал использует для обмена на пленных украинцев. Это была дилемма — с одной стороны, Украина должна делать все, чтобы освободить своих граждан, а с другой, мы таким образом в глобальном плане теряли конкретные доказательства преступления Кремля против нашей страны с соответствующими последствиями. Потом РФ сориентировалась и уже начала маскировать своих военных или просто отказываться от них, якобы они уже не состоят в рядах российской армии. Но подчеркну, что обмен Надежды Савченко, которая стала нашим символом, на российских ГРУшников — это шаг, где «торг не уместен».

«БОЛЬШУЮ РОЛЬ СЫГРАЛА СЕСТРА ВЕРА»

Владимир РУБАН, руководитель Центра освобождения пленных ОО «Офицерский корпус»:

— О том, чем еще, кроме Александрова и Ерофеева, пожертвовала Украина для обмена Савченко, вам не скажу ни я, ни кто-либо другой. Все это нужно назвать одним словом — обмен. И все. В настоящий момент распалась цепь, которая связывала наших заключенных, которые сейчас находятся в тюрьмах РФ. Сейчас все будут работать на то, чтобы освободить и других украинцев из российских тюрем. Соответственно, мы будем направлять в РФ пленных.

Если кулуарно на уровне Минска не удается решить вопрос с обменом, то как нужно действовать? Тогда нужно кричать. И в том, что Надя оказалась на свободе, большую роль сыграла ее сестра Вера. Политики, которые сейчас используют имя Надежды, в действительности сделали для этого очень мало. И делали это под давлением СМИ и общественности, которую, в свою очередь, постоянно беспокоила Вера. Иногда даже нужны были определенные «уколы» политикам, чтобы один президент позвонил по телефону другому президенту. Конечно, и сейчас Надежду будут пытаться использовать в разного рода политических проектах, но я убежден, что она не даст себя использовать. Считаю, что сейчас Надежде нужно отдохнуть, подлечиться и потом заняться делами. Хотя она такая, что и из аэропорта, если бы работала Верховная Рада, поехала бы в парламент.

Валентин ТОРБА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ