1 декабря — точка бифуркации советской системы. В этот день украинский народ 90,32 процентами голосов перед всем миром доказал, что стремится к независимости. Результаты голосования стали для советской элиты полной неожиданностью и тем, о чем трудно и нежелательно было думать. Но цепная реакция была запущена — без Украины Советский Союз не имел будущего. 8 декабря было подписано Беловежское соглашение; 21 декабря — Алма-атинская декларация; 23 декабря — признание Организацией Объединенных Наций государств — субъектов Беловежского консенсуса своими полноправными членами.
Через 25 лет в Киеве состоялось беспрецедентное событие. 1 декабря Украина приняла у себя государственных деятелей стран «Балто-Черноморского союза» для обсуждения общей геополитической стратегии будущего. Так, при организации Международного центра Балто-Черноморских исследований и консенсусных практик состоялся Форум государственных деятелей региона, среди которых Леонид Кравчук, Виктор Ющенко, Валдис Затлерс, Станислав Шушкевич, Петр Лучинский, Геннадий Бурбулис. Газета «День» выступила эксклюзивным информационным партнером мероприятия.
ИГРИВОЕ НАСТРОЕНИЕ ВТОРОГО ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ ЛЕОНИДА КУЧМЫ НЕСКОЛЬКО РЕЗОНИРОВАЛО С ОБЩИМ ПОВЕДЕНИЕМ ОСТАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ ВСТРЕЧИ
Идея интегрированного объединения стран восточной Европы в рамках условной географической оси «Балтийское море — Черное море» «витает» в воздухе уже давно. Впервые она была сформулирована еще в первой половине ХІХ века польским интеллектуалом Е.А.Чарторыйским. Впрочем, четкие геополитические очертания концепция Балто-Черноморского союза, или так называемого проекта «Межморья», как конфедерации государств от Балтийского до Черного и Адриатического моря, приобрела уже в модерную эпоху, после завершения Первой мировой войны и распада больших европейских многонациональных империй.
В соответствии с концепцией Ю.Пилсудского, ряд стран Центрально-Восточной Европы (Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Югославия, Молдова, Латвия, Эстония, Литва, Беларусь и Украина) должны были объединиться в рамках партнерского блока государств «от моря до моря» как альтернативная сила в Европе в противовес России и Германии. Идея подобного союза активно поддерживалась и разрабатывалась также украинскими интеллектуалами, в частности Ю. Липой, С. Рудницким и М. Грушевским. Позже сторонником такого союза выступил и Вячеслав Чорновил.
ЕСТЕСТВЕННО, ЗАСЕДАНИЕ ТАКОГО СОСТАВА ЭКС-ПРЕЗИДЕНТОВ В КИЕВЕ ВЫЗВАЛО ИНТЕРЕС СМИ И ЭКСПЕРТОВ
В 2015 году идея создания Балто-Черноморского альянса была актуализирована новоизбранным президентом Польши Анджеем Дудой. В настоящее время, перед лицом реальных опасностей и в условиях «гибридной» военной обстановки, есть особенная потребность в кооперации стран региона. Промедление с принятием Украины в ЕС и НАТО требует от нас поиска союзников для защиты своей независимости и суверенитета от российской агрессии. Такими потенциальными союзниками являются, прежде всего, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Румыния, Молдова и Грузия, которые, как и Украина, не раз были жертвами имперской политики царской, советской и путинской России. К преимуществам создания Балто- Черноморского союза можно отнести удачное геостратегическое и компактное расположение стран Межморья на пути пересечения транспортных и энергетических коридоров, взаимодополняемость экономик, длительные исторические контакты и взаимодействуя, всхожесть этнического менталитета, мировоззренческого, культурных и цивилизационных принципов.
«Принимая к сведению рост глобальных и региональных вызовов и угроз в результате системного кризиса на рубеже ХХ—ХХI веков, мы видим назревшую потребность в новых методах и способах диалога, доверия, взаимного уважения и консенсуса», — идет речь в общей декларации, которую подписали Бурбулис, Валенса, Затлерс, Кравчук, Кучма, Ландсбергис, Лучинский, Рейтель, Шушкевич, Ющенко.
• Вопросы, которые звучали на презентации, прежде всего, касались безопасностной составляющей, отношения к Минским договоренностям и решения военного конфликта. «От кого зависит прекращение войны? Я часто говорю: от Господа Бога и Путина», — красноречиво отметил Леонид Кучма. Показательно это слышать от человека, действия которого, главным образом во времена президентства, привели Украину сегодня к состоянию войны. Да еще и сравнил Путина с Богом. А кто подписал Минские договоренности от Украины, которые фактически загнали страну в тупик? Разве не Кучма. Вообще поведение Кучмы во время этого мероприятия было нахальным и пренебрежительным (кстати, покинул мероприятие и ушел раньше). Когда, например, Петр Лучинский заявил, что «Молдова хочет в Европу, но за хорошие отношения с Россией», то Кучма очень оживился и начал шутить в своем неповторимом стиле: «Какие молдаване хитрые, а мы думали, что мы...»
• Леонид Кравчук в свою очередь подчеркнул: «Я надеюсь, что наша инициатива позволит донести, в том числе и до президента России, новый взгляд на вещи. Главный смысл нашего института — достучаться до него». На самом деле прислушиваться будут только к сильным. Пока же нынешняя власть в Украине принимает решения не на опережение, а вдогонку. Если заявленная инициатива принесет пользу, это будет только приветствоваться.
• Витаутас Ландсбергис на вопрос об опасности со стороны России для балтийских стран отметил, что «мы все боимся реванша тех, кто оплакивает тюрьму. Они не просто «плакальщики», а готовы действовать агрессивно». Арнольд Рюйтель подчеркнул, насколько принципиально ставился вопрос независимости от Москвы, и особенно — роль на этом пути солидарности и сотрудничества балтийских стран. «После Беловежских соглашений что— то пошло не так. А именно: империя была уничтожена, а имперскость — нет, — считает Геннадий Бурбулис, и дополняет: — Имперскость — это болезнь, рабство большинства и безнаказанность верхов». По сравнению с другими представители балтийских стран и Бурбулис как раз выглядели наиболее достойно и интеллектуально.
• На вопрос корреспондента «Дня» о сотрудничестве создаваемой Балтийско-Черноморской платформы с Европейским Союзом Ющенко отметил, что сегодня наблюдается крах политики безопасности Европы, в частности мир утратил закрепленный в Хельсинских соглашениях принцип территориальной целостности. С другой стороны, Петр Лучинский подчеркнул, что 4 представителя стран, которые подписались под Меморандумом, являются действительными членами ЕС. Поэтому речь идет не о конкуренции, а об усилении эффективности и сотрудничества.
• Ирина Верещук, президент Международного центра Балтийско- Черноморских исследований и консенснусных практик, заявила, что начинается наработка концептуальных решений в политической, экономической, гуманитарной и безопасностной сферах, доступным будет обсуждение и представление результатов.