Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сигнал Вселенского Патриарха

Почему процесс получения Томоса Украинской православной церкви должен сопровождаться большой просветительской работой
3 июля, 2018 - 11:12
ФОТО C САЙТА STAVROPIGIA.LVIV.UA

В выходные появилось новое заявление Вселенского Патриарха Варфоломея I, что касается Украины. Архиепископ УПЦ КП Евстратий (Заря) процитировал на своей фейсбук-странице сообщение пресс-службы Вселенского Патриархата. «Во время своего выступления в тронном зале, после Панихиды в 40-й день по усопшему митрополиту Перги Евангелом, что состоялась в воскресенье, 1 июля 2018 года, в Патриаршей Церкви на Фанари, Вселенский Патриарх Варфоломей сказал о своей неизменной заботе/заинтересованности в решении/лечении украинского церковного вопроса и возобновлении единства разделенного церковного тела в стране. Его Всесвятость напомнил о том, что Константинопольская Церковь всегда заботилась и решала много сложных церковных вопросов в интересах народа Божьего и сохранения Всеправославного единства, и сегодня борется для окончательного урегулирования церковных дел в Украине», — идет речь в этом сообщении.

Говоря о личности покойного иерарха Вселенского Престола, Патриарх Варфоломей отметил, что «митрополит Евангел, работая в качестве члена нескольких Синодных Комиссий по решению разных вопросов, всегда исходил из критериев истории, канонов и логики». «И сегодня, если бы он был среди нас, он помогал бы в нынешней проблеме и важном деле урегулирования украинского церковного вопроса, потому что это логично, и мы желаем, как Мать-Церковь, возобновления единства в Украине разделенного церковного тела — десятков миллионов верующих, крещенных и просвеченных непосредственной заботой и миссионерской деятельностью Вселенского Престола...», — отметил Патриарх Варфоломей.

Архиепископ Евстратий (Заря) прокомментировал в «Фейсбуке» о чем, по его мнению, свидетельствует эта речь. Он обратил внимание на многие аспекты, например, на то, когда это состоялось, на важность формулы о «разделенном церковном теле» при описании ситуации в Украине. Представитель УПЦ КП подытоживает: «Этой речью Патриарх еще раз удостоверяет решительный настрой развязать украинский церковный вопрос. В свое время Патриарх успешно действовал в решении кризисных ситуаций в Церквях Албанской, Кипрской, Иерусалимской. А следовательно, не отвечают действительности утверждения, будто Вселенский Патриарх после визита к нему делегации МП из Украины согласен «отложить дело».

АВТОКЕФАЛИЮ ПОДДЕРЖИВАЕТ 31% НАСЕЛЕНИЯ

В конце мая фонд «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива совместно с социологической службой Центра Разумкова провел общенациональный опрос, чтобы узнать, насколько жители страны поддерживают создание поместной православной церкви в Украине. Исследование охватило все регионы Украины, за исключением Крыма и оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей. В целом опросили 2019 респондентов в возрасте от 18 лет, теоретическая погрешность выборки не превышает 2,3%.

По результатам опроса, создание в Украине автокефальной поместной православной церкви поддерживает 31% среди всего населения. В то же время 35% этот вопрос безразличен, еще 14% не имеет определенного ответа. Не поддерживает создания автокефалии 20%.

Уровень поддержки автокефалии отличается по регионам. Так, «за» этот шаг 58% опрошенных в западном и 35% в центральном регионах. На юге поддерживают создание автокефалии всего 9% (против — 24%), на востоке — 10% (противников — 28%), на Донбассе — 28% (против — 18,5%). Однако, обращает внимание Максим ПАРАЩЕВИН, кандидат социологических наук, эксперт фонда «Демократические инициативы», значительная часть населения в разных регионах относится к идее создания единой поместной православной церкви безразлично или не имеет определенного ответа. На юге таких людей 66%, на востоке — 62%, на Донбассе  — 53%, в центре — 47%, на западе — 30%.  

Социолог констатирует, что в целом 11% населения уверенны, что создание единой поместной автокефальной православной церкви в Украине принадлежит к первоочередным вопросам. В то же время 23% считают этот вопрос актуальным, но не первоочередным. Еще 23% считают вопрос неактуальным, потому что создание или несоздание единой поместной православной церкви ничего не изменит. И 26% придерживаются мнения, что такой вопрос затрагивать не стоит, потому что будет лишь вред.

Также 57% населения считает, что представители власти не должны приобщаться к созданию единой украинской православной церкви. При этом 17% полагают, что представители власти могут помогать инициативам православных церквей. И только 7% считают, что представители власти должны активно действовать в этом вопросе по собственной инициативе.

«НАМ НЕДОСТАЕТ ОБЩЕ-ГОСУДАРСТВЕННИЧЕСКОГО ВЗГЛЯДА»

«Эти данные, по большому счету, говорят о том, что украинское общество, украинская церковь, а особенно украинская власть не готовы к получению украинской церковью автокефалии, как это не сложно и болезненно об этом говорить, — комментирует результаты исследования фонда «Демократические инициативы» Людмила ФИЛИПОВИЧ, доктор философских наук, заведующая отделом истории религий и практического религиоведения отделения религиоведения Института философии НАН Украины. — Мы не использовали эти 25 лет эффективно для того, чтобы убедить украинское общество в необходимости независимой поместной православной церкви для Украины».

Также пани Людмила напоминает, что ни одна автокефальная православная церковь не появлялась без инициативы и прямого вмешательства светской власти. «Поэтому здесь мы без этого не обойдемся, но я за концентрацию, за объединение, за единство в решении такого сложного вопроса», — отмечает эксперт.

Людмила Филипович поддерживает создание единой поместной православной церкви в Украине. «Но перестройка собственной автокефальной православной церкви  нас только ожидает. Не суть только назваться поместной, независимой — нужно стать такой церковью, — продолжает эксперт. — Для всех найдется очень много работы с тем, чтобы эта церковь стала церковью для народа и народной по своей сути. Дрязги немного будут, без сомнения. Нам недостает общегосударственнического взгляда, когда ты себя рассматриваешь не как основной объект, а как того, кто может способствовать или нет определенному процессу. Здесь объектом является украинский народ, украинское государство. Все, что способствует его утверждению, улучшению должно быть поддержано со стороны каждого гражданина».

«ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛЬНЫЕ СМЫСЛЫ ЗАДАЮТСЯ ТАКИМИ ВЕЩАМИ КАК РЕЛИГИЯ»

«День» спросил Людмилу Филипович, как на процесс получения Томоса могут повлиять визиты к православным иерархам делегаций под руководством народного депутата Вадима Новинского. «Это влияет. Даже если Патриарх принял решение предоставить нам Томос и включиться в процесс автокефализации нашей церкви, негативная реакция портит настроения, скажу так. А здесь не просто он (Новинский. — Ред.) приехал — он вкладывает огромные средства, делает колоссальные усилия, которые сугубо энергетически могут повлиять на ситуацию, — комментирует религиовед. — Но Константинопольский Патриарх — очень «крепкий орешек». Этот человек понимает в современной политике и не может принимать те или другие решения, не учитывая реакцию окружающего мира».

По мнению Людмилы Филипович, главный инструмент, который может уменьшить количество безразличных к теме создания автокефальной церкви, — просветительский. «Преподают в школах хоть что-то о религии? Нет. Обязательно нужно читать историю религий, чтобы давать какие-то первичные знания. Потому что религия — это совокупный культурный опыт всего человечества, — рассуждает эксперт. — Экзистенциональные смыслы задаются именно такими вещами как религия. Это преподавание религиоведения в вузах, фильмы на религиозные темы, книжки, поэзия. Я за то, чтобы общество дышало двумя легкими, чтобы это была и часть религиозная, и часть светская».

О ПРИЗНАНИИ САМИХ СЕБЯ

В упомянутой в начале речи Патриарха Варфоломея еще есть такие важные слова: «Пусть не забывается, что Константинополь никогда не давал разрешения передавать территории Украины кому-либо, кроме права хиротонии Киевского митрополита в Москве на условиях его избрания соборно в Киеве на местном Соборе и при безусловном упоминании Вселенского Патриарха. Это сказано в Томосе об автокефалии, что Мать-Церковь даровала Польской церкви: наш Престол не признал отделения Киевской Митрополии и зависимых от нее православных Церквей Литвы и Польши и их присоединения к Московской Церкви, которое было осуществлено против канонов и не были соблюдены права Киевского митрополита, который имел титул Экзарха Вселенского Престола».

Здесь хочется процитировать материал одной из самых мощных украинских религиозных журналисток, автора «Дня» Клары Гудзик. Ее колонка «Патриарший Томос» написана в 1999 году, как раз когда исполнилось 75 лет со времени, как Православная церковь Польши получила статус автокефальной. «Почему у нас такая невезучая история? — рассуждала Клара Филипповна. — Вот, скажем, Польша. После Первой мировой войны ее народ не только добился, в отличие от Украины, признания своего государственного статуса мировым сообществом, но даже небольшое общество православных иммигрантов Польши (в большинстве украинцев) сумело стать Автокефальной церковью. И всего за четыре года. Наших православных хватает на три больших мировых церкви, и ни одна из них не имеет канонической автокефалии. Не видно также, когда будут иметь. Украинские православные, которые являются членами независимых (но неканонических) УПЦ КП и УАПЦ, сегодня подлежат заметной дискриминации — со стороны как части общества, так и государственных чиновников — даже у себя дома. Может, именно здесь кроется причина — в том, что мы сами себя не признаем и не уважаем?» 

Мария ПРОКОПЕНКО, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ