Это действительно тот уникальный случай, когда к человеку относились с уважением и сторонники, и враги. Фактически всю свою жизнь Левко Григорьевич посвятил Украине — сначала восстановлению ее независимости, а затем — ее развитию. И очень символично, что свой день рождения он праздновал в день провозглашения независимости Украины — 24 августа. Но на этот раз не удалось. Левко Лукьяненко умер 7 июля (после болезни), не дожив до своего 90-летия и до 27-й годовщины независимости всего лишь полтора месяца. Каким останется Левко Григорьевич в нашей памяти? Какова его роль в истории Украины?
«ОН ВСЕ ИЗМЕРЯЛ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ УКРАИНЫ»
Леонид КРАВЧУК, первый Президент Украины:
— Левко Григорович Лукьяненко занял в истории борьбы за независимую Украину достойное место. Он начал свою борьбу за Украину и ее независимость еще в советский период. Это было время именно советской истории Украины. Начал он этот путь очень взвешенно, системно и последовательно готовясь к более активной борьбе в дальнейшем. Конечно, советская власть не могла смириться с этим и вынесла ему приговор. Это одна из немногих политических личностей нашего государства, перенесших приговор — смертное наказание.
Больше о Левке Григорьевиче я узнал уже после обретения Украиной независимости. Особенно в период с 19 по 24 августа 1991-го года, когда решался вопрос Акта о государственной независимости Украины. Это было сверхсложеное время и кому-то должна была принадлежать идея и фраза — давайте примем соответствующий документ. Автором этого мнения, организации, политического и теоретического обоснования был Левко Лукьяненко. Он был, подчеркиваю, первым соавтором этого документа. И то, что Левко Григорович всегда спокойно и взвешенно оценивал ситуацию, было весьма показательным. Я не помню его внешне агрессивным или грубо некорректным с точки зрения употребления аргументов. Он обстоятельно и тщательно готовился к любой встрече. Созданная им Украинская республиканская партия сыграла важную роль в период подготовки независимости. Не Народный Рух начал борьбу за независимость, а именно УРП, которую возглавлял Левко Лукьяненко. Рух стал преемником той борьбы, которую вела УРП. К сожалению, при жизни Левка Григоровича этот факт не всегда подчеркивался.
ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ 24 АВГУСТА 1991 Г. / ФОТО АЛЕКСАНДРА КЛИМЕНКО
Лукьяненко был прагматичным и начал борьбу раньше, чем все остальные национал-патриоты. Еще в советское время он рисовал создание организационных структур независимой Украины. В конечном итоге его партия — УРП начала организационные шаги выработки норм, а не просто формирование лозунгов. Это очень важно.
Считаю, что оценки его роли в истории Украины и его личности будут со временем конкретизироваться и усиливаться. Ведь человека глубже изучают при движении вперед. Я думаю, что при всех сложностях Украина будет двигаться вперед и в этом движении Левко Лукьяненко будет рядом несмотря на то, что его физически не будет с нами. Его опыт, его вклад чрезвычайно серьезный и большой. Я был одним из тех, кто сотрудничал с ним и лично назначил послом к Канаде. Я доверял ему, высоко оценивал и не ошибся в своих оценках. Он ко всему относился с огромной ответственностью и измерял все с точки зрения независимости Украине. Лукьяненко всегда говорил, что Украина — это его жизнь. Светлая ему память и огромное соболезнование жене, родственникам, близким и всем нам.
«ЛЕВКО ЛУКЬЯНЕНКО ВСЕГДА БУДЕТ БЕССМЕРТНЫМ В ИСТОРИИ УКРАИНЫ...»
Юрий ЩЕРБАК, публицист, дипломат:
— Левко Лукьяненко всегда будет бессмертным в истории Украины, хотя это огромная утрата. Со смертью Левка Григорьевича уходит целая эпоха украинской борьбы за независимое государство. Это была эпоха и романтическая, и героическая. Это, собственно, то, за что боролись украинские национал-демократы и украинские националисты. Не следует бояться слова — национализм. Левко Лукьяненко был в лучшем понимании украинским националистом. Буквально на днях я перечитал стенограмму первого съезда Руха в Киеве. На фоне довольно робких и осторожных слов о национальном вопросе в Украине и о том, что Украина должна стать частью обновленной советской федерации и не мыслит себя без дружбы с русским народом (безусловно, эти люди были под огромным прессингом партийных организации и тогдашнего КГБ), очень резко выделялось выступление Левка Григорьевича. Он четко и твердо сказал, что Украина должна быть самостоятельным и суверенным государством. Это вызвало бурные аплодисменты, потому что такими были настроения тех, кто собрался.
Однако те, кто вел тот съезд, были намного осторожнее. И я подумал — какой огромный контраст между теми людьми, которые всю жизнь приспосабливались к советской действительности, и этим Человеком, который был под расстрельной статьей и после того еще и отсидел более 25 лет в советских лагерях. Человек, который не сломался, который не изменил своих взглядов и не побоялася публично сказать, что Украина должна стать самостоятельным и независимым государством. Конечно, он был огромным моральным авторитетом. И если ми ищем героев в прошлом, то следует присмотреться к тому, что рядом с нами жил Человек, который безгранично был предан делу украинской самостоятельности. Я очень горжусь тем, что Шевченковский комитет удостоил Левка Григорьевича Лукьяненко Премии имени Т.Г. Шевченко. Он ее абсолютно достоин, хотя звучали голоса определенных писателей, мол, зачем это делать, ведь он политический деятель, а не писатель. Я убежден, что он, заслужил эту премию, потому что, в частности, занимался яркой и правдивой публицистикой.
В политической жизни я с ним познакомился задолго до того, как Украина стала независимым государством. В моей жизни был такой эпизод, когда меня выдвинули кандидатом в депутаты Верховной Рады Украины в одном из округов. Потом я узнал, что по тому же округу выдвинут Левко Григорьевич. Я снял свою кандидатуру, чтобы не мешать ему попасть в парламент, хотя убежден, что он победил бы в любом случае. Это небольшой подвиг, но я горжусь тем, что не стал ему никак на пути. Очень показательно, что именно Левко Лукьяненко написал проект Акта государственной независимости, и это вводит его в пантеон наивысших украинских героев. Но мы сейчас должны сосредоточиться на том, чтобы сохранить о нем память, преумножить его достижения. Если множество героев являются контраверсионным, то в случае с Лукьяненко я не слышал ни одного голоса или слова сомнения относительно уважения к нему. Это был абсолютно чистый и прозрачный Человек. Убежден, что лучшим памятником Левку Григорьевичу будет европейская независимая Украина. Не нужно забывать о тех, что он никогда не предавался иллюзиям относительно «братской» любви российского народа к украинцам. Он абсолютно отбрасывал обманчивые и фальшивые слова. Лукьяненко прекрасно понимал, что такое российский шовинизм и российский империализм. Он об этом говорил откровенно, ведь четко знал, кто у нас враг, и хотел, чтобы все украинцы это тоже понимали.
«ОН РАСТИЛ УКРАИНСКУЮ НАЦИЮ»
Сергей ЖИЖКО, политолог:
— Есть такое выражение: «Нашелся таки один казак. Из миллиона свинопасов». Когда миллионы украинцев были втянуты в строительство так называемого коммунистического будущего, Левко Григорович, человек из Северщины, казацкого края, делает свой выбор против системы. В действительности, он мог сделать блестящую карьеру в СССР — девять лет в армии, потом вступив в КПСС, учился на юридическом факультете Московского университета. Словом, высокие кабинеты для него были открыты, однако человек вместо того, чтобы войти в эти открытые двери, делает противоположный выбор. Такой выбор делали единицы, и он был среди них.
Попав по распределению в Западную Украину и найдя там своих единомышленников, в частности Ивана Кандыбу, Лукьяненко организует подпольную партию — Українська робітничо-селянська спілка. Целью этой партии было — выход Украины из СССР. Этот его шаг свидетельствует не просто о донкихотстве или каком-то идеализме, это был сознательный выбор. Перечеркнув все свои перспективы, он, поставил своей целью независимость Украины. Это был чрезвычайно смелый шаг гражданского мужества и национального достоинства. А дальше уже все достойно системы — доносы, следствия, суды и отсидки, где он знакомится с разными социальными и политическими типажами, которые советская система загнала в лагеря. Там у него был этап нового исторического и политического образования об Украине и мире.
Лукьяненко не впадал в отчаяние, не пошел путем пессимизма, а имел огромную веру в Украину. Он говорил, что даже если останется один, то все равно не отступится от своего, а будет стоять до конца. Даже если украинцы этого не понимают или не осознают, потому что он понимал, что их обманули. Лукьяненко осознавал, что народу нужна свобода и свое государство. В лагерях он глубже познал и историю национально-освободительной борьбы, и вооруженной борьбы, и что такое национализм. Я вспоминаю, когда я уже как член руководства Украинского Хельсинского союза Львовской областной организации приехал в Киев помогать организовывать манифестации, после чего началась Революция на граните, то у нас состоялась дискуссия — должен ли украинский национализм стать идеологией Украинской республиканской партии? Припоминаю, что тогда все диссиденты были против, хотя и отсидели вместе с националистами в лагерях, и только один Левко Григорович, будучи главой партии говорил, что это возможно, но только со словом «демократический национализм». Тогда это решение так и не смогли принять, но со временем к нему вернулись и национализм, став идеологией УРП.
Все знают, что 24 августа у Левка Григоровича — день рождения, и именно в этот день в 1991-м провозгласили независимость Украины. И именно Лукьяненко написал черновик Акта провозглашения независимости. Потом этот текст с поправками был принят Верховной Радой. Данный факт свидетельствует о том, что этому человеку судьба нации написала быть автором текста о независимости. То есть Гетманщина, которая была несколько веков в неволе, родила со своей среды человека, который был готов написать исторический акт и сыграть судьбоносную роль в возобновлении нашей государственности. Это очень красноречиво. И это одно из главных достижений в его жизни. Свою миссию Левко Григорович выполнил.
ПРОСТИТЬСЯ СО СВОИМ ПООБРАТИМОМ ПРИШЕЛ ПОЛИТЗАКЛЮЧЕННЫЙ СОВЕТСКИХ ЛАГЕРЕЙ, А НЫНЕ НАРОДНЫЙ ДЕПУТАТ — ЮРИЙ-БОГДАН ШУХЕВИЧ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «ДЕНЬ»
Он был трудоголиком, и то время, что провел в лагере, использовал для того, чтобы написать книги — свои воспоминания истории героев — украинцев, которые были в лагерях, свое отношение к коммунизму и так далее. И эти воспоминания должно было бы издать государство, а не то, что Левко Григорович искал каких-то мелких бизнесменов, которые ему помогут. Он выращивал украинскую нацию, он сеял ее зерно. И будем надеяться, что оно взойдет и что будут называть улицы его именем и ставить памятники.
«ЕГО УВАЖАЛИ, И ПРИВЕРЖЕНЦЫ, И ВРАГИ»
Лариса ИВШИНА, главный редактор газеты «День»:
— Левко Лукьяненко был представителем поколения, что боролось за независимость. Его уважали и приверженцы и враги. И то, что его уважали даже враги, является показательным ориентиром. Это было видно. Конечно некоторые наши политические «недоросли» не выразили своих сочувствия и мнения относительно фигуры Лукьяненко. Это те, кого ми называем олигархическим кругом, отдельные оппозиционные силы... Но тогда, когда Левко Григорович был в парламенте, всегда было ощущение, что таких, как он, уважают. В том числе в России...
За Левком Григорьевичем стояло образование и постоянная работа над собой. Согласно критериям, которые отмечены для люстрации, он должен был бы попасть под нее. Ведь он учился в Московском университете на юридическом факультете, был членом партии, некоторое время работал в райкоме. Но это является иллюстрацией до того, кто кем стал. Лукьяненко стал величиной общенационального звучания и ориентиром для многих людей.
Тот факт, что Лукьяненко является человеком, который от руки написал Акт о независимости, говорит о том, что он к такому шагу был готов. И готовился он к этому всю предыдущую жизнь, ведь знал, что этот исторический момент рано или поздно наступит. И как мог его приближал.
Представительница Президента написала на своей странице в «Фейсбуке» общепринятые хорошие слова. Я в свою очередь в комментарии к посту отметила, что в 1999 году, который был Рубиконом для нашего государства, Левко Григорьевич сделал такой выбор, который стал еще одним его грандиозным духовным поступком. Человек, который более чем 25 лет прошел жесткое испытание лагерями советской системы, избрал кандидата в президенты, которого упрекали, что он сделал карьеру в КГБ. Это «шекспировский сюжет». Евгений Марчук, в свою очередь, часто цитировал фразу Лукьяненко: «Левко Григорьевич говорил, что я изучал его, а он изучал меня». В результате этих взаимных изучений они пришли к мысли, что именно Марчук должен стать президентом страны в 1999 году. И характерно то, что эту же позицию поддерживали гиганты националистического движения, такие как Слава Стецько и Евген Грицяк. Почему? Потому что за этим стояло образование, широкое мировоззрение и способность к поступкам, которые не подражают массовым настроениям. Эти люди готовы формировать течение и готовы идти впереди. Конечно, это был большой вызов и для руховской среды, которая не смогла оценить уровень Левка Лукьяненко. Этот политический излом очень важен. Потому что все, кто сейчас говорит о Левке Григорьевиче похвальные слова, недоговаривают. Ведь именно из-за того, что они не прислушивались к нему — ни тогда, когда он избирался в 1991-м, ни тогда, когда он призывал голосовать за Марчука в 1999-м. Что же это за цена чествований, когда людей не слышат при жизни в их решающих призывах?
9 ИЮЛЯ 2018 Г. ПРОЩАНИЕ С ЛЕВКОМ ЛУКЬЯНЕНКО В СЕЛЕ ХОТИВ ПОД КИЕВОМ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «ДЕНЬ»
При всей своей твердости, Левко Григорьевич был довольно толерантным. Он прибегал к общению даже с теми людьми, мнения которых не поддерживал. Но все равно стоит осознать трагизм ситуации. С одной стороны, он написал Акт о независимости, а с другой стороны, последние годы своей жизни он говорил о наибольшей горечи своей души — в Украине нет справедливости для людей. Поэтому все это требует более честного разговора. Он является той фигурой, которая может обеспечить и своей жизнью, и своим отходом в другой мир потребность честного диалога хотя бы на будущее. Вопрос в том, кто на это способен. Хорошо, что спикер парламента Андрей Парубий сказал хорошие слова в адрес Лукьяненко. Хорошо, что вице-премьер Степан Кубив тоже сказал хорошие слова. Но этого недостаточно. По моему мнению, представители власти должны были бы не просто ограничиться хорошими словами. Они должны были поручить правительству создать комиссию по чествованию памяти Лукьяненко, взять на себя все расходы, привлечь лучших архитекторов, скульпторов и художников для того, чтобы создать памятник, нужно определить стипендию для сотрудников Академии государственного управления и тому подобное. Ну и, конечно, необходимо переиздать все то, что Левко Григорьевич написал. То есть нужны шаги, которые бы показали, что они не просто говорят слова, а делают все, чтобы была передана эстафета Левка Лукьяненко. На своей странице я написала, что Лукьяненко является одним из титанов, а вице-премьер Климпуш-Цинцадзе написала в ответ — кто поднимет его знамя? Так вот для того, чтобы было поднято это знамя, нужно научить новое поколение быть такими. Кто будет маркером? Маяком? На кого люди будут ориентироваться в будущем? Большой вопрос.