Российский МИД за словом в карман не лезет. Такое впечатление, что там наступил праздник непослушания: нас долго держали в цепях, теперь наконец можно наплевать на весь этот лицемерный дипломатический бонтон: «Вот все у нас — как на параде, салфетку — туда, галстух — сюда, да «извините», да «пожалуйста», «мерси», а так, чтобы по-настоящему — это нет! Мучаете сами себя, как при царском режиме». Один из последних перлов такого сорта — заявление министра Лаврова о том, что Россию из «Восьмерки», оказывается, никто не исключал — просто остальные семеро не явились на саммит в Сочи...
Москва ведет себя, как школьник среди взрослых людей. В самом деле, где грозная запись в дневнике, вызов родителей в школу, решение педсовета? Нас никто не исключал, это они злостно прогуляли мероприятие.
Министр в своих публичных высказываниях еще как-то держится в рамках этикета. Анонимные заявления МИД РФ написаны куда более разухабисто. О министре обороны Украины Валерии Гелетее ведомство на днях выразилось так: «Степень адекватности главы военного ведомства Украины, опубликовавшего на своей странице в «Фейсбуке» упомянутый пост, — предмет для исследования специалистов не в военной области». Иными словами, Гелетея должны обследовать психиатры.
Удостоился недавно выволочки и министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус, не одернувший журналиста, как это любят делать российские руководители: «Вызывает также недоумение проявленная Л. Фабиусом снисходительность к откровенно провокационному вопросу журналиста, поставившего на одну доску Россию и так называемое Исламское государство как главных нарушителей международного права».
Строгий выговор российский МИД объявил постоянному представителю США в ОБСЕ Дэниелу Баэру: «Вызывает возмущение, что американский дипломат, который уже неоднократно позволял себе одиозные выпады против России, на этот раз перешел все допустимые границы дипломатического приличия. Его голословные претензии не только, как обычно, не были подкреплены конкретными фактами, но и изобиловали откровенными оскорблениями и хамством в адрес нашей страны». Видимо, Москва считает хамством сравнение «гуманитарных конвоев» с игрой в наперстки: «Коллеги, хотя в наши дни это не так часто можно увидеть, но в 1980-х годах на многих перекрестках в Нью-Йорке можно было найти человека за карточным столом, заманивавшего наивных прохожих для участия в игре. Предметом этой игры был шарик под одним из трех пластиковых стаканчиков, которые жулик быстро передвигал перед вашими глазами, призывая вас следить за шариком. Остановившись, он спрашивал, под каким стаканчиком находится шарик, — и прохожий всегда поддавался на хитрость и угадывал неверно. Кремль играет в жульническую игру — направляет колонну, которая служит «потемкинской деревней», чтобы отвлечь внимание мира от своих вопиющих действий, которые и являются причиной гуманитарных проблем». В данном случае Госдепу предложено сделать оргвыводы: «Рассчитываем, что в Государственном департаменте США призовут своего постпреда изменить неподобающий дипломату высокого ранга стиль поведения на площадке ОБСЕ, которая должна служить не трибуной для огульных и грубых выпадов, а местом взаимоуважительного и конструктивного разговора по ключевым проблемам европейской безопасности и выработки коллективных решений. Иначе с этим персонажем будет не о чем разговаривать».