Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Ах, водевиль, водевиль, водевиль!»

15 марта, 2002 - 00:00

Стремительно приближается день выборов, и с грустью думаешь о том, какой серой станет наша жизнь после 31 марта — что-то вроде следующего утра после яркого кровавого праздника корриды. Толпа разошлась, тореадоры зализывают раны, обслуга чистит арену и вытягивает туши мертвых быков (и коров). А сколько людей было задействовано, сколько денег! Сколько пикантных подробностей мы узнали о жизни своей политической элиты — что там интриги времен Екатерины Медичи! Правда, заметно не хватает блеска, таланта, выдающихся — хотя бы в демагогии или во лжи — личностей. Но еще будут, еще будут — не последние же выборы переплываем. Тем более, что очень стараются имиджмейкеры (доморощенные и гастролеры) — накладывают грим, подшивают ватные плечи, ставят голос, походку, улыбки, разучивают экспромты и шутливые реплики.

На сцене, однако, в свете рампы, избирателям сложно отличить актеров, с которыми работают режиссеры, от самоучек. Да и не стоит требовать от «мейкеров» невозможного, того, чего не смог сделать сам Творец каждого человека. Послушать только, как читают — запинаясь, чуть ли не по слогам — свои грандиозные программы некоторые кандидаты или как «тонко» они обольщают избирателей! Одни декламируют стихотворения, другие пересказывают собственные будущие киносценарии, третьи — поют еще иные — демонстрируют свои бицепсы. Как будто речь идет не о законодательной Верховной Раде, а об участии в олимпиаде самодеятельных коллективов. Мне пришлось слышать, как во дворе сто лет не ремонтированного дома, в окружении куч мусора кандидат рассказывал бедно одетым людям о своем бо гатстве и великодушии, о том, как он помогает… своим родственникам. Даже ради избира тельной саморекламы ему не пришло в голову поддержать чу жую бедную старушку или предоставить стипендию какому-нибудь талантливому юноше, сироте.

Некоторые остроумные ходы наших кандидатов можно патентовать, даже несмотря на то, что не все избиратели способны оценить их должным образом. Так, одна «не просто приятная, а приятная во всех отношениях», по словам Гоголя, дама-кандидат рассылает всем предвыборные открытки за подписью «Ваша Юля». Чем, среди прочих, весьма возмутился наместник Киевско-Печерской лавры епископ Павел. Рассказывая об этом на телевидении в «Беседах» с нашим Сократом господином Цендровским, Владыка никак не мог успокоиться и все повторял с отвращением: «Ваша Юля!?». Такая интимная форма, вероятно, оскорбила его монашеское целомудрие.

Невозможно не упомянуть избирательную кампанию в Крыму, где, как известно, господствует свой особый политический строй под названием геронтократия. Ведь наиболее политически активная и влиятельная часть властителей и «народа» там давно перевалила возраст, после которого от человека можно ожидать чего угодно. Даже таких гоголевских историй, как исчезновение избирательных документов: «Когда судья вышел из присутствия в сопровождении подсудка и секретаря, а канцелярские укладывали в мешок нанесенных просителями кур, яиц, краюх хлеба, пирогов, кнышей и прочего дрязгу, в это время бурая свинья вбежала в комнату и схватила, к удивлению присутствующих, не пирог или хлебную корку, но прошение Ивана Никифоровича. Схвативши бумагу, бурая хавронья убежала так скоро, что ни один из приказных чиновников не мог догнать ее, несмотря на кидаемые линейки и чернильницы… Сколько ни старались скрыть это дело, но на другой же день весь Миргород узнал, что свинья Ивана Ивановича утащила просьбу Ивана Никифоровича…»

Действительно, узнал не только весь украинский «Миргород», но и все соседи. Детективное происшествие с пропажей избирательных списков Крым может подавать в книгу рекордов Гиннесса — без всяких сомнений, это уникальный эпизод в истории демократии, которая насчитывает 2,5 тысячи лет. А на будущее — прекрасный прецедент «последнего доказательства» на случай, если исчерпаны все другие меры. Можно порекомендовать еще сжигание избирательных участков и перекапывание траншеями улиц в ночь перед голосованием, а также широко открывать накануне выборов, по совету Чарльза Диккенса, двери всех пивнушек под лозунгом «Фирма платит за все». В Крыму да еще и при геронтократии все это будет иметь успех.

«Глубокомудрые» выступления большинства — да, большинства — кандидатов создают у людей впечатление, что должность депутата Верховной Рады не ставит перед человеком какие-то особенные требования. Как-будто это что-то вроде работы охранника или кондуктора, где не нужно специального образования, профессионального опыта, совершенного знания страны и мира. В таких условиях почему бы и не баллотироваться, скажите, пожалуйста? Избрали — отсидел срок в сессионном зале, покрасовался в лучах публичности, получил немалое материальное вознаграждение, воспользовался при необходимости депутатской неприкосновенностью и пошел себе прочь. Ни отчета, ни ответственности за то, что делается вокруг. Депутаты, правда, «неприкосновенны», но почему их не привлекают к ответственности после окончания полномочий? Абсолютно убеждена, что уже во время последнего сессионного заседания под дверями Верховной Рады должна стоять кавалькада «черных воронков» с готовыми судебными постановлениями. Ни за что иное, а только за 4 года преступной деятельности или преступной бездеятельности в особо крупных размерах.

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ