Интересной особенностью древнерусских летописей XII-XIII веков является очень ограниченное количество сведений о женщинах из княжеских семей, особенно о дочерях и внучках князей. Понятно, летописцы в первую очередь обращали внимание на дела государственные, события общественной, религиозной и международной жизни, а семейные дела часто оставались в тени. Поэтому даже о знатных женщинах времен Древней Руси мы часто узнаем из иностранных письменных памятников средневековья, свидетельства которых противоречивы и оставляют пространство для гипотез и фантазии ученых и публицистов.
Дочь Ярослава Мудрого Анна, королева Франции... Со школьной скамьи известная, даже хрестоматийная, фигура в истории Киевской Руси. Но в историческом портрете Анны еще долго будут оставаться неизвестными его интересные составляющие. Например, точно не известен год рождения княжны. В исторических источниках называются 1024 или 1025 годы. В наше время же в научной литературе все чаще указывается 1032 год.
В 1048 году (по другим сведениям, в 1044 г.) в Киев прибыло французское посольство просить руки Анны для короля Генриха I (годы правления 1031—1060), который недавно овдовел и не имел наследника. В средневековых хрониках содержится сообщение о том, что до короля дошли слухи о необыкновенной красоте княжны и он захотел взять ее в жены. Но, очевидно, все было гораздо более прозаично. Сложное внутреннее и внешнее положение Франции вынуждало монарха искать влиятельных союзников, а могущество Руси в первой половине XI века было признанным во всей Европе. Поэтому достоверным кажется предположение украинского историка Николая Котляра о том, что Генрих I собирался опереться на военный и финансовый потенциал Древнерусского государства (в то время наиболее могущественного на территории Восточной Европы) в борьбе против врагов и за объединение Франции, против сепаратизма мятежных графов и баронов. Власть последних на просторах Франции была безграничной, они фактически были независимы от короля. В свою очередь, Ярослав Мудрый, наверное, считал такой союз полезным для противоборства с Византийской и Германской империями.
Следовательно, дело о заключении брака было решено. Анна со свитой отправилась во Францию. Дискуссионной остается и дата венчания: чаще всего в научных работах называются 14 мая 1049-го и 19 мая 1051 года. И тут появляется вопрос, на который у историков отсутствует единодушный ответ: приняла юная королева католицизм или осталась православной христианкой? Некоторые исследователи доказывают, что Анна стала католичкой, поскольку без этого был невозможен ее брак с французским монархом. Другие ученые считают, что вряд ли Генрих I мог требовать от жены отречься от православия, поскольку это привело бы к ухудшению отношений между Русью и Францией.
Во французскую столицу киевская княжна привезла древнерусское Евангелие (Евангелистерий), которое затем было передано Реймскому собору и получило название Реймского. Интересно, что впоследствии, вступая на престол, короли во время коронации присягали на верность Франции именно на этом Евангелии (сегодня этот бесценный документ эпохи раннего средневековья хранится в Национальной библиотеке в Париже).
У королевы Анны было три сына: Филипп по прозванию «Добрый», который позже стал королем Франции, Роберт, умерший в юном возрасте, и Гюгон Великий, позднее граф Крепи. Существует версия, что королевское семейство имело дочь — Эдингу, судьба которой стала почти легендой. Девочка родилась в 1055 году, а в 1074 году монарх решил выдать принцессу замуж. Во избежание насильственного замужества, Эдинга убежала из Парижа и, утомленная долгой дорогой, остановилась в баварском селе Пух (окраина Мюнхена). Местные крестьяне дали принцессе приют, где она прожила до своей смерти (1109 г.), занимаясь обучением местных детей и леча больных. Похоронена Эдинга под престолом церкви, которая стоит и по сей день. Около 1600 года католическая церковь провозгласила внучку Ярослава Мудрого блаженной.
После смерти своего мужа (1060 г.) Анна стала фактической опекуншей малолетнего короля Филиппа I (в то время ему исполнилось всего 7 лет). Французские летописцы извещают, что незадолго до своей смерти Генрих I хотел объявить жену регентом королевства, но она отказалась от такой чести, и регентом стал Бодуэн V, граф Фландрии. Как опекунша, Анна вместе с Филиппом I подписывала различные государственные документы, которые также сохранились и доныне. Так, на жалованной грамоте Суасонскому аббатству существует ее собственноручная подпись кириллицей «Анна ръина» («Анна королева»). В дореволюционной исторической науке встречаются сведения, что Анна во Франции имела и второе имя Агнесса. Российский историк Лобанов-Ростовский отметил целый ряд документов Франции, на которых имя Анны (Агнессы) написано латинскими буквами. Эти акты относятся ко времени правления как Генриха I, так и Филиппа I — мужа и сына Анны Ярославны.
В дальнейшем королева-мать со своими детьми поселилась в замке Сенлис, вблизи Парижа. Именно здесь начались события, которые приобрели бурное развитие и придали романтическую окраску жизни дочери Ярослава Мудрого. В нее влюбился и потом (наверное, с согласия самой Анны) похитил граф Рауль де Крепи де Валуа, один из самых могущественных вельмож королевства. Их брак (1063 г.) не был признан Папой Римским Александром II, а графа Рауля даже отлучили от церкви. Но влюбленные жили вместе в одном из замков графа до его смерти в 1074 году (по иным сведениям — в 1071 г.).
Анна была вынуждена вернуться ко двору Филиппа I. Снова ее подпись появляется на государственных документах рядом с подписью сына. Только теперь вместо «Анна королева» встречаем — «Анна мать короля Филиппа». В последний раз ее имя было на жалованной грамоте 1075 года. Когда умерла и где похоронена Анна — неизвестно. Существует много версий, согласно одной из которых королева вернулась в Киев, где и закончила свои дни в монастыре. Но подавляющая часть ученых считает, что Анна доживала свой век и была похоронена во Франции.
Наполненная разнообразием событий жизнь дочери Ярослава Мудрого предстает перед современным читателем, как сюжет средневекового романа, преисполненный величия единства грандиозных исторических явлений и личной человеческой судьбы.