Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Антониевы пещеры: прикосновение к тайне

7 ноября, 2003 - 00:00

Без малого тысячу лет черниговские Антониевы пещеры вызывают повышенный интерес. Для одних — это христианская святыня, для других — примечательный образец подземного зодчества, для третьих — обиталище привидений...

ОТЕЦ ДРЕВНЕРУССКОГО МОНАШЕСТВА

В 983 году в старинном городе Любеч родился мальчик Антип, которому впоследствии суждено было стать «отцом древнерусского монашества» и одним из наиболее почитаемых православных святых. С детских лет Антип тяготился мирской суетой и стремился к уединению: в отрочестве он выкопал в лесу в двух верстах от города пещерку и жил в ней в полном одиночестве. Потом он отправился на Святую Афонскую гору, где в одном из монастырей принял постриг под именем Антония; там он получил основы монашеской жизни и обитал в пещере возле Есфигменского монастыря. Его духовная жизнь поражала окружающих. Игумен монастыря приказал ему вернуться на родную землю для того, чтобы Антоний обучил соотечественников тому, что познал на Афонской горе.

Возвратившись в Киев, Антоний стал подыскивать место, где он мог бы уединиться, и нашел пещеру в прибрежных днепровских чащах, в которой прожил несколько лет. Но после смерти Владимира Крестителя в 1015 году монах не смог смотреть на кровавую борьбу за власть между его сыновьями и вновь пошел на Афон, приняв схиму в том же монастыре. В 1028 году игумен вновь приказал ему вернуться на Русь. Антоний обошел все монастыри возле Киева, но не мог остаться ни в одном из них — слишком уж не похожа была жизнь в них на ту, которою он видел на Афоне и к чему стремилась душа. По представлениям Антония, в большом городе человек не мог уединиться с Богом. Наконец недалеко от места своего прежнего уединения он нашел пещеру, в которой раньше жил священник села Берестово Илларион, ставший киевским митрополитом.

Слава о праведной жизни Антония быстро распространилась по Киеву, и около него стали селиться монахи-отшельники. После смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. вновь вспыхнула межусобица. Антоний был обвинен в участии в восстании киевлян против великого князя Изяслава и впал в немилость. Опасаясь княжьего гнева и расправы, он решил бежать из Киевской земли. Узнав об этом, князь Святослав тайно переправил его в свою столицу. Так в одну из ночей 1069 г. преподобный Антоний прибыл в Чернигов, где для будущего своего поселения облюбовал Болдины горы. Название места происходит от древнерусского слова «болд» — дуб. Это дерево обладает повышенной энергетикой и издавна почиталось местными жителями; в свое время там находилось языческое капище. Вероятно, с этого выбора Антония и начались те «странности», о которых речь пойдет ниже.

В толще Болдиной горы преподобный Антоний вырыл пещеру, в которой прожил три года, до того времени, когда киевляне уговорили его вернуться в Печерский монастырь, где он через год умер в возрасте 90 лет. Но в течение последующих семи веков основанный им в Чернигове монастырь продолжал развиваться, увеличивалось количество монахов, пещеру Антония раскапывали в разные стороны, появились довольно просторные подземные помещения и надземные постройки. Только в рационалистическом ХIХ веке, когда желающих жить под землей заметно поубавилось, монастырь пришел в упадок.

«СТРАННОСТИ» ПОДЗЕМЕЛИЙ

Сегодня Антониевы пещеры представляют собой комплекс подземных сооружений, состоящий из церквей святого Антония, святого Феодосия Тотемского, Николы Святоши, часовни с захоронениями, кельи Антония и кимитирии, соединенных между собой галереями. Общая протяженность помещений — около 350 метров. Наибольший интерес представляет собой церковь Феодосия, в притворе она достигает высоты 8,4 метра, что позволило даже утроить в ней хоры; попадая в эту церковь, посетитель забывает, что находится под землей. Главной святыней монастыря считается келья Антония, хотя трудно поверить, что она принадлежала самому основателю монастыря: уж слишком мало шансов, чтобы она сохранилась за тысячу лет. Характерная черта ансамбля, отличающая его от других аналогичных подземных комплексов: его помещения находятся на четырех уровнях, расположенных друг над другом.

С Антониевыми пещерами связано много легенд и преданий, еще больше — слухов и кривотолков. Однако есть и вещи, которые не имеют научного объяснения, но с которыми так или иначе приходится считаться. Планомерные и последовательные работы в пещерах (раскопки, расчистки, изучение, укрепление и реставрация) начались три десятилетия назад. Именно тогда регулярно начали фиксироваться разного рода чудеса. Вот как описывает одно из них «участник события»: «То, что произошло 7 февраля 1970 года, в корне изменило мое отношение к странностям Антониевых пещер. Мы работали в нижнем ярусе комплекса. Наружные двери были закрыты на замок. Электрического освещения в пещерах тогда еще не было, и копать приходилось при свечах и фонариках. Ближе к утру свет закончился, обрекая нас на вынужденное бездействие. Тут-то и вспомнилось, что в предыдущий выход мы оставили огарки свечей за алтарем церкви Николы Святоши. И мне пришлось за ними идти. Уверенно ориентируясь в пещерах и в полной темноте, я совершенно спокойно шел в нужном направлении. И тут случилось то, что невозможно объяснить с точки зрения обычной человеческой логики... Возле кельи Антония Печерского стоял человек, одетый во что-то черное, похожее на длинное старомодное пальто. Привидение молча смотрело на меня сзади, а я видел его как бы в зеркале, ведь я находился в тот момент в церкви Николы Святоши спиной к нему. Как ни странно, обычного в такой ситуации ужаса я не ощутил, но стало не по себе. Понимая, что это галлюцинация, я быстро пошел вперед в помещение алтаря. Видение исчезло, но от этого стало еще тревожнее. Обшарив то место, где должны были находиться свечи, и не найдя их, я с сожалением констатировал, что возвращаться придется без света. Выходить из алтаря не хотелось, но ничего другого не оставалось: не ждать же, когда за тобой придут. Войдя в центральный объем храма, я вновь увидел ЕГО. Стоял ОН на том же месте. Все выглядело вполне реалистично, кроме одного: в абсолютной темноте видеть кого-либо невозможно! Странно. Но волнение ослабело. Несколько шагов вперед — и привидение скрылось за поворотом. Вернувшись к своим товарищам, я ничего им не рассказал, опасаясь насмешек».

Это отрывок из книги заведующего отделом истории пещер Национального историко- архитектурного заповедника «Чернігів стародавній» Владимира Руденко, серьезного ученого, начавшего заниматься изучением местных подземелий еще подростком. Предвидя скепсис читателя, добавлю: до прихода в заповедник Владимир работал участковым милиционером и сотрудником уголовного розыска; вряд ли кто-то из черниговчан дерзнет обвинить его в психической неуравновешенности, болезненной фантазии или же в погоне за причастностью к дешевым сенсациям. Со скрупулезностью милицейских протоколов уже многие годы Владимир записывает «события» происходящие в пещерах, даже пытается делать зарисовки.

«Чудеса» в пещерах отмечались и многими другими сотрудниками заповедника и посетителями пещер. Интересно, что летом 1995 года некоего «монаха» видела в пещерах целая группа людей. Предпринимались и попытки специального научного изучения пещерных аномалий, но аппаратура, установленная в подземных помещениях «отказывалась работать и выдавала информацию», не поддающуюся научному объяснению. К изучению происходящего привлекались различные специалисты, вплоть до экстрасенсов, каждый подходил к работе по-своему, но все были едины в одном: Антониевы пещеры оказывают влияние на человеческий организм. Речь идет не обязательно о галлюцинациях — это воздействие может проявляться в учащенном сердцебиении, «скачках» в давлении, ощущении беспричинного страха...

Необычные свойства Антониевых пещер пробовали использовать и для извлечения выгоды. Так, в 1999 году одна частная фирма весьма успешно привлекала туристов из Москвы, в программу пребывания которых входили подземные лечебные сеансы.

ИНТЕРВЬЮ С ПРИВИДЕНИЕМ

Документально зафиксировать аномальное явление посчастливилось и автору этих строк. В погожий сентябрьский день 1996 года я попросил Владимира показать мне те места подземелий, в которых человек испытывает наибольший дискомфорт. Руденко предложил другой вариант: чтобы я погулял в одиночестве по пещерам при выключенном электричестве со свечкой или фонариком.

Пещеры встретили меня гулкой тишиной, разрываемой жужжанием динамо фонаря, шумом моих шагов и дыхания, шуршанием одежды. Обязательным пунктом моего путешествия было самое посещаемое привидениями место — церковь Николы Святоши. Из церкви Антония я перешел в церковь Феодосия, поднявшись на следующий ярус, попал в часовню с костями, из нее по длинной галерее мимо кельи Антония, известной также как «молчательная», дошел до цели. Возвращаться обратно можно было либо через примыкающую к церкви Николы Святоши кимитирию и узкий коридор, пройдя по ним до часовни с костями, либо прежним путем — мимо кельи Антония. Я выбрал последний маршрут.

Хорошо зная расположение помещений, я не испытывал никакого страха. Воспитанный в годы воинствующего атеизма, я уже начал подсмеиваться над своими опасениями. Но «радость победы» оказалась преждевременной. Подходя к часовне с костями, я бросил луч фонарика в боковой ход слева. Луча не было! Точнее, он выходил из отражателя, но упирался в нечто, что не возможно было разглядеть. В ту же секунду меня объял страх, непреодолимое желание поскорее выбраться на поверхность.

Выйдя из подземелий, я, конечно, умолчал о своем «приключении». Страхи тут же пропали, уступив место иронии, но главный сюрприз ожидал меня дома. Оказалось, что во время подземного путешествия мой диктофон был все еще включен на запись и именно в ТОМ месте (по фонограмме отследить это элементарно просто) на пленке оказался совершенно странный звук. Это было нечто похожее на восклицание «Уть!», произнесенное человеческим голосом, но какое-то «сдавленное», как бы прокрученное на в два или три раза большей скорости. Если бы «восклицание» появилось в звуковом диапазоне, то не услышать его было бы невозможно: в соразмерности со звуком динамо фонарика, его громкость была бы равной ближнему раскату грома. Никто из моих знакомых, археологов, спелеологов, физиков дать рациональное объяснение этому явлению не смог. Пещеры Антония оставляют больше вопросов, чем ответов.

Сергей КОЛЕСНИК, Чернигов. Фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ